Газета "Своими Именами" №10 от 26.10.2010 - Газета " (книги читать бесплатно без регистрации полные .TXT) 📗
Тезис Млечина в чем-то продолжает идеологическую линию власовцев, исходящую из того, что якобы немцы ни при каких обстоятельствах не могли победить Россию, поэтому пускай нацисты разобьют коммунистов, а дальше они все равно будут вынуждены отдать власть своим русским союзникам. Увы и ах, дальше нацисты на оккупированных территориях просто приступили бы к выполнению своей программы геноцида и насильственного выселения коренных «недочеловеков» за Урал и германизации завоеванного жизненного пространства. И через пару десятилетий никаких русских, украинцев, белорусов, литовцев, латышей, эстонцев… на новом жизненном пространстве Германии просто не осталось бы.
Так справедливо ли утверждение, что Победа в Великой Отечественной войне является заслугой Сталина и в чем же состоит эта заслуга? Прежде всего в том, что Сталин своевременно понял необходимость скорейшего решения проблемы индустриализации страны и создания мощного военно-промышленного комплекса, без чего СССР в принципе не мог бы победить Германию. Сталин своими дипломатическими ходами заставил Запад сделать то, чего ни Лондон, ни Париж делать категорически не желали, фактически вынудив их объявить Германии войну.
Сталин во время войны смог обеспечить то, что не удалось сделать Николаю II и его министрам в 1916 году, а именно в сложнейших условиях катастрофических поражений Красной Армии сохранил управляемость страной. Именно в это тяжелейшее время была проведена эвакуация на восток большинства военных предприятий, в результате чего, буквально из пепла был воссоздан военно-промышленный комплекс страны, в итоге переломивший хребет немецкому нацизму. Это факт бесспорный и по своим масштабам незнающий аналогов в мировой истории.
Несмотря на потерю большей части кадровой армии была проведена перманентная мобилизация, благодаря которой удалось решить проблему восстановлении численности, а затем и боеспособности Красной Армии. Сталину в сложнейших военных условиях удалось отобрать наиболее талантливых генералов, которые смогли не только противостоять, но и разгромить полчища вермахта.
Осторожная предвоенная политика Сталина позволила Советскому Союзу уже в первые дни войны преодолеть сопротивление антисоветских сил Запада и постепенно перейти к союзническим отношениям с Великобританией и США. Но, пожалуй, самый главный вклад Сталина в Победу заключался в том, что при его активном и непосредственном участии на встречах Большой Тройки были выработаны принципы послевоенного мироустройства, которые надолго позволили оградить мир от угрозы Третьей мировой войны.
Ю. ЖИТОРЧУК, кандидат физ.-мат. наук
ИСТОРИЯ
ВОЙНА БЫВАЕТ РАЗНОЙ…
О героической судьбе родного брата, танкиста-касимовца, мне рассказала ветеран труда, долгое время работавшая бухгалтером в гороно города Касимова Рязанской области, Ольга Степановна Ефремова. В их семье, проживавшей поначалу в селе Дмитриево Касимовского уезда у отца Степана Сергеевича Антонова, который родился 4.04. 1893 г. в селе Дмитриево, а умер 3.03. 1986г. в Касимове, было много детей. Интересно, что папа будущего танкиста Виктора Антонова, о ком и пойдет речь, женился последовательно на 3-х родных сестрах: Ольге, маме Сергея (†), Виктора (†) и Валентины. Второй женой стала Елизавета - она мама Ольги и Александра. И третьей супругой была Софья (1913г. -†1994г.), она мама Владимира. Кроме этого, в Дмитриеве утонул в детстве еще один член семьи – Вова. И еще одна Оленька умерла в младенчестве от дифтерита. Валя, что была постарше, заразилась в детсадике – притащила болезнь в дом и заразила сестру. Потом Антоновы жили на улице Воровского, 6 в Касимове и в других местах города…
Виктор, родившийся в декабре 1920 года, был черноволосым пареньком небольшого роста, хорошо сложенным, подвижным. Вместе с братом Сергеем, 1919 года рождения, они увлекались спортом. Имели значки «ГТО» и мечтали о службе в Красной Армии. Витя больше о военном училище грезил. Поэтому и поступил в Киевское танковое незадолго до Великой Отечественной войны. Отучившись один год, Виктор приезжал домой в отпуск. Все бегал. Его в деревне спрашивают: «Ты чего в одних трусах?». А он отшучивался на пробежках: «У нас в Киеве все так бегают!». Занимался усердно, был усидчив. Отцу из Киева, где служил писал: «Папа, я совсем не выхожу в город, не беру увольнительных…». В июне 1941 г. окончил училище с отличием в звании младшего лейтенанта. Война застала на учениях в 5 км от столицы Украины, куда выехал еще в мае со своей танковой частью. До декабря 1943 г. служил на одном фронте с родным братишкой - Сергеем. Их, погодков, призвали вместе, в конце 30-х годов. Но увидеться в пылу сражений не довелось. В 1943 г. Виктор был уже командиром тяжелого танка «Клим Ворошилов», или «КВ». Боевая машина с толстенной 75-мм броней, оснащенная мощной пушкой и тремя пулеметами. К этому времени он, Виктор, уже имел звание лейтенанта. Сражался и на Курской дуге. Умело командовал экипажем из 5 человек…
В Смоленской операции 1943 г. в кровавом бою тяжелый танк лейтенанта Виктора Антонова был разбит. Скорее всего, первый выстрел был болванкой с «тигра» и предательским – не в лоб, где броня была толще – до 100 мм. Выжил лишь командир машины, Виктор Антонов. Но осстался калекой на всю жизнь. Одну ногу ему оторвало, вторую перебило. Тем не менее смог настроить себя психологически – помогла офицерская выучка - и оказать себе первую помощь. Финским ножом перерезал сухожилия, а подручными «жгутами» остановил кровь и перевязался. Остался в тылу у немцев – наши войска, видно, отступили. Неделю валялся под танком. Весь жиденький в этом году снег объел вокруг себя – это как лошади, которых мальчишки угоняли и бросали в лесу привязанными проволокой и те всю землю вокруг себя съедали. Зима 1943 года выдалась морозной, без сугробов. Из близлежащего селения женщина с девочкой поехали на саночках в лес за дровами и увидели – хворост шевелится! Довезли тяжелораненого до города. Мундир сожгли. Нашли «хирурга». Точнее фельдшера. Напоили Витю самогоном. Культю «лекарь», стянув концы кожи, зашил, а вторую конечность - отпилили двуручной обычной пилой. Порядки при гитлеровцах были строгими. Чуть что – расстрел. Поэтому горе-эскулап, видать, смалодушничал, струсил. Не только в полицию заявил, но, и, перестраховавшись, сдал тяжелораненого русского командира в комендатуру. Женщина с девочкой, кстати, исчезли бесследно, как ни искал их Виктор после войны, когда приехал за необходимыми документами в места, где воевал. Скорее всего фашисты пустили спасителей лейтенанта, как говорится, в расход. Так Виктор попал в плен. Хоть и недолго там был, но горя успел хлебнуть с лихвой. Отцу, Степану Сергеевичу, в Дмитриево, где уже второй голодный год семья жила у его бабушки, принесли «похоронку», но с текстом более ужасным, чем смерть: «Ваш сын Виктор Антонов пропал без вести»…
Вернувшись на Родину, танкист рассказывал родным, что жили пленные в бараке, за колючей проволокой. Ни одна крыса, бывалыча, не пробежит мимо заключенных – быстро ловили и ели. Другим, здоровым, было проще, а здесь выше икр отрезаны обе ноги. Ничего – приспосабливался, что-то для заключенных мастерил, за это его кормили. Потом, после войны, навыки различных ремесел, что освоил там, пригодились при работе в часовой мастерской г. Касимова. Война для Виктора закончилась в сентябре 1945 г. Прошел фильтрацию в своих спецслужбах. Прибыл домой – голова круглая, а волосы на ней большие и «ежиком» стояли. Это от нервов, голода. Прирезали телка, и отец повез Витю в Москву к брату Сергею, который служил в разведке, пленив еще в 1941 году троих фашистов вместе с «фольмерами» (автоматами) и лошадьми (об этом подвиге, отмеченном Орденом Красной Звезды, писали «Известия» тех лет), – удостоился чести учиться во время войны в Алма-Ате на чекиста. Служил в СМЕРШ (в доме отца сохранился портрет Сергея работы неизвестного художника). Работал в Москве, потом долгое время был председателем спорткомитета г. Касимова. Приехал Виктор в гости к брату с кожаными черными наколенниками. Брат, не спрашивая, прошел в комнату, где спал отец, поняв все без слов, – брату нужна помощь…