Содержательное единство 1994-2000 - Кургинян Сергей Ервандович (лучшие книги читать онлайн бесплатно .TXT) 📗
Так что же гостю-то остается? Он, этот конкретный матерящийся гость, коему от роду годков этак 17, не более, переходя к позитивной части своей арии, тоже ощутил нехватку нового державного смысла. И аж запнулся. Но тут же нашелся и сказал: "А у нас зато – мерсов шестисотых как грязи! Как запорожцы ползают у нас по улицам эти мерсы! И стоят недорого! Если знать, как купить".
Это и есть образец нового, точнее новорусского, державного позитива. Есть еще более яркие образцы. Недавно на одних поминках, сильно приняв, выступавший говорил, что ему дано видение, согласно которому умерший въезжает сейчас в рай на шестисотом мерседесе. Слушавшие внимали и плакали от умиления.
С ЭТИМ – надо брать штурмом цитадель нового глобализма? Который попросту-то как называется? Знамо как! Novus ordo mundi. Новый мировой порядок, так сказать. НМП, он же Четвертый Рим – к вопросу, кстати, о том, кто и насколько дорожит демократией. Ведь Бжезинский как этот Рим расписывает – АМЕРИКАНСКИЙ Рим?! "Железная поступь новых легионов"!!!.
Легионы-то по чью душу? По нашу с вами! Поэтому новый мировой порядок, блестяще продемонстрировавший свою суть в Югославии, – это отнюдь не то, во что вот так возьми и войди. Его строили в то время, когда Россия веками грезила (и не только грезила) на тему о другом универсуме. Под другой универсум собирались воедино народы России. Это и называется "универсальная империя" в разных ее обличиях (советском и православном). Если нет такого универсализма – то что есть? Вхождение? А как вы убедите народы, которые веками верили в универсализм, что они должны входить в НМП через вас? Это борются вместе, а продаются – поодиночке.
Почему Калининградская область должна входить в НМП через Россию? Туда ей гораздо удобнее входить через мечтающую вернуть себе этот "кусок" объединенную Германию, чей статус в НМП вызывает резко меньше вопросов, нежели статус России.
И на Северном Кавказе у многих есть через кого входить в НМП. И на Дальнем Востоке этот вопрос в иных формулах прорабатывается. И на Крайнем Севере тоже (отсутствие завоза топлива и продуктов, безусловно, резко активизирует размышления на сей счет).
Но главное – вообще неясно, зачем в условиях лихорадочного построения НМП такие страсти по государственности. Государство в России всегда было средством реализации определенной миропроектности. Нет этой связки государственности с миропроектностью – никак в традицию и культуру новорусскую державность не впишешь. А державность, не вписанная в традицию универсалистской имперскости, жить и работать не может.
И еще один вопрос. Ладно, доломали до конца под разговоры о державности вектор исторического движения, "стерли память", при этом как-то сохранили способность исторического бытия (как – неясно) и пошли, получив пастырское благословение, в тот самый Четвертый Рим. А там есть место? Вы поинтересовались на этот счет? Вот Бжезинский, например, не самый худший эксперт по этой части. И не надо фыркать: "Сошедший с ума старик. Давно ни на что влияния не оказывает." Оказывает, оказывает! На очень и очень многих. Но и не в этом дело.
Не Бжезинский, разумеется, правит миром. Не Бжезинский строит Четвертый Рим. И не Бжезинский даже руководит интеллектуально практикой строительства подобного Рима. Это удел других. Бжезинский – не всесильный идеолог НМП и не выживший из ума старик. Он профессиональный и очень осведомленный человек. В нашем случае главное – что очень осведомленный. В том смысле осведомленный, что обладает прекрасным нюхом. И очень точно улавливает настроения и намерения тех, кто действительно строит Четвертый Рим. Улавливает – и озвучивает. Озвучивает в острой форме, с элементами утрировки.
Но озвучивает-то он вполне реальные планы, а не свои абстрактные философско-политические мечтания. И вроде бы практика последних десятилетий показала, что это именно так. Правда ведь? А если так, то нельзя не прислушаться к вводимым в оборот понятиям типа "лишняя страна" или "мир без русских". Лишняя страна, лишняя – в этом самом НМП, в который так войти хочется.
Что войти! Въехать, елки, как в рай, на шестисотке! Могём!
Вот вопрос на засыпку. К примеру, вы ко мне приходите и говорите: "Хочу на ваш день рождения!" А я говорю: "Я не хочу, чтобы вы приходили". Вы приходите. Вас не пускает моя охрана. Вы ее перестреляли. Взорвали бронированную дверь, за которой я праздную день рождения. Вошли и говорите: "Позвольте вас поздравить и подарить вам этот букет!" Значит ли это, что вы пришли ко мне на день рождения?
И еще вопрос. Мы входим в НМП. Это вхождение не может не быть системным. Военная составляющая нашей системы входит в НМП? Ясно ведь, как такое вхождение называется: "Вхождение в НАТО". Так мы туда входим или не входим? Или иначе – нас туда пускают или не пускают? То, что мы туда рвемся, – это понятно. А они-то нас на свой военный "день рождения" приглашают? Вроде нет. А если нет, то разве так бывает, что военная составляющая не входит в НМП, а все остальное входит? Попросту это называется вхождением в желудок НМП, то есть съеданием. Но тогда что такое здесь великодержавность? Это дискуссия на тему, что удобнее съедать – здоровенный гамбургер или много-много тартинок?!
И ведь что характерно – все хотят в НМП. Власть, корректируя свое отношение к царям и генсекам (которые свой порядок строили и в НМП не просились), грезит о вхождении в мировую цивилизацию, то есть просится на этот самый весьма сомнительный "день рождения". Зюганов, растаптывая всю традицию советского и красного универсализма, вводит в программу своей партии концепцию устойчивого развития, то есть признает себя концептуальным вассалом НМП, и при этом что-то "клеит" старушкам о Ленине, Сталине и других. Жириновский вторит власти с позиций национал-радикализма. То есть предлагает НМП съесть наш гамбургер не абы как, а с острым соусом "Чили" (к вопросу о Пиночете).
И, видимо. да что уж ходить-то вокруг да около! Огромная, сохранившая и идейный, и кадровый, и организационный, и ресурсный потенциал организация под названием РПЦ, по крайней мере во всем, что касается высказываний "влиятельных лиц", явно тяготеет к (самоубийственному для нее, как ни для какой другой организации мира!) вхождению в столь притягательный НМП.
В этом смысле приходится самоопределяться. И четко фиксировать, что и сам я, как ученый и гражданин, и те, кто так или иначе себя со мной соотносит, считают эту идею вхождения России в НМП абсолютно самоубийственной для России.
Но и такой фиксации сейчас уже недостаточно. Недостаточно сетовать, умолять: да что же вы бежите-то туда, в это вами желанное! Да не примут вас туда ни за что! Если кто-то стремится в это желанное, то десять раз ему объясни, что не примут, – он все равно будет стремиться.
А даже если не будет? Что, можно выдвинуть новый универсалистский проект по причине того, что тебя в рай НМП не пускают? Выдвинуть такой проект можно, только когда ты в НМП не хочешь, хоть бы туда все двери были открыты.
Так вот, я со всей определенностью заявляю: во-первых, не хочу в этот НМП и хочу знать, кто еще туда, как и я, не хочет. У кого есть порох на новый универсалистский проект. И уже во-вторых, и только во-вторых, фиксирую, что даже те, кто хотят в НМП, не имеют никаких шансов ввести туда в каком бы то ни было виде Россию – единую и неделимую.
Я категорически убежден в возможности и необходимости проработки того гуманистического потенциала форсированного духовного роста (и роста вообще), который был накоплен в недрах советской цивилизации. Этот потенциал так и не оказался задействован. Но это не значит, что он бесследно сгинул в небытие. Как не означает это и того, что этот потенциал потерял свою актуальность. Напротив, и для России, и для мира он сейчас значим, как никогда ранее.
Для мира – поскольку резервы духовного роста (и роста вообще) в пределах западной цивилизации (то есть НМП) фактически нулевые. И альтернативные источники необходимы как никогда.