Советский Союз в локальных войнах и конфликтах - Попов Игорь Михайлович (читать книги полностью TXT) 📗
Значительная часть кризисов завершилась неопределенным исходом в результате действий одного из участников кризиса, осуществленных без договоренности с оппонентом, но тем не менее приведших к деэскалации кризиса. К этой же группе могут быть отнесены кризисы, которые завершились без всякого примирительного действия или соглашения, без определенной даты завершения, по принципу «самозатухания». Именно для этой группы кризисов характерно использование вооруженных сил в ходе их протекания. Они также проявляют устойчивую склонность к возобновлению и к последующему перерастанию в вооруженный конфликт.
Наконец, исходом ряда военно-политических кризисов являлись различные по масштабам и интенсивности вооруженные конфликты. В целом около двух третей военно-политических кризисов характеризовались той или иной степенью использования вооруженных сил.
Глава 10.
Использование в кризисе вооруженных сил
Наряду с политико-дипломатической борьбой вооруженное насилие занимает в ходе военно-политических кризисов одно из ведущих мест.
В ряде кризисов та или иная форма использования вооруженных сил становится непосредственным (пусковым) актом, однако не менее часто военные средства используются непосредственно в ходе кризиса в качестве инструмента политики, нацеленной на устрашение оппонента или принуждение его к уступкам по спорным проблемам. Военные средства в этом варианте могут применяться как в ненасильственной (для демонстрации военной силы, не связанной с применением вооруженного насилия), так и в преднамеренно насильственной форме.
В последнем случае вооруженные силы могут вводиться на территорию другого государства с целью оказать давление на его правительственные структуры или занять спорную территорию с тем, чтобы поставить оппонента перед свершившимся фактом и таким способом разрешить предмет спора. С подобными целями в ходе военно-политических кризисов широко используются воздушные и морские инциденты, артиллерийские обстрелы и избирательные бомбардировки, приграничные столкновения, вооруженные рейды и другие ограниченные формы вооруженной борьбы.
Демонстрация военной силы в ненасильственном исполнении также может принимать различные формы, основными из которых являются: факт присутствия собственных или союзнических войск в стране – очаге кризисной ситуации, преднамеренная концентрация войск в приграничных районах, проведение военных учений, а также приведение части или всех вооруженных сил в состояние повышенной боевой готовности.
Факт присутствия собственных или союзнических войск в стране – очаге кризисной ситуации в отдельных случаях может оказать на разрешение кризиса определяющее влияние.
Подобное, к примеру, произошло в ходе возникшего в Польше в 1946 г. внутригосударственного кризиса, который в свою очередь вызвал кризис для Советского Союза, опасавшегося, что в результате итогов приближавшегося референдума Польша могла покинуть советский военно-политический блок. Сознавая угрозу от размещенных в Польше советских войск, оппозиционные политические движения были вынуждены пойти на соглашение с Польской рабочей партией, тем самым разрешив кризис [572].
Схожую роль сыграли вооруженные силы в ходе советско-венгерского (10.02—1.06.1947 г.) и советско-чехословацкого (1947—1948 гг.) кризисов.
Однако в отдельных случаях фактора присутствия вооруженной силы оказывалось для разрешения кризиса недостаточным. Так, в ходе советско-иранского кризиса (1945—1946 гг.), возникшего после вооруженного выступления 17 ноября 1945 г. демократической партии Ирана под лозунгом предоставления автономии Иранскому Азербайджану, иранское правительство направило в очаг восстания (г. Тебриз) войска, которые были вынуждены прекратить продвижение, встретив советские войска около г. Квасвин. После долгих переговоров была достигнута договоренность о выводе из Ирана всех иностранных войск.
Американские войска были выведены к 1 января 1946 г. Британским войскам следовало покинуть иранскую территорию ко 2 марта. Советский Союз, выведя войска из северных провинций, задержал их в других районах Ирана, тем самым оказывая давление на иранское правительство с целью положительного решения азербайджанской проблемы. 4 и 5 марта советские войска из Тебриза выдвинулись по трем направлениям – в сторону турецкой и иранской границы, а также в направлении Тегерана.
В дальнейшем, однако, встретив жесткую оппозицию не только иранского правительства, но и ведущих стран Запада (США и Великобритании), Советский Союз вывел свои войска из Ирана [573].
Демонстрация военной силы в ходе кризиса может протекать в форме преднамеренной концентрации войск в приграничных районах, имея целью предупредить оппонента о том, что в случае его неуступчивости возможно военное вмешательство в процесс разрешения кризиса.
Так, в ходе Кипрского кризиса (1963 г.) турецкий флот с целью демонстрации военной силы покинул район Стамбула и направился в сторону Восточного Средиземноморья [574]. Одновременно крупная группировка турецких сил сконцентрировалась в непосредственной близости от Кипра. Турецкие самолеты совершали облеты столицы Кипра (г. Никосия). В свою очередь Греция ответила заявлением, что в случае турецкого вторжения ее вооруженные силы также будут введены на остров. Однако ни одна из сторон не прибегла к эскалационным действиям, которые бы вынудили оппонента к ответной реакции. В итоге неготовность обоих оппонентов к вооруженному конфликту вынудила их к примирительным шагам, завершившим кризис деэскалацией.
В том случае, когда демонстрация военной силы может привести к вооруженному конфликту, который оба оппонента стремятся избежать, но один из них уступает первым, кризис может завершиться в пользу другого участника.
Во время ирано-иракского кризиса (1969 г.) Иран начал концентрацию сил вокруг приграничных городов Хоррамшахр и Абадан, одновременно приведя свой ВМФ в состояние повышенной боевой готовности [575]. В ответ свои вооруженные силы в состояние повышенной боевой готовности привел и Багдад. Несмотря на напряженную обстановку, Иран 22 апреля направил через водный путь Шатт-аль-Араб грузовое судно в сопровождении военно-морского эскорта и под защитой истребителей, нарушив требования, выдвинутые Ираком. Это было первое иранское судно, проходящее через Шатт под иранским флагом с момента начала кризиса. Ирак, используя военно-морские корабли, заставил иранское судно с эскортом отойти. Но уже 25 апреля другое иранское судно, также эскортируемое военно-морским кораблями, прошло через Шатт беспрепятственно. Одной из причин этого явилась неготовность Ирака к вооруженному конфликту с Ираном и отсутствие у него иного адекватного способа воздействия на оппонента.
В случае очевидно неравного соотношения военных потенциалов участников своевременно и решительно осуществленная демонстрация военной силы может привести к быстрой деэскалации кризисной ситуации.
В ходе американо-лаосского кризиса 1962 г., возникшего после успешного наступления вооруженных формирований Патет Лао, оттеснивших часть правительственных войск Лаоса на территорию Таиланда, произошла последовательная демонстрация военной силы ряда его участников [576]. 13 февраля Таиланд в связи с возросшей угрозой вторжения сосредоточил войска в приграничных районах с Лаосом. В свою очередь США 12 мая направили в Сиамский залив 7-й флот и привели американские силы в тихоокеанском регионе в повышенную боевую готовность. По просьбе таиландского правительства около 1000 американских солдат, участвовавших на территории Таиланда в совместных учениях блока СЕАТО, были направлены к лаосско-таиландской границе. 14 и 15 мая американским руководством было принято решение направить в Таиланд дополнительно около 4000 военнослужащих. Принятые США меры приостановили наступление Патет Лао. Кризис завершился 12 июня 1962 г. после достижения договоренности о создании в Лаосе правительства национального единства.
572
Dziwanowski M.K.The Communist Party of Poland. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1959. Pp. 184—234.
573
Werch A./ed./. Russia at War, 1941—1945. London: Pan Books, 1964. Pp. 48—83.
574
Stephens R. Cyprus: A. Place of Arms, Power Politics and Ethnic.
575
Ramarani R.K. Iran's Foreign Policy. 1941—1973: A Study of Foreign Policy in Modernizing Nations. Charlottesville, VA: University Press of Virginia, 1964. Pp. 111—115.
576
Adams N.S. and McCoy A.W. /eds./. Laos: War and Revolution. N.Y.: Harper and Row, 1970. Pp. 119—160.