Советский Союз в локальных войнах и конфликтах - Попов Игорь Михайлович (читать книги полностью TXT) 📗
В случае неравенства военных потенциалов государств – участников кризиса, исключающего для одного из них возможность длительной конфронтации, для деэскалации кризисной ситуации может стать достаточной даже вербальная угроза применения военной силы.
В начале американо-панамского кризиса (9.01—12.01.1964 г.) 9 января 1964 г. группа студентов вторглась на территорию Панамского канала и подняла там национальный флаг республики. Когда демонстранты вошли в соприкосновение с американскими войсками, последние открыли огонь, тем самым вызвав кризис для Панамского правительства [577]. Панама разорвала дипломатические отношения с США, одновременно направив жалобу в ОАГ и в Совет Безопасности ООН. Президент Панамы потребовал от США пересмотра всех ранее заключенных договоров, касавшихся канала. Однако в последующем перед угрозой вторжения американских войск панамское правительство было вынуждено пойти на уступки и отозвать свои требования.
Вместе с тем в случае твердой позиции более слабого оппонента и неготовности другого участника к осуществлению решительной военной операции кризис может фактически завершиться не в пользу последнего.
Подобное, к примеру, произошло в ходе американо-северокорейского кризиса (1969 г.), вызванного вооруженным инцидентом [578]. 14 апреля 1969 г. северокорейским истребителем над Японским морем был сбит американский разведывательный самолет ЕС-121. Северная Корея утверждала, что самолет нарушил воздушное пространство страны. США отрицали этот факт. Для разрешения кризиса в США была создана специальная кризисная группа, которая предложила президенту широкий выбор альтернатив: от дипломатического протеста до осуществления операции возмездия, – подчеркивая при этом неприемлемость примирительной позиции из-за возможного подрыва престижа США как сверхдержавы. Президент США Р. Никсон принял решение возобновить полеты разведывательных самолетов над территорией Северной Кореи, но на этот раз в сопровождении сильного авиационного эскорта. Одновременно в Японское море была направлена усиленная военно-морская группа, осуществлявшая демонстрацию военной силы и готовности американского руководства к решительным действиям. В ответ на эти действия СССР заявил протест. В обстановке трудно прогнозируемых последствий возможной военной акции США были вынуждены отступить. Кризис завершился без определенного исхода после вывода американской военно-морской группы из Японского моря.
В том случае, когда демонстрация военной силы не достигает своей цели (в том числе и потому, что оппонент не придает ей особого значения или рассматривает угрозу военной акции как недостоверную), а соотношение военных потенциалов складывается не в пользу государства-участника, которому был брошен вызов, военно-политический кризис может перерасти в вооруженный конфликт.
Во время вьетнамо-кампучийского кризиса (1977—1978 гг.) Вьетнам сконцентрировал в приграничной полосе ряд своих дивизий, чтобы оказать давление на кампучийское правительство, которое, однако, не придало этому особого значения, рассчитывая на помощь, в том числе и военную, со стороны КНР. В результате произошла эскалация кризиса, переросшего затем в вооруженный конфликт [579].
В ходе советско-афганского кризиса 1979 г. в условиях набиравшего в Афганистане силу повстанческого движения в марте 1979 г. с целью устрашения лидеров повстанцев на советско-афганской границе были сосредоточены две советские дивизии. В дальнейшем эта группировка была значительно усилена, однако партизанская война в Афганистане приобретала все более широкий размах. Тогда в Москве было принято решение ввести на территорию Афганистана войска, которые впоследствии оказались вовлечены в гражданскую войну [580].
В период англо-аргентинского кризиса (1982 г.), вызванного вторжением 2 апреля аргентинских войск на Фолклэндские (Мальвинские) острова, Англия сформировала экспедиционную военно-морскую группу в составе двух легких авианосцев и 28 других кораблей [581]. На основании того, что подобные демонстрации военной силы со стороны Англии практиковались и ранее без обращения к вооруженному насилию, аргентинская сторона отклонила ультимативные требования Лондона, рассчитывая на то, что и в этот раз кризис не перерастет в вооруженный конфликт. Однако в мае-июне между двумя протагонистами развернулись вооруженные столкновения, которые закончились поражением Аргентины.
Демонстрация военной силы может осуществляться входе военных учений или приведения части или всех вооруженных сил в повышенную боевую готовность, а также объявления о призыве резервистов и т.д.
Так, в ходе советско-югославского кризиса 1949 г. с целью оказания давления на югославскую сторону были проведены учения советской дивизии, размещенной в тот период в Югославии. В свою очередь 19 августа Белград ответил приведением в повышенную боевую готовность своих вооруженных сил и приказом о проведении учений в приграничных районах [582].
Вооруженные силы активно использовались подобным образом в ходе советско-чехословацкого кризиса (1968 г.). На территории СССР в рамках ОВД был проведен ряд учений: очередные майские учения, учения войск ПВО стран ОВД «Небесный щит» (июль 1968 г.), совместные командно-штабные учения ВМФ ГДР, ПНР и СССР под наименованием «Север» (июль 1968 г.), совместные учения войск связи ГДР, ПНР, СССР (август 1968 г.), крупные тыловые учения «Неман» ряда западных округов СССР (июль-август 1968 г.). Ряд этих учений проводился с привлечением резервистов. В ходе учений группировки войск, размещенных в ГДР, ВНР и ПНР, придвинулись непосредственно к чехословацким границам. Наиболее значительными стали командно-штабные учения армий стран ОВД (20 июня – 3 июля 1968 г.), проходившие на территории ПНР, ЧССР, ГДР и Советского Союза.
В ряде военно-политических кризисов в случае явного неравенства военных сил, а также неготовности одного или обоих оппонентов к вооруженному конфликту подобная демонстрация военной силы может привести к деэскалации кризисной ситуации.
Во время восточноафриканского кризиса (19—30.01.1964 г.), вызванного для Англии захватом английских военнослужащих в ряде восточноафриканских государств (Занзибаре, Танганьике, Кении и Уганде), часть английских вооруженных сил была приведена в повышенную боевую готовность. Угроза вторжения привела к быстрой стабилизации обстановки [583].
В ходе военно-политического кризиса между Ираком и Ираном (28.11.1959—4.01.1960 г.) Ирак 23 декабря привел свои вооруженные силы в повышенную боевую готовность. По заявлению иракской стороны, это было вызвано перемещением иранских войск к границе с Ираком. Неготовность обоих государств к вооруженному конфликту привела к деэскалации кризиса.
В доминикано-венесуэльском кризисе (24 июня – середина сентября 1960 г.) доминиканские вооруженные силы были 27 июня приведены в повышенную боевую готовность, а в стране объявлена всеобщая мобилизация. Венесуэла также привела в повышенную боевую готовность свои вооруженные силы. Перед перспективой неясного исхода возможного вооруженного конфликта обе стороны в конечном счете избрали средством разрешения спорного вопроса переговорный процесс.
Кризис мог иметь подобный исход и в том случае, если потенциально слабый оппонент занимал неожиданно жесткую позицию, а единственным средством воздействия на него оставалась нежелательная и трудно прогнозируемая по своим последствиям военная операция.
В 1968 г. во время американо-северокорейского кризиса, вызванного захватом американского разведывательного корабля «Пуэбло», Пхеньян отказался возвратить корабль и вернуть экипаж [584].
577
La Feber W. The Panama Canal: The Crisis in Historical Perspective. N.Y.: Oxford University Press, 1978. Pp. 35—46.
578
Hersh S.M. The Price of Power: Kissinger in the Nixon White House. N.Y.: Simon and Schuster, 1983. Pp. 97—126.
579
Leighton M. Perspectives on the Vietnam-Cambodia Border Conflict// Asian Survey, 18,5/May, 1978/. Pp. 448—457.
580
Громов Б.В. Ограниченный контингент. М, Прогресс, 1994. С. 22—76; Война в Афганистане. М., Воениздат, 1991.
581
Time. 1982. Apr., 21.No. 15. Р. 9.
582
Butterworth R.L. Managing Interstate Conflict, 1945—1974: Data with Synopses. Pittsburgh, PA: University of Pittsburgh, 1976. Pp. 126—127.
583
Crises in the 20-th Century. Col.l. – England/ Oxford/. – Pergamon Press, 1988. P. 269.
584
Armbrister T. A. Matter of Accountability: The True Story of the Pueblo Affair. London: Barrie and Jenkins, 1970. P. 89.