Правовое противодействие расовой, национальной, религиозной дискриминации - Коллектив авторов (бесплатные книги полный формат TXT) 📗
Имеются случаи использования рабского труда среди представителей национальных меньшинств.
Один из штатных служащих ткацкой фабрики в г. Иваново (гражданин Узбекистана) был командирован в Республику Узбекистан для набора дешевой рабочей силы. Путем ложных обещаний он завербовал около ста узбеков (в основном женщин). Сразу после въезда на территорию Российской Федерации у работников были изъяты паспорта, а потом – и миграционные карты. Лишенные всех необходимых документов, узбеки не могли выходить за территорию фабрики, где содержались фактически на положении арестантов в неприспособленных помещениях без соблюдения элементарных санитарно-гигиенических норм. Рабочий день длился до 16 часов. При этом заработная плата составляла не более 3 тыс. руб. в месяц и была примерно в четыре раза ниже той, которую им обещал вербовщик. Оплата за работу в выходные дни и в ночные смены не производилась. Уволиться же с фабрики обманутые работники не могли. Ситуация разрешилась только благодаря вмешательству Уполномоченного по правам человека [19].
Использование рабского труда – уголовно наказуемое деяние. Однако безнаказанными остаются другие нарушения трудовых отношений.
Адвентистку, преподавателя одной из средних школ в Челябинской области, администрация школы хотела уволить за ее религиозные убеждения. Только после вмешательства Уполномоченного по правам человека конфликт был устранен [20].
Дискриминация по признакам расы, национальности или отношения к религии в сфере образования
Одна из разновидностей дискриминации в сфере образования – это невозможность получения представителями национальных меньшинств образования с учетом характерных для них особенностей.
Подготовка соответствующих преподавателей осуществляется только в нескольких педагогических вузах страны. Но ни в одном педагогическом вузе не готовят к работе с детьми мигрантов и вынужденных переселенцев. Существуют учебные пособия по большинству языков национальных меньшинств, но они издаются маленькими тиражами и распространяются в основном в национальных республиках. Для обычного родителя найти в Центральной России или Сибири учебник азербайджанского или казахского языка – дело практически невозможное [21].
В ряде школ, где учатся цыгане-кэлдэрари, практикуется дискриминация и сегрегация. Дети-цыгане учатся в отдельных классах (Архангельск, Астрахань, Пермь) и даже в отдельных зданиях (Ленинградская и Новгородская область) [22].
Еще одна проблема – изучение «Основ православной культуры» (ОПК) или преподавание этого предмета без соблюдения норм, предписанных законом и распоряжениями Минобрнауки России. Жалобы родителей неправославных конфессий или неверующих на незаконное принуждение их детей к изучению ОПК поступали из Белгорода, Иванова, Калуги, Мурманска, Пензы, Пскова, Томска, Челябинска [23].
В некоторых субъектах Российской Федерации, созданных по национальному признаку, русских детей принуждают изучать язык титульной этнической группы в ущерб изучению государственного русского языка РФ. Так, в Республике Башкортостан русских детей угрожают оставить на второй год, если они не будут посещать уроки башкирского языка [24].
Кроме того, в сфере образования существует и дискриминация по религиозному признаку. Руководство Грозненского филиала Краснодарского университета МВД отчислило курсанта
З. Мусхаджиева по подозрению в приверженности ваххабизму. Доказательством считается сделанная на мобильном телефоне видеозапись, на которой курсант во сне повторял отрывки из мусульманской проповеди. Эксперты из Духовного управления мусульман проанализировали эту запись и ничего экстремистского в высказываниях Мусхаджиева не нашли [25].
Дискриминация по признакам расы, национальности или отношения к религии в сфере средств массовой информации
По данным Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, по состоянию на 2006 г. существовало свыше ста газет, открыто пропагандирующих расовую, национальную и религиозную ненависть [26].
Растет количество ксенофобских публикаций и в респектабельных СМИ – как в общероссийских, так и местных.
Общественным информационно-аналитическим центром «Сова», занимающимся проблемами национальной и религиозной дискриминации, в 2001–2006 гг. был выполнен специальный мониторинг «языка вражды» (оскорбительных или некорректных высказываний) по отношению к национальным и религиозным меньшинствам в средствах массовой информации [27].
Существует отчетливая динамика проявлений «языка вражды» в российских СМИ и выступлений против таких проявлений (табл. 3) [28].
Таблица 3
Проявления «языка вражды» в СМИ
Немалую опасность представляют книги экстремистского характера, оскорбляющие людей по признаку национальности или отношения к религии.
В магазинах Воронежа в 2006 г. были зафиксированы случаи продажи «Майн Кампф» А. Гитлера, были изъяты 100 компакт-дисков с националистическими песнями, кинокадрами и фотографиями времен фашистской Германии, а также нацистские фильмы и символика [29]. Издательство «Белые альвы» тысячными тиражами выпускает «Библиотеку расовой мысли» [30]. В 2007 г. в издательстве «Плац» тиражом в три тысячи экземпляров вышла книга Марии Штиллер «Повесть об Адольфе Гитлере», изданная в 1940 г. для подростков нацистской Германии [31].
Дискриминация по признакам расы, национальности или отношения к религии в сфере социального обеспечения
Причерноморские адыги-шапсуги признаны Правительством РФ в качестве коренного малочисленного народа, о чем свидетельствует их присутствие в Едином перечне коренных малочисленных народов Российской Федерации. Такой статус этнической общности предполагает определенные преференции для нее со стороны как федеральных, так и региональных органов власти, что закреплено в Федеральном законе от 30 апреля 1999 г. № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ». Однако все годы действия данного законодательства шапсугам приходится сталкиваться с различного рода трудностями в реализации своих прав и игнорированием со стороны краевых и местных властей их реальных нужд. Согласно ст. 107 Лесного кодекса РФ, от платежей за пользование лесным фондом для собственных нужд, помимо других категорий граждан, освобождаются представители коренных малочисленных народов. При этом объемы лесопользования для собственных нужд устанавливаются в соответствии с нормативами, утвержденными органами государственной власти субъектов РФ. Однако в Приложении к Постановлению главы администрации Краснодарского края от 09 февраля 2004 г. № 142 «Об утверждении нормативов объемов лесопользования для собственных нужд отдельным категориям лиц» адыги-шапсуги исключены из списка льготников [32].
Дискриминация представителей национальных меньшинств в сфере социального обеспечения
Нарушаются права коренных малочисленных народов (в том числе телеутов, шорцев) на территории Кемеровской области: им отказывают в выделении и изъятии земельных участков для компактного проживания, сохранении традиционного образа жизни, ведении хозяйствования и осуществлении промысла, в передаче им земельных участков в собственность [33].