Некоронованные короли Америки - Зорин Валентин Сергеевич (читать книги онлайн полностью TXT) 📗
Лишь две «коммерческие» операции из сотен, осуществленных этим «финансовым гением». Но они дают достаточно наглядное представление о методах, этике, понятиях о дозволенном и недозволенном, об элементарной нечистоплотности столь почитаемого в сегодняшней Америке дельца.
Наследство коммодора
Здесь уместно, более того, необходимо одно отступление. Если бы дело шло о столетней давности махинациях и делишках одного прохиндея, ставшего миллионером, то, быть может, обо всем этом и не стоило бы распространяться так подробно. Но дело в том, что Корнелий Вандербильт был своего рода первооткрывателем, основоположником, методы которого воспринял весь деловой мир сегодняшней Америки. Мораль Вандербильта — дельца прошлого века — это мораль американского бизнесмена века нынешнего.
Замечательный американский писатель О’Генри был современником Корнелия Вандербильта. И кто знает, быть может, образ знаменитого Акулы Додсона из замечательного рассказа «Дороги, которые мы выбираем» навеян именно Вандербильтом…
Однажды американский журнал «Нейшн» поведал о таком случае. Три партнера возглавляли фирму с многомиллионным оборотом, приносившую им крупные доходы. «Один из партнеров, — рассказывает журнал, — был отличным бизнесменом-администратором, пользовался любовью сослуживцев и хорошо справлялся с работой. Двое других прикинули, что, если им удастся найти способ свалить его, они получат его долю прибыли».
Руководствуясь этим соображением, продолжает свой рассказ журнал, они прибегли к общераспространенной тактике капиталистов наших дней — наняли детективов, чтобы те раздобыли какие-нибудь компрометирующие сведения об их партнере. Бизнесмены не имели ни малейшего представления, какие именно порочащие факты добудут им сыщики, — важно лишь, чтобы их можно было использовать для достижения поставленной цели. Платные детективы тут же подключили к домашнему и служебному телефонам ничего не подозревающей жертвы устройства для подслушивания разговоров. Но результаты подслушивания не принесли ничего, кроме разочарования. Из телефонных разговоров не удалось выудить ни одного мало-мальски пригодного порочащего фактика. Отчаявшись, партнеры-заговорщики поручили детективам заняться подслушиванием бесед в собственной частной конторе их приятеля.
Это не представляло никакой трудности. Минутное дело — в розетке на стене был установлен миниатюрный микрофон, с которого записывался на пленку любой разговор, происходивший в стенах конторы, в том числе и болтовня босса с его личной секретаршей. Эта парочка, как удалось установить с помощью микрофона для подслушивания, имела обыкновение по нескольку раз в неделю допоздна засиживаться в конторе, причем задерживали их там явно неслужебные дела.
Вооружившись неопровержимыми доказательствами легкомысленного поведения своего партнера, оба деятеля сбросили личину дружбы и предложили ему подать в отставку, пригрозив в противном случае проиграть компрометирующую запись жене и детям бывшего друга. У неосторожного партнера, в собственной конторе которого у стен оказались уши, не оставалось иного выбора. На той же неделе он ушел в отставку.
Так рассказывает журнал «Нейшн», а он хорошо знает нравы американских бизнесменов. И что с того, что «акула» Додсон действовал при помощи сорокапятика-либерного кольта, а современные «акулы» используют портативный микрофон, суть дело от этого не меняется!
Речь идет не о единичном факте, а о явлении типичном. Американский социолог Раймон Боумхарт провел специальный опрос 1700 представителей делового мира с целью определить их моральный облик. Результаты опроса более чем показательны. Каждые четверо из семи опрошенных заявили, что будут нарушать моральный кодекс всегда, когда, по их мнению, это не принесет им ущерба. А каждые четверо из пяти подтвердили, что в той сфере деловой активности, где они действуют, нарушение моральных норм является делом обычным.
Вот оно, наследство коммодора!
Журнал деловых кругов Америки «Модерн оффис просиджерс» обратился не так давно к своим читателям с таким вопросом: «Возможно ли продвижение вверх но служебной лестнице компании только при помощи честных методов?» Подавляющее большинство из опрошенных ответило категорическим «Нет!».
А вот еще одно свидетельство. Газета «Уолл-стрит джорнэл» провела расследование методов, ставших обычными в деловой практике американского бизнесмена. В частности, газета сообщила об охотничьем домике стоимостью в 60 тысяч долларов, расположенном в лесистых горах в окрестностях Портленда (штат Орегон). Многие компании содержат такие охотничьи домики, пишет «Уолл-стрит джорнэл». Клиентов приглашают в уединенные местечки «погостить», отдохнуть от дел. По мнению предпринимателей, такие методы способствуют установлению дружеских отношений между фирмой и клиентами. «Руководство крупной флоридской фирмы — поставщика пищевых продуктов, — сообщает «Уолл стрит джорнэл», — имеет в своем распоряжении ранчо размером в несколько тысяч акров, которое используется для ублажения заказчиков всеми прелестями самого роскошного образа жизни».
Что имеется в виду под «прелестями самого роскошного образа жизни», мы узнаем из попавшего на страницы американской прессы дела некоей Неллы Богарт, Профессия этой доступной красавицы именуется древнейшей в мире. Нет, она не была вульгарной проституткой, не шаталась по панели, не хватала за руку прохожих. Она разъезжала в шикарной машине, появлялась в обществе в дорогих туалетах, занимала виллу в фешенебельном районе. Официальное положение Неллы Богарт — высокооплачиваемая служащая крупной фирмы «Дженерал электрик сплай компани оф Ньюарк».
В платежной ведомости фирмы она значилась в графе «специалисты по сбыту продукции». Правда, сбывала Богарт ее несколько своеобразно: в одном из охотничьих домиков, вроде вышеописанного, она проводила дни, а главное ночи, с представителями фирм, с которыми ее компания вела дела. Было установлено, что после обработки клиентуры с помощью Богарт количество заказов фирмы заметно возрастало.
Несколько лет назад на американском книжном рынке появилась книга «Как можно разбогатеть, овладев искусством продажи», принадлежащая перу Винсента Салливэна, крупного специалиста в области рекламы. Целая глава этой книги посвящена описанию того, каким образом развеселые дамы, вроде Неллы Богарт, помогают фирмам расширять сбыт своих товаров.
Салливэн, в частности, описывает фешенебельную 12-комнатную квартиру, расположенную в респектабельном районе Нью-Йорка, куда может заглянуть какой-нибудь автомобильный магнат из Детройта или другой могущественный туз делового мира, чтобы посвятить вечер эротическим утехам.
В этот храм предосудительных удовольствий, как сообщал Салливэн, нет разовых входных билетов. Однако можно получить пропуск на весь сезон, стоит только передать заинтересованной рекламной компании заказ стоимостью примерно в четверть миллиона долларов.
«Сей позолоченный дворец плотских утех, — пишет Салливэн, — содержится на средства торговой организации, занимающейся поставкой рекламы в ряд журналов. Публичный дом служит для приманки заказчиков. При переговорах с заказчиком он играет роль главного козыря. Не было случая, чтобы с его помощью не удавалось заключить желанный контракт…
Этот метод сбыта широко известен в кругу комиссионеров под названием «сбыт с помощью публичного дома» и отнюдь не является такой уж редкостью. В Нью-Йорке имеется немало квартир, предназначенных для подобной обработки клиентов. Когда дело касается крупных заказов, пускаются в ход безнравственные и аморальные приемы», — констатирует буржуазный исследователь.
Коммодор Вандербильт в гробу не переворачивается. Ядовитое семя, им посеянное, дало на почве американского предпринимательства всходы буйные и смрадные. Беспринципность, возведенная в принцип, аморальность, ставшая моралью бизнесмена, ложь, интриги, доносы, распутство — это наследство не осталось только в пределах вандербильтовского семейства. Проценты с этого грязного капитала стали достоянием всех обитателей американского предпринимательского Олимпа.