Наука о социальной политике: методология, теория, проблемы российской практики. Том II. Становление - Ракитский Борис
Мы требуем, чтобы государство не устранялось от проблем социальной защиты, а реально выступало бы гарантом прав и свобод, достойного социально-экономического положения трудящихся и трудовых коллективов.
3) Осуществить на деле переход к государственной тарифной системе как устанавливающей меру оплаты, ниже которой предприниматель (при любой форме собственности и хозяйствования) не вправе понижать заработки работника. Старая, хорошо знакомая нам тарифная система была способом бесцеремонного давления государства-предпринимателя на заработок с целью его минимизации. Теперь государство обязано давить на предпринимателя, гарантировать заработок не ниже установленного государством. Установленный государством тарифный заработок должен быть близок к нормальному.
Государственная тарифная система нового типа должна быть дополнена системой генеральных тарифных соглашений. Генеральное типовое тарифное соглашение между правительством СССР и НПГ, проект которого принят II съездом шахтеров, даёт представление о том, какого типа соглашения требуются сегодня для защиты интересов рабочих. Генеральные тарифные соглашения станут основой переговоров о коллективных договорах.
Тем самым выстраивается трехступенчатая система защиты условий оплаты труда, в которую включены для активного взаимодействия правительство, независимые неотраслевые профсоюзы и работодатели. И государственная тарифная система, и генеральные тарифные соглашения – акты прямого действия, то есть обязательные для исполнения и защищаемые в судебном порядке. Но каждый из них подстраховывает от того, чтобы в переговорах работодатели, воспользовавшись неблагоприятными обстоятельствами или создав такие обстоятельства, смогли бы надавить на профсоюзы или на неорганизованных в профсоюзы работников и занизить условия оплаты.
4) Принять законодательные, исполнительные и другие властные действия для обеспечения права каждого трудоспособного на труд, на предоставление рабочего места. Безработица как социальное явление недопустима. Полная занятость и государственная гарантия предоставления работы – наше принципиальное требование.
Не допустить массовой безработицы – на это способна и буржуазная демократия. Мы понимаем, что переход от структуры производства, исковерканной раздутым военно-промышленным комплексом, к нормальной структуре производства грозит большими перемещениями людей на производстве. Но мы никогда не согласимся с тем, чтобы все трудности конверсии легли на плечи трудящихся, а государство и предприниматели ушли от ответственности за трудоустройство высвобождаемых. Биржи труда, пособие по безработице, помощь в переобучении – всё это нужно, но этого мало. Рабочему и любому труженику нужна не гарантированная милостыня, а гарантированная работа. Если правительство не может обеспечить это – пусть уступит место другому, более способному демократическому правительству.
5) Прекратить инфляцию. Единственный виновник инфляции в тотально контролируемой экономике – руководство страны, безответственно пользующееся выпуском денег как средством обесценения доходов трудящихся. В случае, если власти будут продолжать свою разрушительную деятельность и подрывать безудержной эмиссией (выпуском денег) внутренний рынок, мы будем искать способы экономической защиты интересов трудящихся. В рамках этих поисков мы поддержим:
– бартерные сделки внутри страны и во внешней торговле;
– выпуск республиканских и даже местных денег;
– выдачу части зарплаты натуральными благами;
– введение купонов, талонов, карточек и других форм организации обращения, резко повышающих возможности контроля самого населения за работой товаропроводящей сети;
– рабочий контроль за прохождением товаров от производителя к потребителю;
– требование немедленно перейти к конвертируемости рубля, а в случае отказа правительства от этого шага потребуем введения обращения на внутреннем рынке параллельной иностранной валюты.
Подчеркиваем, что наше первейшее требование – не индексация доходов, а прекращение чинимой правительством инфляции. При индексации, как бы она ни была оперативна, правительство всё равно выигрывает у населения и при этом дезорганизует все процессы обращения, обесценивает денежные сбережения и вынужденно (из-за отсутствия нужных товаров) не истраченные деньги. Только прекращение сознательной инфляции в полной мере отвечает интересам трудящихся.
6) Лозунг казённых профсоюзов, поддержанный Президентом Б. Н. Ельциным, – «Рыночным ценам – рыночную зарплату» – может оставить рабочего у разбитого корыта, если понадеяться на автоматическое уравновешивание цен и зарплаты. Президент РСФСР сделал упор на либерализации цен, то есть на их освобождении, спускании с цепи. Это у него начало и ключевой пункт «реформистского прорыва», главный способ подкормить предпринимателей за счёт трудового народа. А кто добьётся роста зарплаты? Её повышение в централизованном порядке (ни прямо, ни индексацией) для рабочих не предусмотрено. Неужели опять бастовать ради повышения зарплаты? Всё чаще и чаще такие забастовки объявляются. Но это, товарищи, тяжёлый способ отстаивать свои права. Во-первых, большая часть населения СССР не имеет опыта забастовок. Во-вторых, забастовки – действительно крайняя мера, от них производство не увеличивается. А нас спущенные с цепи цены будут всё время гнать к регулярным забастовкам. Дело в том, что вместо забастовок может быть переговорный процесс, генеральные тарифные соглашения и коллективные договоры. Но для этого нужны опытные, хорошо организованные профсоюзы, преданные трудящимся, а не правительству. Такие независимые неотраслевые профсоюзы у нас только ещё нарождаются, но и с ними правительство не желает вступать в соглашения. Оно признавало до сих пор только казённые отраслевые профсоюзы (системы ВКП и ФНПР), но эти профсоюзы не имеют опыта отстаивать права трудящихся. Они имеют опыт уступать правительству.
Так кто же отстоит «рыночную зарплату», которая быстрее зайца убегала бы от гончих псов – рыночных цен? Пока что рабочий класс не готов к организованному повседневному отстаиванию своих интересов и интересов всех трудящихся в условиях либерализации цен. Вот почему мы требуем от правительства и государства социальной защиты привычного (крайне низкого и недостаточного) уровня потребления населения. Мы требуем введения государственного гарантированного отоваривания (через карточки) привычного объёма потребления основных продуктов питания, одежды, обуви, других необходимых товаров и услуг. Пусть государство приобретает их по либеральным рыночным ценам, а населению предоставляет по карточкам по твёрдым государственным ценам. То, что производится и продаётся сверх карточек, пусть реализуется по коммерческим (либеральным) ценам. Подчёркиваем: речь идёт не о талонах или купонах (они не гарантируют наличия товара в магазине), а о карточках, за отоваривание которых целиком отвечают государство и правительство и их органы на местах. Другого пути отстоять свой уровень жизни у рабочего класса и всего населения сейчас нет. Если правительство отвергнет требование гарантированного им отоваривания привычного уровня потребления, нам придётся идти на крайние меры вплоть до всеобщей забастовки и смены правительства.
7) Государство не должно устраняться от процессов формирования потребительского рынка. Мы требуем, чтобы государство составляло частнику конкуренцию и заставляло его бороться за рынок. Без участия государства в развитии торговли и всей сферы обслуживания частник найдёт много средств давить на покупателей, так как окажется в ситуации исключительно выгодной для себя конъюнктуры.
Если говорить конкретно, то желание правительства быстро провести так называемую «малую приватизацию» поставит население в полную зависимость от частного лавочника и владельцев частных мастерских, которые будут требовать коммерческую цену за товары и услуги, тогда как зарплата (цена рабочей силы) от коммерческих цен будет отставать. Пусть частник открывает свои магазины и мастерские рядом с государственными. Так будет надёжнее и справедливее.