Наука о социальной политике: методология, теория, проблемы российской практики. Том II. Становление - Ракитский Борис
Беспокоит положение дел в РСФСР. Здесь имеются республики, входящие в Федерацию. По отношению к ним руководством РСФСР сейчас проводится та самая политика, которая проводилась «сильным союзным центром» в 1988–1991 гг. по отношению к союзным республикам. Доктрина «великой и неделимой России», отрицающая право республик на выход из Российской Федерации, не способствует сплочению народов, грозит накапливанием справедливого народного гнева, а в дальнейшем открытой борьбой с имперской политикой руководства РСФСР.
Мы против удерживания силой в РСФСР каких-либо входящих в неё государств. Пока руководство РСФСР стоит на позиции «великой и неделимой России», входящие в федерацию государства не могут правильно осознать свои собственные интересы. Они тратят энергию на отстаивание своей суверенности и прав самоопределения вместо того, чтобы полнее пользоваться выгодами добровольного объединения в демократическую федерацию.
Все республики, существующие на территории СССР, должны обладать правами свободно и добровольно решать все вопросы своей жизни. Объединение республик в федерацию, конфедерацию, союз – не самоцель. Свобода выбора дороже. Но если свобода выбора обеспечена, рабочее движение приветствует укрепление связей, объединение усилий в любой подходящей для республик форме. Мы уверены, что к этому придёт дело, но уже не на имперской основе, а в порядке свободного выбора суверенных государств.
Независимое демократическое рабочее движение осуждает виновников межнациональных конфликтов и всех, кто поддерживает конфликты, подливает масла в огонь. Мы заявляем, что межнациональные конфликты не имеют глубокой основы ни в рабочем классе, ни в трудовой массе вообще. Они инициируются либо имперскими, либо националистическими силами, а простые люди оказываются втянутыми в конфликты и несут основные жертвы и страдания.
Надо понять, что сталинский режим заложил основы межнациональных столкновений как установлением произвольных границ, так и системой унижения народов. Пока был страх и репрессии, народы молчали. Но теперь, в пору демократического возрождения народы восстают против несправедливостей. Как жаль, какое огромное несчастье, что низкая политическая культура (это результат отчуждения народов от политики в период тоталитаризма) не позволяет народам увидеть подлинный источник несправедливостей – имперский характер Союза СССР, имперскую политику «сильного центра»! Не видя главной причины и настоящего врага, народы воспринимают враждебно соседние народы.
Что может сделать рабочее движение для прекращения межнациональных конфликтов? Оно может взять на себя разъяснение этих конфликтов как недоразумений и как столкновений, не имеющих исторического смысла и достойного выхода. Тот, кто участвует в межнациональных конфликтах, не защищает, а предаёт свой народ, закрывает ему путь в будущее.
Мы требуем от правительств, от общественных и политических движений немедленного прекращения участия в межнациональных конфликтах. Мы требуем снять с повестки дня как минимум на 50 лет рассмотрение каких-либо территориальных претензий республик друг к другу. Мы осуждаем руководителей РСФСР за высказывание мыслей о каких-либо территориальных претензиях РСФСР. Мы осуждаем и доктрину «большой России», согласно которой Российское государство должно защищать и гарантировать права русских, живущих за пределами РСФСР. Эдак нас быстро всех перессорят.
Да, действительно, народы живут вперемежку. Границы нынешних республик проводились там, где царская империя не признавала никаких суверенитетов, а только подданство императору. В любой республике есть целые районы и даже области, где преобладает не коренная для республики нация. Но будем помнить: если сейчас выдвинуть вопросы о самоопределении районов и областей, о передвижении их (даже на основе референдума) из республики в республику, то по всей стране создадутся безысходные кровопролитные конфликты наподобие Нагорного Карабаха и Южной Осетии. Есть силы, которым это выгодно. Но самому населению таких районов и областей это невыгодно, опасно.
Рабочее движение будет выступать против любых попыток втянуть людей в протесты, в референдумы и другие игры по перемещению каких-либо территорий из республики в республику. Пусть все границы остаются как есть. В сравнении с разрушением имперских отношений, с завоеванием подлинной демократии, с противостоянием наступающей буржуазной диктатуре вопрос о границах – третьестепенный.
Выступая за сохранение существующих границ ради мира и спокойствия, рабочее движение заявляет, что считает соблюдение прав и свобод человека не внутренним делом суверенных государств, а общечеловеческим делом. Рабочее движение всеми доступными ему средствами и в любых доступных для него формах включится в создание системы гарантий прав и свобод человека в любой из республик бывшего СССР.
Мы настаиваем на защите прав человека и прав народа на основе международных норм. Пусть наше государство займется не защитой прав всех русских во всём СССР и во всём мире, а защитой прав и свобод граждан РСФСР. Пусть Казахстан защищает права и свободы граждан Казахстана, а Украина – граждан Украины. Не по национальному принципу, а по принципу гражданства должна строиться защитительная деятельность государств. И пусть при этом СССР не лезет со своими услугами по защите прав граждан. Эта защита слишком часто в последние годы оборачивалась конфликтами, слезами и кровью.
Два вопроса о власти – самые главные для рабочего движения: у какой социальной силы (класса) находится власть и в какой форме власть осуществляется. Независимое демократическое рабочее движение выступает за то, чтобы отнять власть у номенклатуры и ликвидировать тоталитарное (фашистское) государство как форму осуществления власти.
Какая власть возникает на обломках тоталитаризма? Нам говорят – демократия. Если власть перейдёт по преимуществу к частным капиталистическим собственникам (к этому быстро идёт сейчас дело), то возникнет буржуазная демократия. Что сулит рабочему классу такая демократия? Известное улучшение социальной обстановки, так как буржуазная демократия допускает рабочее движение, рабочие организации и партии, независимые профсоюзы и т. п. При этом буржуазная демократия (буржуазное демократическое государство в первую очередь) с особенным усердием защищает интересы собственников и предоставляет им полную возможность использовать свои капиталы для влияния на законодателей, исполнительную и судебную власти, на средства массовой информации, через которые идёт идеологическая обработка населения. Рабочее движение в условиях буржуазной демократии вынуждено изыскивать ресурсы сопротивления капиталу, что весьма не просто. Лучшие образцы буржуазной демократии можно наблюдать в настоящее время в Швеции, в ФРГ, в США и других развитых капиталистических странах.
С помощью этих примеров и ведётся сегодня пропаганда идей строительства капитализма в СССР. Однако мы не настолько тёмные, чтобы этой пропаганде верить и надеяться, что через 500 дней или хотя бы через 10 лет у нас станет как в Швеции или в ФРГ. Уже сейчас видно, что в наших условиях курс на буржуазную демократию начинается с диктатуры в интересах альянса старых номенклатурщиков и новых капиталистов. И это не случайность. Наш отечественный класс капиталистов не богат, а очень хочет быстро разбогатеть. Ему мешают права человека, права трудящегося. Многие наши будущие капиталисты – вчерашние «командиры производства», хозяйственная и партийная номенклатура. У них в крови навык демагогии и командно-карательного управления. «Сильная личность», «железная рука», «настоящий лидер (вождь)» – это им очень нужно и очень для них желанно. Диктатор – мечта отечественной крупной буржуазии.
Рабочему классу диктатура не нужна ни в какой форме. Уже первые сговоры Горбачева и Ельцина привели к давлению на стачкомы и рабочие комитеты, к запрету политических забастовок, к нарушению профсоюзных свобод (Указ Ельцина о департизации). Рабочему классу нужна демократия, и чем она шире и последовательнее – тем лучше. Никакие обстоятельства (будь они тысячу раз чрезвычайными и трудными) не оправдывают свёртывания демократии и введения диктатуры. Рабочие не должны поддаваться на запугивание крахом, катастрофой, голодом. Обычно, объявляя чрезвычайщину, власти двигают вперёд «сильную личность», вводят президентство, дают президентам дополнительные, а то и неограниченные полномочия, и всё это употребляют на поддержку предпринимательства и собственников за счёт дополнительной эксплуатации трудящихся, особенно рабочих.