Договорняк - Матвеев Алексей Владимирович (читать книги бесплатно полные версии txt) 📗
А теперь вернемся в год 1996-й. По самым скромным подсчетам, только в высшей лиге российского чемпионата проводится 10–15 процентов «договорняков». Всего где-то около 40 поединков за сезон. Закоперщиками движения мною назывались тренеры сочинской «Жемчужины» Арсен Найденов и нижегородского «Локомотива» Валерий Овчинников. Конечно, у них есть «последователи», как же без них. Ведь земля российская богата всевозможными «талантами»!
Резюмируя итоги сезона-95, приведу перечень матчей, которые, на мой взгляд, прошли без должной спортивной борьбы. Это «Жемчужина» – «Ростсельмаш» – 1:3, «Ростсельмаш» – «Локомотив» (НН) – 2:1, «Локомотив» (Москва) – «Ротор» – 4:3, «Жемчужина» – «Локомотив» (НН) – 0:0». В той же заметке весьма остро высказался о проблеме известный телекомментатор Владимир Перетурин, он тогда еще не был в услужении у Колоскова. «Раньше «договорняк» был событием неординарным – чем-то сродни крупной краже или даже убийству, – говорил Перетурин. – Сейчас, похоже, мы привыкли к обману… Тем не менее включил бы в регламент соревнований пункт, дающий право исполкому РФС рассматривать материалы о всех подозрительных матчах и принимать, если надо, жесткие решения. Как в суде присяжных – методом тайного голосования.
Если большинство членов исполкома посчитают, что клуб виновен, то он лишается очков, штрафуется. За повторную манипуляцию команду необходимо отправить в низшую лигу, как это практикуется в Европе. Может быть, тогда постепенно очистимся от скверны?»
Вообще сезон-95 стал «урожайным» и на судейские ляпы, многие из них отдавали предвзятостью. Всего лишь середина чемпионата, июнь месяц. А скандалов, связанных с арбитражем, набралось выше крыши. О том, что произошло в Тюмени по ходу матча местного «Динамо-Газовик» с ЦСКА, я уже рассказывал. Там Виктор Ярыгин зачем-то отменил оба правильно забитых армейцами мяча. Москвичи покинули «гостеприимную» Тюмень ни с чем – 0:2.
В публикации «И футболом правит мафия» я констатировал другие чудовищные промахи «людей в черном».
«То, что натворил Сергей Анохин в кубковой встрече столичных «Динамо» и «Локомотива», в страшном сне не приснится, – выдержка из той заметки. – Сначала при счете 2:1 в пользу «бело-голубых» судья почему-то не засчитал в их ворота «автогола», изящно проведенного Ковтуном. Но локомотивцы успели отыграться – 2:2. А за пару минут до истечения дополнительного времени Анохин «не увидел» пенальти, когда динамовец «скосил» в своей штрафной Гарина. Думаю, с таким судейством не выиграли бы и «Милан» с «Аяксом».
Еще раньше в матче чемпионата этих же команд Валентин Иванов «зевнул» офсайд форварда «Динамо» Терехина, сравнявшего счет. Ошибка стоила «Локомотиву» трех очков, динамовцы в итоге победили – 2:1. По мнению очевидцев, нечетко судил в Новороссийске Игорь Синер, что также поспособствовало успеху «бело-голубых» в матче с «Черноморцем». Сомнительный пенальти назначил Александр Лапин, благодаря которому «Динамо» выиграло в Москве у «Ротора». По окончании встречи гости отказались даже заполнить протокол…
Заметили – слишком часто упоминается столичный клуб. Он как бы находится в особом, щадящем режиме. Что дает повод острякам язвить: дескать, пока Николай Толстых совмещает должности президентов «Динамо» и Профлиги, судейство в матчах с участием популярной команды останется тенденциозным.
Конечно, чудят арбитры и в других матчах. Например, оказал «услугу» столичному «Спартаку» Алексей Маркелов. Он просто не дал очевидный пенальти в ворота чемпиона в его выездной встрече с «Текстильщиком». «Красно-белые» должны были проиграть, но увезли домой очко. В свою очередь, печально известный Лом-Али Ибрагимов испортил игру «Спартака» против «Ротора». Ворвавшегося в штрафную волгоградцев спартаковца Афанасьева защитники едва не затоптали, но свисток Ибрагимова молчал.
Из вышесказанного напрашивается вывод: судьи не столько ошибаются, сколько действуют предвзято, отрабатывают чей-то заказ».
Венчала же сезон-95 целая россыпь «договорных» встреч. «Добрая половина клубов высшей лиги играла матчи, лишенные «должной, спортивной борьбы», – констатировал я по окончании того чемпионата на страницах «Собеседника». – Одно время казалось, что некоторые команды прямо-таки бросились на выручку попавшему в затруднительное положение «Ростсельмашу». Затем нашлись шутники, утверждавшие, что это был общий порыв «утопить» бедный тюменский «Дин-Газ»: туда и ездить далековато, и климат не очень приятный.
Любопытно, не остались ли без работы члены хваленой экспертной комиссии футбольного союза, которые должны были отслеживать всякого рода махинации и принимать соответствующие меры? Состав комиссии держался в секрете даже от журналистов: дескать, зачем раньше времени обнародовать фамилии борцов за справедливость. Чтобы мафия знала? Мудро. Только о результатах работы тоже до сих пор ничего не известно. Хотя поводов для разбирательств более чем достаточно».
А как у них, на «диком» Западе? Тоже сквозь «розовые очки» смотрят на проделки всякого рода мафиози? Или предпринимают попытки от них избавиться, почистив таким образом свои национальные чемпионаты? Об этом – в следующей главе.
Зарубежные «рыцари» антиигры Глава 5
Странное дело, думал я. Неужели они там, за «бугром», честнее нас? Оказывается, да, еще и несопоставимо честнее, лучше, чище. Это я как бы несколько забежал вперед. Вы, друзья, сами сделаете выводы.
Без длинных предисловий – к делу, то есть к рассказу. Так и подмывает сразу поведать об англо-итальянском опыте. Вот о чем я сообщал читателям газеты «Версия»:
«Италия пребывала в шоке, когда узнала о проделках своего кумира – Паоло Росси, который, как установила полиция, в конце 70-х – начале 80-х был одним из организаторов и участников «черного» тотализатора в национальном чемпионате. В глубоком подполье мафиози делали ставки на результаты предстоящих матчей первенства, одним из закоперщиков как раз и являлся великий и могучий Росси.
Местная полиция, невзирая на громкое имя футболиста, докопалась до сути. Вердикт суда для кумира всей футбольной Италии оказался суров: девять месяцев тюрьмы с выплатой солидной суммы штрафа за моральный ущерб, нанесенный болельщикам. Федерация футбола Италии, в свою очередь, дисквалифицировала любимца «тиффози» на год. Быть может, очень жестоко, но вполне справедливо.
В подобных махинациях итальянская полиция уличала, разумеется, не только игроков уровня Росси, но и многих куда менее известных футболистов. Но Росси, пожалуй, единственное в своем роде исключение. Он преодолел все невзгоды, поехал в 1982 году в составе сборной на чемпионат мира в Испанию, где стал самой яркой звездой первенства, завоевав с командой золотые медали. Действительно, великие мастера даже под страшными ударами не ломаются!»
А вот совсем свежий пример итальянской истории антифутбола. Нашумевшая дисквалификация знаменитого туринского «Ювентуса». Там, правда, не столько сами игроки клуба замешаны в нечестных сделках, сколько руководство команды, в лице президента Лучано Моджи. Тамошние журналисты даже нарекли это прогремевшее на весь футбольный мир дело «Моджи-гейтом». Уж больно масштабы деятельности упомянутого господина потрясали воображение. Он вместе с некоторыми чиновниками федерации буквально «расписывал» места конкретных команд в чемпионате. Подношения от него в виде внушительных сумм для игроков и тренеров из стана соперников «Ювентуса» лились, можно сказать, нескончаемым потоком. Разумеется, за «нужные» для туринцев результаты футбольных встреч.
Но в Италии такое не могло продолжаться слишком долго. В прессе, кстати, не только итальянской, например, в испанской тоже, стали появляться откровения игроков о «странном» характере тех или иных матчей с участием «Ювентуса». В конце концов полиция отследила «телодвижения» Моджи… Больше он не работает в футболе.
Более того, его клуб изгнали из серии «А», и сезон- 2006/07 «Ювентус» вынужденно проводил в низшем дивизионе, начав чемпионат с отрицательным балансом очков (санкции за предыдущий сезон). Туринцев также, что просто чудовищным представлялось болельщикам клуба, лишили чемпионского звания. Да, не пощадили на тот момент лучший клуб Италии! У нас же, как видим, все наоборот: даже с более чем очевидными вещами не в состоянии начать борьбу.