Дао шахмат. 200 принципов изменить вашу игру - Курцдорфер Питер (читать лучшие читаемые книги txt) 📗
Глава 16
РАСЧЕТ
«Гений – это 99% пота и 1% вдохновения».
Комбинации и планы имеют больше шансов на успешную реализацию, если за ними стоит точный расчет. Так как же научиться находить новые возможности и аккуратно ориентироваться среди имеющихся?
Надо держать в уме, что это не вы играете партию – это фигуры ее играют. Вы просто говорите им, куда идти и когда. Вы скорее тренер, чем игрок.
Поэтому весьма разумно позволить фигурам сообщать вам, куда они хотели бы направиться. У них отличное чутье, даже если вы им не отличаетесь. Так что лучше прислушивайтесь к ним.
Учитесь смотреть на позицию, стоящую перед вами, так, как смотрят на нее фигуры.
У белых один слон на b2, простреливающий поля h8 и g7, другой на d3, нацеленный на поля g6 и h7, ладья на e5, посматривающая в сторону поля h5, а также конь и ферзь, которые уже пробрались в лагерь черных на поля f5 и h6. В лагере черных полно «дыр» (e7, f6, h6) и белых фигур больше, чем черных. Хотят ли белые фигуры добраться до черного монарха? Держу пари, что да!
Комбинация, которую они хотят осуществить, такова: 1. Кe7+ Ф:e7 2. Ф:h7+ Кр:h7 3. Лh5+ Крg8 4. Лh8× (Рудольф Шпильман – Балдур Хорлингер, матч 1929).
«Let it be».
Подобные действия сродни методам обучения: факты не «загружаются» в голову студента; учитель показывает, как получить то, что уже существует.
Наиболее трудная часть на пути усиления игры – всё более точный расчет сложных вариантов типа: «Если он идет сюда, я иду сюда, затем он возьмет здесь, на что я отвечу так…»
При спешке можно погубить партию. Практически невозможно добиться точности без упорной тренировки. Одним из лучших способов попрактиковаться является решение всех диаграмм, которые попадаются вам на глаза, не расставляя позиции на доске и не передвигая фигур. Также можно рекомендовать разыгрывать партии целиком, не глядя на доску. Это вначале может оказаться невозможным, но умение придет с практикой.
Причина, по которой следует выполнять подобные упражнения, состоит попросту в том, что вам нужна практика в прокручивании в голове возникающих в вариантах позиций. Во время партии действует правило «тронул – ходи», поэтому тренировка необходима.
Партию, в которой создалась следующая позиция, Гарри Нельсон Пильсбери играл вслепую – одновременно с пятнадцатью другими партиями, которые он также играл вслепую!
1. a6 Фc6 2. Фe5 Фc8 3. Фd6, и черные сдались.
Угрозу 4. Лb8+ Ф:b8 5. Фc6+ не отразить.
Чтобы сделать нечто сложное по сути более простым, надо думать о путях решения проблемы и много практиковаться. Повторение позволит «набить руку», или, иными словами, «повторение – мать учения».
Эта посылка, позволяющая сделать самые сложные расчеты возможными. В обычной позиции имеется, как правило, около сорока возможных ходов с каждой стороны. Чтобы заглянуть вперед, требуется рассмотреть сорок своих ходов и сорок ответов на каждый из них. Всего получается порядка 1600 позиций, которые требуется оценить и сравнить. И это только на ОДНОМ ХОДУ! Очевидно, что расчет шестиходовой комбинации (или даже двухходовой) при таком подходе вне пределов сил человеческих.
Но нам нет необходимости рассматривать все возможности. Большинство ходов не преследуют никакого плана, а многие другие попросту плохи. Ключом к расчету многоходовых комбинаций является концентрация на форсирующих ходах: шахах, взятиях, превращениях и непосредственных угрозах шахов, взятий, превращений. Ограничившись форсирующими игру ходами, вы можете ввести расчет в обозримые рамки. Ходы, которые вам следует смотреть, должны иметь влияние на результат партии.
Я получил эту позицию в партии по переписке, и потому у меня был шанс заглянуть далеко вперед, дабы убедиться в корректности комбинации. Нерокировавший черный король на вертикали, на которой расположилась батарея ферзя с ладьей, коим мешают только белый конь и черный слон, – вот ключевые факторы, побудившие меня искать выигрывающую комбинацию. Я мог сразу отбросить все ходы слона e7, ибо в этом случае после Кc6+ выигрывался черный ферзь.
1. Сg5 Лc7.
Единственный другой вариант, который следовало рассчитать, начинался с 1…f6. Но на это следовало 2. С:f6 g:f6 3. Фh5+ Кg6 4. К:g6 h:g6 5. Ф:h8+. Обратите внимание, что каждый ход белых сопровождается взятием, шахом или и тем и другим вместе.
2. К:c5 Л:c5.
Тот же ответ последовал бы и 2…f6.
3. К:f7 Кр:f7 4. С:e7 Фc8 5. С:c5 Ф:c5 6. Фe8+ Крf6 7. Фd8+ Крg6.
Комбинация завершена – король черных раскрыт, конь связан, в то время как ладьи белых готовы включиться в игру.
Просчет всех возможных вариантов невозможен и контрпродуктивен в любом виде деятельности. Концентрируйте внимание на существенном, и у вас появятся хорошие шансы просчитать весь путь к конечному успеху.
Принцип справедлив потому, что это лучший способ выработать хорошую привычку. Если вы хотите дисциплинировать свое мышление, когда вы играете партию, вы должны дисциплинировать его всегда. Так этот принцип работает. К нему следует прибегать не от случая к случаю, им следует руководствоваться постоянно.
(Курцдорфер – Дэвид Найзер, по переписке, 1978). Посмотрели? Время пошло!
Решение: 1. Л:e6, и ладью брать нельзя из-за вскрытого шаха после 1…f:e6 2. f7+.
Вырабатывайте у себя хорошие привычки всё время. Они станут вашей частью, и в критических ситуациях вы вряд ли ошибетесь, поскольку вы просто на это не способны!
Этот совет подсказан прекрасной книгой Александра Котова «Тайны мышления шахматиста». В ней он объясняет, как рассчитывать комбинации со многими разветвлениями. Прыганье от одного к другому и обратно ведет лишь к путанице в голове. Именно так действует большинство шахматистов при расчете. Но сильный игрок определяет ходы, которые следует рассматривать, и затем последовательно переходит от одного к другому. Потом он сравнивает конечные позиции в каждом варианте и решает, на каком следует остановить свой выбор.
Это может показаться трудным поначалу Что, если вы упустите какой-либо ход в самом начале? Или если вы неправильно оцените одну или более конечных позиций? А что, если?.. Конечно, не всё у вас пойдет сначала гладко. Вы даже не можете на это рассчитывать после нескольких лет обучения и практики. Если бы шахматы были столь простыми, мы бы в них не играли.
Но все-таки подобный подход обдумывания комбинации или любого варианта дает вам лучший шанс оценить ту позицию, которая возникла у вас в партии.