Дао шахмат. 200 принципов изменить вашу игру - Курцдорфер Питер (читать лучшие читаемые книги txt) 📗
Суть принципа в том, что прорываться следует тогда, когда сила на вашей стороне, что позволяет вам добиваться выгодного изменения позиции. Поторопившись, вы лишите себя шансов на прорыв в будущем.
В этой знаменитой позиции черные не делают ничего особенного. Их фигуры расположены хорошо, поэтому они ждут ослабляющего хода со стороны белых (у белых просто нет других ходов!). Черные вынуждают противника снять напряжением его явному неудовольствию, путем 1…h6. Белым остается покориться судьбе. Если 2. Кc3 – 2…b:c3; 2. Сc1 – 2…С:b1; 2. Сf1 – 2…Л5f3; 2. Лd1 – 2…Лe2; 2. Лgf1 – 2…С:f1; 2. Крh2 – 2…Л5f3; 2. g4 – 2…Л5f3 3. С:f3 Лh2× (Фриц Земиш – Арон Нимцович, Копенгаген, 1923).
«Тот, кто возмущает свою позицию минимально,
возмущает позицию противника максимально».
Поддержание напряжения – дело не одного или нескольких темпов. Ваши мысли должны быть сфокусированы, беззаботность недопустима. Снятие напряжение очень даже просто может оказаться выгодным вашему противнику.
Сравните просмотр фильма в кинотеатре или по телевизору, когда действие постоянно прерывается рекламой. Где сохраняется подлинное напряжение?
Зачастую угрозу лучше оставить висящей над головой вашего соперника, как дамоклов меч, чем приводить ее в исполнение. В этом случае противник будет в постоянном напряжении, что может помешать ему в реализации собственных планов. После исполнения угрозы на доске возникает новая ситуация, и старая угроза проблемой уже являться не будет.
В этом сложном положении у черных два коня за ладью и пешку. Они могут напасть на ладью путем 1…Сc3 или 1…Сd4. Но ни тот, ни другой ход недостаточно эффективен: на 1…Сc3 белые играют просто 2. Лb1 и черные ничего не достигают. Еще хуже 1…Сd4, на что последует неожиданное 2. Л:a5, поскольку слон d4 не защищен (так и было сыграно в партии Курцдорфер – Дмитрий Гуревич, Вашингтон, 1990).
Но черные могли оставить угрозы висящими над головой белых с помощью промежуточного 1…Лe1+. После 2. Крh2 самое время для сильного хода 2…Сc3, так как у ладьи b4 нет поля для отступления.
Нимцович не выносил табачный дым. Кроме того, он был по натуре нервным человеком. Курение было запрещено в турнирной комнате, но его соперник Эмануил Ласкер извлек огромную сигару и откусил кончик. Нимцович разнервничался и немедленно подозвал распорядителя турнира, жалуясь, что его противник курит. «Но он же не курит», – справедливо заметил тот. «Ах, – сказал Нимцович, – но он угрожает закурить, а герру Ласкеру хорошо известно, что угроза сильнее ее исполнения!»
Придержите угрозу до того момента, когда ее исполнение нанесет противнику максимальный вред.
Это еще один принцип, основанный на здравом смысле. Продвижение пешки, которая может быть заблокирована пешкой противника, вероятно, кончится остановкой всей цепи.
У каждой из сторон имеется пешечное большинство. При своем ходе белые должны начать с 1. c5, затем продолжить 2. b5 и 3. c6, если они хотят создать проходную пешку. Если же белые начнут с 1. b5, то путем 1…b6 черные заблокируют их пешки «c» и «b». И никаких проходных пешек.
Аналогичным образом, если ход за черными, им следует начать с 1…e5, затем продолжить 2…f5 и 3…e4. Вновь 1…f5 наталкивается на 2. f4, и черным не создать проходной в обозримом будущем.
Кандидатом является тот, кто должен сделать шаг вперед, если хочет стать победителем. Да, ему нужны помощники, и много, но тот, кто стремится преуспеть, должен быть на шаг впереди остальных.
Пешечная цепь настолько прочна, насколько прочно ее слабейшее звено. Поэтому, если удастся убрать это звено, вся цепь будет разрушена.
Это, возможно не самый обычный способ обучения стратегической трактовке позиций с пешечными цепями, но пешечная цепь – это пешечная цепь. В данном случае у белых две цепи (a2-c4 и e5-f6) и у черных две (f7-e6 и h6-g5). Цепи белых являются сильными, потому что их базы (a2 и e5) не атакованы. Цепи черных, напротив, уязвимы, поскольку они защищают короля и могут быть атакованы. Эти обстоятельства вкупе с тем важным фактом, что ферзь черных находится вне игры, перевешивают значение сильной проходной пешки «d» черных.
1. Фh3.
Нападение на базу одной пешечной цепи.
1…Крh7 2. Фh5.
Белые атакуют и вторую базу, не упуская из виду первую.
2…Л8d7 3. h4 Лe4 4. h:g5.
Новое нападение на базу.
4…Фd4+ 5. Крh1, и черные сдались (Курцдорфер – Перетц Миллер, Сиракузы, 1987).
Уберите опору, и сооружение рухнет.
Причина проста – каждый раз, когда проходная пешка делает ход, расположенная сзади ладья увеличивает свою силу. Ладьи, расположенные впереди проходных, теряют в силе по мере продвижения пешек, в то время как ладьи, расположенные сбоку, теряют с пешками контакт (хотя и становятся более мобильными).
У каждой из сторон имеется по проходной пешке (мы не считаем пешку «h», которая пока еще никуда не собирается). Обе черные ладьи находятся позади проходных пешек, ладьи же белых находятся не на идеальных позициях. Поэтому преимущество у черных, особенно с учетом того, что у них есть лишняя пешка.
1. a6 d5 2. Лb4 d4 3. Лb7.
Угрозы созданы белыми, поскольку их пешка дальше продвинута. Но у черных всё в порядке, ибо они защищаются от угроз посредством 3…Лe7 4. Сd2 Крg6.
Есть и другая сторона монеты, а именно, по мере своего продвижения проходная становится сильнее. В положении на диаграмме черные могут ошибиться. Например, 3…Л:b7 4. a:b7, и пешка проходит в ферзи. Или 3…Крe7 4. Лaa7, и две ладьи на 7-й горизонтали совместно с проходной пешкой «a» выигрывают. Так и произошло в партии (Барри Дэвис – Курцдорфер, Буффало, 1984).
Ладья, расположенная позади проходной пешки и получающая в свое распоряжение дополнительные поля всякий раз, когда пешка делает ход, подобна человеку, чей разум открыт для нового, помещенному в новые условия, в которых всё, что он узнает, расширяет его горизонты. Путешествия в другие страны и изучение языков дают новые широкие перспективы. По мере того как мы узнаем что-то новое, наши горизонты расширяются, и мы обретаем уверенность в своих силах.
Проходные пешки представляют собой опасность, так что в их отношении принцип, несомненно, справедлив. Изолированные и отсталые пешки, напротив, слабы. Их следует блокировать потому, что иначе они могут двинуться вперед, отдавая свои жизни за то, чтобы освободить другие фигуры.