Секретное оружие Гитлера. 1933-1945 - Портер Дэвид (список книг txt) 📗
В Британии второй половины 1940-х годов большинство бомбардировщиков представляли собой лишь слегка модифицированные версии самолетов военного времени — например, «Авро Линкольн» являлся усовершенствованным «Ланкастером». Было ясно, что эти самолеты стремительно устаревают, поэтому в 1947 году были озвучены требования о создании современных реактивных бомбардировщиков, не уступающих по основным характеристикам соответствующим американским и советским образцам.
Многие британские авиастроительные компании с готовностью откликнулись на этот призыв — «Хэндли-Пейдж» и «Авро» предложили очень интересные конструкции, которые в итоге и поступили на вооружение в виде бомбардировщиков «Виктор» и «Вулкан», а вот более простой проект «Виккерс-Армстронг Валиант» был сначала отклонен. Однако главному конструктору «Виккерса» Джорджу Эдвардсу удалось отстоять предложение своей компании, убедив заказчиков в том, что оно может быть реализовано значительно быстрее, чем «Виктор» и «Вулкан», и пообещав создать прототип в 1951 году, а серийное производство наладить в 1953 году.
И конструкторы «Виккерса» сделали все возможное, чтобы помочь своему шефу сдержать данное слово: первый опытный образец поднялся в воздух 18 мая 1951 года, а первый серийный самолет был выпущен в декабре 1953 года. И хотя нет прямых доказательств того, что отдельные элементы «Валианта» являются точными копиями конструктивных особенностей «Юнкерса EF 132», оба самолета, тем не менее, отличаются очень похожими общими очертаниями, в том числе верхним расположением крыльев и утопленными в их корневой части двигателями.
Крыло «Валианта» во многих отношениях было более совершенным, чем крылья «EF 132» или «В-47», поскольку отличалось «сложной стреловидностью» — угол отклонения в 45 градусов на ближней к фюзеляжу трети крыла уменьшался на конце крыла до 24 градусов. Эта конструкция позволяла самолету развивать скорость до 0,76 числа Маха на высоте 15240 метров, то есть значительно выше практического потолка «В-47».
«Валианты» начали поступать на вооружение королевских военно-воздушных сил в 1955 году, а уже в следующем году приняли участие в проводившейся в районе Суэцкого канала операции «Мушкетер», сбросив 856 тонн бомб на египетские аэродромы. Вместе с «Викторами» и «Вулканами» они с 1954 года служили ядерным щитом Великобритании и продолжали стоять на страже ее безопасности до тех пор, пока усталость металла не заставила снять «Валианты» с вооружения в 1965 году.
Хотя Соединенные Штаты и Великобритания захватили львиную долю германских военных технологий, Красной Армии также удалось получить в свое распоряжение достаточное количество полезной информации и важного оборудования. Многие из первых советских реактивных самолетов были оснащены германскими двигателями: «Як-57» и «Як-17» летали на двигателях «Юнкерс Juто 004В» (или их советских копиях, переименованных в «РД-10»), а на «МиГ-9» была установлена копия двигателя «BMW 003», называвшаяся «РД-20».
Разработка «Та 183» началась в 1942 году, и к 1945 году она привела к созданию суперсовременного реактивного истребителя с очень узкими крыльями, отклоненными назад под углом 40 градусов, и крупным хвостом, также отклоненным назад под углом 60 градусов.
Хотя советские военные источники страстно отрицали какие-либо связи между германским «Та 183» и новым «МиГом-15», эти два истребителя удивительно похожи друг на друга. Учитывая личную заинтересованность Сталина в осуществлении программы советских реактивных истребителей, равно как и карательные меры, традиционно применяемые к виновникам нарушений производственных планов, нет ничего удивительного в том, что
запуганные создатели «МиГа» сочли за благо построить почти точную копию многообещающей германской машины. Опытный образец «МиГа-15» впервые поднялся в воздух 30 декабря 1947 года, а всего разнообразных версий этого истребителя было выпущено более 18 тысяч штук.
Развитие ракетных технологий
В июле 1944 года американские ученые и инженеры из Райт-Филда, Огайо, провели испытания собранной из доставленных из Британии компонентов копии пульсирующего воздушно-реактивного двигателя «Аргус As 014», которыми оборудовались германские ракеты «V-1».
Проведенный с помощью обратной инженерии анализ позволил создать первую американскую крылатую ракету массового производства «JB-2 Гагара», которая была практически точной копией ракеты «V-1». Первый запуск «JB-2» состоялся в октябре 1944 года, и по результатам испытаний были заказаны 2000 ракет, которые предполагалось использовать в ходе планируемого союзниками вторжения в Японию (операция «Даунфолл»). Производство ракет началось в январе 1945 года, и к моменту окончания войны первая их партия уже была отправлена в Тихоокеанский бассейн для проведения испытаний в боевых условиях.
Всего 1385 ракет «JB-2» было готово к сентябрю 1945 года, когда их производство было прекращено. Хотя это оружие никогда не использовалось в бою, оно сыграло важнейшую роль в разработке и создании усовершенствованных систем класса «земля-земля», а интенсивные испытательные запуски этих ракет (в том числе с земли, воздуха и подводных лодок) продолжались до начала 1950-х годов.
«JB-2» убедили американское военное руководство в том, что крылатые ракеты являются надежным и мощным оружием, и в конце 1940-х годов началась разработка их более крупных версий, способных нести ядерную боеголовку. В январе 1949 года военно-воздушные силы США провели испытательные стрельбы прототипа ракеты «Матадор», а в 1953 году состоялся запуск «Регулуса», прототипа ракеты, предназначенной для американских военно-морских сил. Это были во многом очень похожие крылатые ракеты, являвшиеся существенной частью американского ядерного щита на протяжении 1950-х годов, пока на смену им в начале 1960-х годов не пришли действительно межконтинентальные баллистические ракеты (МБР), такие как «Атлас» и «Поларис».
Сверхзвуковая крылатая ракета второго поколения «Регулус II» с дальностью полета 2200 километров и скоростью 2 числа Маха успешно прошла испытания, но в 1958 году эта программа была закрыта в пользу развития системы «Поларис».
К началу 1970-х годов благодаря техническому прогрессу и изменению оперативных приоритетов концепция крылатых ракет стала еще более привлекательной, и в 1974 году начались разработки крылатых ракет воздушного старта (КРВС) для военно-воздушных сил США, за которыми последовали ракеты «Томагавк» для военно-морских сил и их производные, крылатые ракеты наземного старта (КРНС). Эти три типа крылатых ракет поступили на вооружение в 1982-1983 годах, и все они, кроме КРНС, продолжают оставаться в строю. Их успех во многом обусловлен тем, что они являются, по сути, модернизированными «V-1», а маленькие размеры, низкая высота полета и околозвуковая скорость делают их очень непростыми целями даже для самых совершенных противовоздушных систем.
Технический прогресс, сделавший крылатые ракеты столь смертоносным оружием, наиболее заметно проявляется в их системах наведения и боеголовках. Все они оснащены системой коррекции траектории по контуру рельефа местности (ТЕРКОМ) — предварительно записанной в память рельефной картой местности вдоль траектории полета к цели. Компьютерная программа считывает данные, поступающие во время полета с радиолокационного высотомера, и, сравнивая их с записанной информацией о рельефе, вносит в траекторию ракеты необходимые коррективы. ТЕРКОМ позволил резко повысить точность наведения крылатых ракет по сравнению с прежними, инерционными ракетами, которая сохраняется даже на максимальной дистанции поражения цели, составляющей приблизительно 2414 километров.