История военно-окружной системы в России. 1862–1918 - Ковалевский Николай Федорович (мир книг txt) 📗
В отношении количества военно-окружных управлений последним изменением в период правления Александра II стало упразднение Рижского военного округа. Оно было произведено 22 сентября 1870 г., что в первую очередь было связано со стабилизацией обстановки в Польше и Литве, а также в целях экономии военных расходов государства. Территорию упраздняемого округа разделили между Виленским округом, к которому отошли Лифляндская и Курляндская губернии, и Петербургским, получившим Эстляндскую губернию. Таким образом, к 1871 г. число военных округов осталось прежним (14).
Что касается внутренней структуры военно-окружных управлений, то в ней в конце 1860-х годов появился новый важный орган – военно-окружной суд. Это было связано с военно-судебной реформой, принятием 15 мая 1867 г. Военно-судебного устава, а 5 мая 1868 г. Воинского устава о наказаниях. В духе либеральных преобразований Александра II указанная реформа была направлена на смягчение режима наказаний за нарушения воинского правопорядка (в частности, отменялись телесные экзекуции – форма истязаний), а также на упорядочение военно-судного дела. Вместо прежних генерал-аудиториата Военного министерства, аудиториатов корпусов и дивизий и военно-судных комиссий с их медленным и запутанным судопроизводством были созданы Главный военный суд (в составе Военного министерства), военно-окружные и полковые суды. Военно-окружной суд состоял из председателя, военных судей и временных членов суда. Председатель (в звании штаб-офицера) и военные судьи (из штаб– и обер-офицеров и военных чиновников) должны были иметь специальное юридическое образование; они назначались приказом военного министра. Временные судьи (из строевых штаб– и обер-офицеров) назначались командующим войсками округа сроком на 6 месяцев и представляли собой своеобразных присяжных заседателей. Кроме того, впервые были введены должности состоявших при военно-окружных судах чинов военной прокуратуры и военных следователей.
Если полковые суды [их состав (председатель и два члена) назначался командиром полка] рассматривали дела нижних чинов, то военно-окружному суду были подведомственны дела офицеров (до командира полка включительно), в том числе связанные с нарушениями общего гражданского права (включая политические дела). Военно-окружной суд рассматривал также наиболее важные уголовные дела рядовых и унтер-офицеров, осуществлял надзор над полковыми судами и являлся высшей апелляционной инстанцией по опротестованным делам этих судов.
Принятие к исполнению Военно-судебного устава и учреждение военно-окружных и полковых судов начались с Петербургского и Московского военных округов, где эти суды стали действовать с 1 сентября 1867 г. Одновременно приступил к работе Главный военный суд. К 1871 г. военно-окружные и полковые суды действовали также в Одесском и Харьковском (с 1 декабря 1868 г.), Киевском и Виленском (с 15 октября 1869 г.) и Кавказском (с 8 ноября 1870 г.) военных округах, впоследствии они постепенно вводились и во всех остальных округах.
С военно-судебной реформой связано также упразднение в округах военно-арестантских рот инженерного ведомства, признанных «школою разврата» [170]; в 1867 г. они были преобразованы в военно-исправительные роты и переданы в ведение губернских воинских начальников или крепостных комендантов. В военно-исправительных ротах, кроме труда (от 8 до 10 часов в сутки) и строевых занятий, вводилось обучение грамоте; 10 % от прибыли за продажу изготовленных арестантами изделий передавалось в их пользу.
Важным и целесообразным с точки зрения эффективности военного управления было то, что устройство местных военно-окружных управлений и обновление структуры Военного министерства шли во многом по «параллельной схеме». Не отвлекаясь на освещение хода реформирования центрального военного органа, достаточно будет привести конечный результат – структуру Военного министерства, закрепленную принятым 1 января 1869 г. Положением о Военном министерстве. Составными частями министерства стали [171]: Императорская главная квартира и военно-походная е. и. в. канцелярия, Военный совет, Главный военный суд, канцелярия Военного министерства, Главный штаб, Главное интендантское управление, Главное артиллерийское управление, Главное инженерное управление, Главное военно-медицинское управление, Главное управление военно-учебных заведений, Главное управление иррегулярных войск, Главное военно-судное управление, управление генерал-инспектора кавалерии, управление инспектора стрелковых батальонов, Комитет о раненых. Структурное сходство многих органов Военного министерства и военно-окружных управлений способствовало упорядочению их связей и отношений, введению единой системы организации работы.
Наряду с военно-окружными управлениями совершенствовались и подчиненные им органы управления местными войсками. В 1866 г. в семи губерниях звание губернского воинского начальника было соединено с должностью командира губернского батальона. В 1867 г. в Кубанской области Кавказского военного округа и в двух областях Туркестанского также учреждены должности губернских воинских начальников; на них же возложены и обязанности командиров губернских батальонов. В том же году при управлениях губернских воинских начальников в большинстве округов (за исключением Финляндского и Кавказского), а также при управлении варшавского губернского воинского начальника созданы хозяйственные комитеты, помогавшие решать вопросы обустройства губернских батальонов и команд. К началу 1871 г. в системе местного военного управления состояли 11 управлений начальников местных войск в округах (за исключением Финляндского, Кавказского и Варшавского округов), начальник местных войск в Закавказье, 67 губернских воинских начальников (из них 11 являлись и командирами губернских батальонов) [172].
В связи с переходом полноты военной власти к органам окружного военного управления продолжался процесс изменения статуса военных губернаторов. Вслед за преобразованием (в 1864 г.) должности московского военного генерал-губернатора в генерал-губернаторскую в 1866–1867 гг. были упразднены должности санкт-петербургского и тифлисского военных генерал-губернаторов, а также кутаисского генерал-губернатора. В тех губерниях, где должности военных губернаторов сохранялись, они обычно совмещались со званиями командующего войсками в области, наказного атамана, начальника местных войск, губернского воинского начальника. Так, военные губернаторы Сырдарьинской (Туркестанский округ) и Тургайской (Оренбургский округ) областей являлись в то же время командующими войсками в этих областях. Военные губернаторы Семиреченской области (Туркестанский округ), Семипалатинской и Уральской (Оренбургский округ), Амурской и Забайкальской (Восточно-Сибирский округ) областей были одновременно командующими войсками в области и наказными атаманами казачьих войск, а также несли обязанности по заведованию местными войсками.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Важным и целесообразным с точки зрения эффективности военного управления было то, что устройство местных военно-окружных управлений и обновление структуры Военного министерства шли во многом по «параллельной схеме». Не отвлекаясь на освещение хода реформирования центрального военного органа, достаточно будет привести конечный результат – структуру Военного министерства, закрепленную принятым 1 января 1869 г. Положением о Военном министерстве. Составными частями министерства стали[171]: Императорская главная квартира и военно-походная е. и. в. канцелярия, Военный совет, Главный военный суд, канцелярия Военного министерства, Главный штаб, Главное интендантское управление, Главное артиллерийское управление, Главное инженерное управление, Главное военно-медицинское управление, Главное управление военно-учебных заведений, Главное управление иррегулярных войск, Главное военно-судное управление, управление генерал-инспектора кавалерии, управление инспектора стрелковых батальонов, Комитет о раненых. Структурное сходство многих органов Военного министерства и военно-окружных управлений способствовало упорядочению их связей и отношений, введению единой системы организации работы.
Наряду с военно-окружными управлениями совершенствовались и подчиненные им органы управления местными войсками. В 1866 г. в семи губерниях звание губернского воинского начальника было соединено с должностью командира губернского батальона. В 1867 г. в Кубанской области Кавказского военного округа и в двух областях Туркестанского также учреждены должности губернских воинских начальников; на них же возложены и обязанности командиров губернских батальонов. В том же году при управлениях губернских воинских начальников в большинстве округов (за исключением Финляндского и Кавказского), а также при управлении варшавского губернского воинского начальника созданы хозяйственные комитеты, помогавшие решать вопросы обустройства губернских батальонов и команд. К началу 1871 г. в системе местного военного управления состояли 11 управлений начальников местных войск в округах (за исключением Финляндского, Кавказского и Варшавского округов), начальник местных войск в Закавказье, 67 губернских воинских начальников (из них 11 являлись и командирами губернских батальонов)[172].
В связи с переходом полноты военной власти к органам окружного военного управления продолжался процесс изменения статуса военных губернаторов. Вслед за преобразованием (в 1864 г.) должности московского военного генерал-губернатора в генерал-губернаторскую в 1866–1867 гг. были упразднены должности санкт-петербургского и тифлисского военных генерал-губернаторов, а также кутаисского генерал-губернатора. В тех губерниях, где должности военных губернаторов сохранялись, они обычно совмещались со званиями командующего войсками в области, наказного атамана, начальника местных войск, губернского воинского начальника. Так, военные губернаторы Сырдарьинской (Туркестанский округ) и Тургайской (Оренбургский округ) областей являлись в то же время командующими войсками в этих областях. Военные губернаторы Семиреченской области (Туркестанский округ), Семипалатинской и Уральской (Оренбургский округ), Амурской и Забайкальской (Восточно-Сибирский округ) областей были одновременно командующими войсками в области и наказными атаманами казачьих войск, а также несли обязанности по заведованию местными войсками.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, Купить полную версию книги