Весна 43-го (01.04.1943 – 31.05.1943) - Побочный Владимир И. (читать книги TXT) 📗
Артиллерийский обстрел города начался сегодня на рассвете – в 5 часов 35 минут. Сделав восемь выстрелов, враг прекратил огонь.
Два дня подряд авиация Краснознаменного Балтийского флота участвовала в бомбардировке дальнобойной артиллерии врага. Сегодня она действовала уже в родной стихии – наносила удары по противолодочной обороне, созданной противником в восточной части Финского залива. Это была подготовка к выходу наших подводных лодок в Балтийское море.
В Ленинграде состоялось необычное в условиях блокады совещание, сопровождавшееся столь же необычной выставкой. Обменяться опытом собрались фронтовые хлебопеки. Начальнику передовой пекарни старшему лейтенанту Смирнову была предоставлена возможность продемонстрировать образцы аппетитной продукции. В витрине лежали различные сорта хлеба и сухарей. А давно ли блокадный хлеб, замешанный на множестве всяких примесей, и на хлеб-то не был похож!
Блокадный хлеб
Из дневника руководителя отдельной диверсионной группой партизан Григория Васильевича Балицкого: «В Дерновичи прибыл в 1.45, сейчас же вызвал всех связных и направил конников в лес, вытягивать весь обоз, а также было послано двух конников в село Вепри с задачей снятия Чапаевского отряда и 1‑й роты и движения в расположение Дерновичи. Основные силы должны были двигаться в 2.00, но не успели, поэтому пришлось выйти на марш позже, голова колонны только в 4.00. Свою 3‑ю роту оставил для прикрытия дороги со стороны Даниловки; Чапаевский отряд прикрывал дорогу со стороны Вепри, 35 бойцов Мельниковского соединения прикрывали дорогу со стороны Березки. Итак, двинулись на марш, быстро пришлось бросить весь обоз в кустарники, и только обоз скрылся в небольшой лесок, как налетела вражеская авиация и стала бомбить переправу в с. Дерновичи.
Отряд им. Щорса (командир Лисенко) бросил весь обоз отряда. Вырвались очень удачно. Только два отряда успели пройти через село Михайловка, как фашистская авиация стала бомбить это село, несколько хат загорелось, также противник занял большущую деревню Дерновичи».
663‑й день войны
К предстоящему летнему наступлению враг готовится тщательно. Пользуясь отсутствием второго фронта в Европе, немецкое командование перебрасывает в район южнее Орла и севернее Харькова пять пехотных дивизий из Франции и Германии.
Продвижение немецкой пехоты
Особенно большое внимание уделяется сосредоточению танковых соединений. Стягиваются также крупные силы авиации. Из Франции, Норвегии и Германии дополнительно перебазируются пять авиационных групп. В результате противнику удается создать сильные ударные группировки. Одна из них находится в районе южнее Орла и состоит из восьми пехотных, шести танковых и одной моторизованной дивизий, входивших в 9‑ю немецкую армию группы армий «Центр». Другая -располагается в районе севернее Харькова. Она включает пять пехотных, восемь танковых и одну моторизованную дивизии, которые входят в 4‑ю танковую армию и оперативную группу «Кемпф» группы армий «Юг». Против западного фаса Курского выступа развернута 2‑я немецкая армия, находившаяся в составе группы армий «Центр». Для проведения операции «Цитадель» германское командование сосредоточивает 50 дивизий. Всего вражеская группировка насчитывает около 900 тыс. солдат и офицеров, до 10 тыс. орудий и минометов, около 2700 танков и свыше 2 тыс. самолетов. Бывший начальник штаба 48‑го немецкого танкового корпуса, участвовавшего в операции, генерал Ф. Меллентин признает, что «ни одно наступление не было так тщательно подготовлено, как это».
Концентрация вражеских сил
В стране одной из наиболее важных мер, связанных с подготовкой к летнему сражению, является перевод транспорта на военное положение. Своевременное выполнение заданий по перевозкам, крепкая трудовая дисциплина имеет исключительное значение. В связи с этим 15 апреля 1943 г. Президиум ВС СССР принял Указ «О введении военного положения на всех железных дорогах».
В эти дни на базе управления и войск Резервного фронта сформирован Степной военный округ, включивший территории Воронежской, Курской, Тамбовской и Ростовской областей. Управление размещено в г. Воронеже. Командующим округом назначен – генерал-полковник М. М. Попов.
Маркиан Михайлович Попов
Из воспоминаний Маршала Советского Союза И. И. Якубовского о М. М. Попове: «Покоряли его широкая эрудиция, солидный боевой опыт… Большой военачальник, он умел активно поддержать и развить инициативу подчиненных командиров, дать ей простор в рамках возможного при планировании и проведении операции. Он был рьяным противником шаблонного применения войск, стремился предусмотреть наиболее вероятные варианты их использования».
Газета «Юманите» опубликовывает «Генеральные директивы по подготовке вооруженного восстания», разработанные Коммунистической партией Франции.
Учитывая то, что фашистское командование основную надежду на успех возлагает на новые мощные танки, которые должны проломить оборону советских войск, 15 апреля 1943 г. ГКО принимает специальное постановление «О мероприятиях по усилению противотанковой обороны», в котором предписывается перевести ряд заводов на производство усовершенствованных противотанковых и танковых пушек, обеспечив одновременно производство подкалиберных снарядов. Сроки для такого важного дела ставятся весьма жесткие.
Боевые занятия по уничтожению вражеских танков
Вспомним как это было…
Развитию средств противотанковой обороны советское командование уделяло много внимания и не жалело здесь затрат и усилий. Характерный пример: заместитель командующего ВВС Красной Армии А. И. Никитин во второй половине апреля 1943 г. докладывал Верховному Главнокомандующему, что разработка и испытания новой противотанковой авиабомбы (ПТАБ) конструктора И. А. Ларионова наталкивается на ряд препятствий. В этот же день, в полночь, генерала вызвали на заседание ГКО. Ему предложено рассказать о противотанковой бомбе. Генерал начал доклад. Он говорил, что кумулятивная противотанковая авиационная бомба обладает большим поражающим действием, малыми весом (1,5–2,5 кг) и габаритами, не требует больших затрат на изготовление.
Противотанковая авиабомба ПТАБ 2,5–1,5 (схема)
– Можете ли Вы нарисовать бомбу? – прервал его Сталин.
Никитин нарисовал на листе из большого блокнота общую схему бомбы, кратко рассказал об ее устройстве (весьма простом) и действии.
– Вы считаете, что такая бомба нужна нашей авиации?
– Да, товарищ Сталин.
– Сколько же штук нам нужно?
Никитин немного посчитал в уме – к этому вопросу он, зная конкретный характер обсуждений в ГКО, подготовился:
– Миллион штук к середине мая!
– Почему именно миллион и к середине мая?