Большая Советская Энциклопедия (МЕ) - Большая Советская Энциклопедия "БСЭ" (читать онлайн полную книгу TXT) 📗
Важная проблема современности — рост числа нервно-психических расстройств, которые в ряде капиталистических стран называют проблемой № 1 здравоохранения. Они охватывают не менее 6—8 % всего населения. В США до 10 % всего населения поражено психозами (см. Психические болезни ) и неврозами . В конце 60-х — начале 70-х годов во всех странах зарегистрировано не менее 65—70 млн. психически больных, нуждающихся в стационарном лечении. Во многих странах национальным бедствием стали алкоголизм и другие виды наркомании . Развитие транспорта, интенсификация труда, нервно-психическое переутомление ведут к росту травматизма .
Острое социальное и политическое значение приобрела проблема охраны и оздоровления внешней среды. Загрязнение воды, воздуха, почвы, нарушение экологического равновесия в биосфере отрицательно сказываются на здоровье человека. Например, в Японии в марте 1971 было официально зарегистрировано более 3 тысяч случаев заболеваний, вызванных загрязнением среды. Особую проблему представляет отравление питьевой воды и почвы ядовитыми промышленными отходами. Вследствие стихийного использования естественных ресурсов и загрязнения атмосферы в ряде районов планеты перейдён порог самозащиты природы, подорваны процессы спонтанного оздоровления среды, происходит накопление в ней веществ, опасных для человека. Борьба за оздоровление внешней среды, охрана природы приобрели международное значение.
Изменившаяся картина патологии находится в тесной причинной связи со сдвигами в демографических процессах (см. Демография ), которые в экономически развитых странах характеризуются тенденцией к снижению рождаемости (примерно до 15—18 на 1 тысячу жителей), относительной стабилизацией общей (9—12 на 1 тысячу жителей) и детской (15—25 на 1 тысячу живорождённых) смертности и высокой средней продолжительностью жизни (69—73 года). Происходит общее «постарение» населения, то есть увеличение процента (в ряде стран до 15—18) лиц 60 лет и старше.
В большинстве развивающихся стран сохраняются прежний эпидемический тип патологии и демографические процессы, которые характеризуются высокими показателями рождаемости, общей и детской смертности, быстрой сменой поколений, высоким уровнем заболеваемости и смертности от инфекционных и паразитарных болезней.
Изменение типа патологии, всеобщее внимание к так называемым болезням цивилизации способствовали распространению в зарубежной М. ряда теорий, представители которых ищут причины заболеваний в наследственной и конституциональной неполноценности человека, лишающей его возможности приспособиться к окружающей среде, во влиянии на поведение человека сферы эротического, подсознательного и т. д. З. Фрейд положил начало психоанализу , объясняющему неврозы подавленными сексуальными влечениями. Современные его последователи видят сущность болезней в особых социально обусловленных изменениях подсознательной сферы — «глубинных силах» (см. Глубинная психология ) личности больного, вторично вызывающих изменения деятельности органов и систем и все наблюдаемые внешние проявления болезни (немецкие и американские неофрейдисты К. Хорни, Э. Фромм, В. Ризе, Р. Дессаур, психосоматики Ф. Александер, Ф. Данберг и другие).
Для М. капиталистических стран характерно противоречие между конкретными достижениями медицинской науки, практики здравоохранения, материалистическим подходом большинства естествоиспытателей и медиков при конкретных исследованиях, с одной стороны, и общими идеалистическими концепциями в М. — с другой. Во многих исследованиях частные закономерности возводятся в ранг принципиальных законов развития патологических явлений, а последние или не формулируются вовсе, или представляются в одностороннем плане (например, молекулярная патология). Такие медико-биологические концепции, как неомальтузианство, евгеника , теория «порочного круга нищеты и болезней» и другие нередко используются в качестве теоретической основы политики народонаселения и здравоохранения капиталистических государств.
Согласно распространённым буржуазным концепциям социальной дезадаптации, во всех индустриальных странах, вне зависимости от их социально-экономического и политического устройства, под воздействием определённых факторов научно-технического прогресса происходят одинаковые и фатально неизбежные изменения здоровья населения. Сторонники подобных взглядов обычно исходят из представлений о растущем несоответствии социальных условий (ритмов современной жизни человека в индустриальном обществе) биологическим циклам и ритмам жизнедеятельности организма, сложившимся на протяжении тысячелетий истории человечества. Важный аргумент таких теорий — близость численных выражений показателей общественного здоровья (демографические явления, распространённость ряда заболеваний и др.) в экономически развитых странах; их авторы игнорируют преимущества социалистических государств в темпах улучшения общественного здоровья и в том, что там нет резких колебаний в показателях здоровья общественных групп и классов.
Сторонники неофрейдизма , психосоматики, неогиппократизма и ряда других направлений в М. за рубежом в той или иной степени развивают указанные концепции, пытаются доказать, что социальная адаптация, «человеческие отношения» и т. п. способны урегулировать социальные конфликты в современном обществе, в том числе уменьшить заболеваемость, число несчастных случаев и т. д. Биологизация и психологизация социальных явлений отражают классовую сущность многих буржуазных теорий М. и здравоохранения.
Кроме научных проблем, перед современной М. острее, чем когда-либо, стоят этические проблемы, касающиеся взаимоотношений врача и больного (см. также Деонтология ), пределов допустимого вмешательства (например, воздействия на психику психотропными средствами ), донорства при пересадках органов (см. Трансплантация ) и т. д. Об опасности забвения этической стороны М. свидетельствуют, например, такие общеизвестные факты, как проведение антигуманных экспериментов на людях в фашистской Германии или участие врачей в подготовке бактериологической войны.
Медицина в СССР
Великая Октябрьская социалистическая революция, построение социализма открыли перед М. и здравоохранением новые пути развития. Охрана здоровья народа стала одной из важнейших функций государства. Была создана широкая сеть медицинских учреждений и вузов (см. Медицинское образование , Медицинские институты ). Сформулированные уже в первые годы Советской власти организационные принципы здравоохранения исходили из развитых В. И. Лениным марксистских положений о социальной обусловленности общественного здоровья, задачах построения социалистического государства, осуществляющего заботу о здоровье трудящихся путём социально-экономических и медицинских мероприятий.
Была создана материально-техническая база медицинской науки (см. Медицинские институты научно-исследовательские). Государственный институт народного здравоохранения (1920) стал прообразом последующих более мощных объединений медицинских научно-исследовательских институтов. Всесоюзный экспериментальной медицины институт имени А. М. Горького (1932) был организован как комплексное учреждение, призванное осуществлять синтез естественных наук, в частности, экспериментальной биологии и М. Успехи медицинской науки и советского здравоохранения (в 1940 число больничных коек достигло 791 тысячи по сравнению с 207 тысячами в 1913, а число врачей 155 тысяч по сравнению с 23 тысячами в 1913) привели к существенным сдвигам в состоянии здоровья населения. Были ликвидированы многие эпидемические заболевания, общая смертность в 1940 снизилась до 18,3 на 1 тысячу жителей (30,2 в 1913).
Война с фашистской Германией потребовала создания научно обоснованной организации медицинской помощи раненым и больным. Чёткая работа медицинской службы армии позволила возвратить в строй после излечения 72,3 % раненых и свыше 90 % больных. Впервые в истории массовых войн удалось предотвратить возникновение эпидемий и сравнительно быстро ликвидировать санитарные последствия войны. Итоги этой работы были подведены в коллективном научном труде — многотомном издании «Опыт советской медицины в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.».