Большая Советская Энциклопедия (СЕ) - Большая Советская Энциклопедия "БСЭ" (книги регистрация онлайн бесплатно .txt) 📗
По возвращении в мае 1863 из-за границы в Россию С. по предложению Н. А. Некрасова подготовил для «Современника» статью «Попытка ввести физиологические основы в психические процессы». Цензура запретила публикацию статьи, ссылаясь на пропаганду в ней материализма и предосудительное название. Эта работа, названная С. «Рефлексы головного мозга», была напечатана в том же году в «Медицинском вестнике», а в 1866 вышла отдельным изданием. Выход в свет этой работы ознаменовал начало эры объективной психологии. С. показал, что поскольку рефлексы невозможны без внешнего раздражителя, то психическая деятельность стимулируется раздражителями, воздействующими на органы чувств. В учение о рефлексах было введено существенное дополнение: они ставились в зависимость не только от имеющихся раздражителей, но и от прежних воздействий. Сохранение следов в центральной нервной системе выступало как основа памяти, торможение — как механизм избирательной направленности поведения, работа «усиливающего механизма мозга» — как субстрат мотивации. В «Рефлексах головного мозга» четко сформулированы психологического воззрения С., свидетельствующие о материалистическом понимании им психики.
К 1863—68 относится окончательное формирование физиологической школы С. Ряд лет он со своими учениками занимался физиологией межцентральных отношений. Наиболее существенные результаты этих исследований опубликованы в его работе «Физиология нервной системы» (1866). Одновременно С. редактировал переводы книг зарубежных учёных. В 1867 вышло в свет руководство С. «Физиология органов чувств. Переделка сочинения «Апаtomie und Physiologie der Sinnesorganc» von A. Fick. 1862—64. Зрение», а в 1871—72 под его редакцией в России был опубликован перевод труда Ч. Дарвина «Происхождение человека». Заслугой С. является не только распространение дарвинизма, но и приложение его идей к проблемам физиологии и психологии. Он по праву может считаться предшественником развития эволюционной физиологии в России.
С. углублённо изучал различные направления философии и психологии, полемизировал с представителями разных философско-психологических направлений (К. Д. Кавелиным, Г.Струве). В 1873 были опубликованы «Психологические этюды», объединившие «Рефлексы головного мозга» (4-е изд.), возражения Кавелину и статью «Кому и как разрабатывать психологию». Важнейшее значение вклада С. в психологию состояло в «... радикальном перемещении отправного пункта психологического мышления с непосредственно данных феноменов сознания, веками считавшихся для познающего ума первой реальностью, к объективному поведению» (Ярошевский М. Г., История психологии, 1966, с. 332). Это была, по выражению И. П. Павлова, «... поистине для того времени чрезвычайная попытка... представить себе наш субъективный мир чисто физиологически» (Полн. собр. соч., т. 3, кн. 1, 1951, с. 14).
В 90-х гг. С. выступает с циклом работ по проблемам психофизиологии и теории познания («Впечатления и действительность», 1890; «О предметном мышлении с физиологической точки зрения», 1894), существенно перерабатывает теоретико-познавательный трактат «Элементы мысли» (2 изд., 1903). Опираясь на достижения физиологии органов чувств и исследования функций двигательного аппарата, С. подвергает критике агностицизм и развивает идеи о мышце как органе достоверного познания пространственно-временных отношений вещей. Согласно С., чувственные сигналы, посылаемые работающей мышцей, позволяют строить образы внешних предметов, а также соотносить предметы между собой и тем самым служить телесной основой элементарных форм мышления. Познание доступных чувству движений «... не условное, а прямое, идущее в корень» (Избранные философские и психологические произведения, 1947, с. 343).
Эти идеи о мышечной чувствительности стимулировали разработку современного учения о механизме чувственного восприятия. В них содержался принцип обратной связи между эффектами работы мышцы и сигналами, поступающими от неё в регулирующие эту работу нервные центры. Т. о., деятельность сенсорных систем (в частности, зрительной системы) рассматривалась с точки зрения её саморегуляции. С. отстаивает материалистическую трактовку всех нервно-психических проявлений (включая сознание и волю) и тот подход к организму как целому, который был воспринят современной физиологией и психологией.
В Новороссийском университете С. были выполнены исследования действия электрических раздражений на нерв (1872), локомоции у лягушки и действия блуждающего нерва на сердце (1873). В то же время С. заинтересовался вопросами физиологии газообмена, дыхательной функции крови.
После возвращения в Петербург в 1876 С. приступает к занятиям химией растворов; пользуясь абсорбциометром собственной конструкции, он устанавливает закон растворимости газов в водных растворах электролитов. Он выступает с публичными лекциями «Об элементах зрительного мышления», которые в 1878 были им переработаны и опубликованы под названием «Элементы мысли». В 1881—82 С. начал новый цикл работ по центральному торможению. Им были открыты самопроизвольные колебания биотоков в продолговатом мозге.
Осенью 1889 в Московском университете С. прочел курс лекций по физиологии, который стал основой обобщающего труда «Физиология нервных центров» (1891). В этой работе был осуществлен анализ различных нервных явлений — от бессознательных реакций у спинальных животных до высших форм восприятия у человека. Последняя часть этого труда посвящена вопросам экспериментальной психологии. В дальнейшем совместно с М. Н. Шатерниковым С. разрабатывает теорию состава лёгочного воздуха. В 1894 он публикует «Физиологические критерии для установки длины рабочего дня», а в 1901 — «Очерк рабочих движений человека». Существенный интерес представляет также работа С. «Научная деятельность русских университетов по естествознанию за последнее двадцатипятилетие», написанная и опубликованная в 1883. Научный путь С. — учёного, экспериментатора, мыслителя, лектора и прогрессивного общественного деятеля — изложен в его автобиографических записках, написанных в 1904.
На родине С. ему воздвигнут памятник; его имя присвоено 1-му Московскому медицинскому институту (1955), институту эволюционной физиологии и биохимии АН СССР (1956); учреждена премия им. С., присуждаемая АН СССР раз в 3 года сов. учёным за выдающиеся исследования по физиологии.
Соч.: Избр. труды, М., 1935; Элементы мысли. Сб. избр. статей, М. — Л., 1943; Избр. философские и психологические произведения, М., 1947; Избранные произведения, т. 1, М., 1952; Физиология нервных центров. Из лекций, читанных в Собрании врачей в Москве в 1889 — 1890 гг., М., 1952; Рефлексы головного мозга, М., 1952.
Лит.: Введенский Н. Е., И. М. Сеченов, «Тр. С.-Петербургского общества естествоиспытателей», 1906, т. 36, в. 2; Кекчеев К. Х., И. М. Сеченов, М., 1933; Коштоянц Х. С., И. М. Сеченов, М., 1950 (имеется лит.); Ярошевский М. Г., Иван Михайлович Сеченов, Л., 1968.
В. Н. Черниговский, К. А. Ланге.
И. М. Сеченов.
Сеченовское торможение
Се'ченовское торможение, название физиологического эксперимента, приведшего к открытию центрального торможения, т. е. тормозных процессов в центральной нервной системе. В опытах на лягушке И. М. Сеченов наблюдал (1862), что рефлекс спинного мозга (сгибание лапки при погружении её в слабый раствор кислоты) угнетается при химическом или электрическом раздражении области зрительных бугров. Этот эксперимент опровергал существовавшие в то время представления, согласно которым регуляторные функции головного и спинного мозга обеспечиваются одними лишь возбудительными процессами; было доказано, что наряду с возбудительными существуют качественно особые тормозные взаимодействия между нервными элементами. С. т., как и другие явления центрального торможения, осуществляется специальными тормозными нейронами и синапсами, которые имеются как в спинном, так и в головном мозге.