Большая Советская Энциклопедия (ПЕ) - Большая Советская Энциклопедия "БСЭ" (читаемые книги читать онлайн бесплатно полные .txt) 📗
Перманганатометрия
Перманганатоме'трия (от перманганаты и ...метрия ), метод химического титриметрического анализа , основанный на применении растворов перманганата калия (KMnO4 ) для количественных объёмных определений (см. Количественный анализ ,Объёмный анализ ). Преимущество П. заключается в том, что для неё отпадает необходимость в применении специального индикатора при установлении точки эквивалентности, так как раствор KMnO4 имеет характерный фиолетово-красный цвет. В большинстве случаев титрование восстановителей [например, Fe (ll) и Mn (II), Mo (III) и Ti (lll),
, , , H2 O2 ] стандартным раствором KMnO4 проводится в кислой среде; окислительно-восстановительная реакция протекает тогда по схеме: + 8H+ + 5e- Û Mn2+ + 4H2 O. Некоторые вещества (например, сульфиты, сульфиды, тиосульфаты, гидразин) окисляются легче в нейтральной или щелочной среде: в этом случае реакция идёт по схеме:+ 4H+ + 3е- = MnO2 + 2H2 O.
Ряд металлов (Ca, Mg, Zn, La, Th) определяют, сочетая метод осаждения (в виде оксалатов) и П.
Лит . см. при ст. Оксидиметрия .
Перманганаты
Пермангана'ты (от пер... и лат. manganum — марганец), марганцовокислые соли, соли марганцовой кислоты HMnO4 . Кристаллы П. имеют тёмный, почти чёрный, цвет с зеленовато-фиолетовым отливом; растворы П. окрашены, как правило, в красно-фиолетовый цвет иона MnO4- . В воде П. натрия и 2-валентных металлов хорошо растворимы, сравнительно мало растворим KMnO4 . П. весьма неустойчивы к нагреванию. Так, KMnO4 распадается уже выше 200 °С в основном по схеме: 2 KMnO4 = K2 MnO4 + MnO2 + O2 .
П.— сильные окислители, особенно в кислой среде [при этом Mn (VII) восстанавливается до Mn (II), например до MnSO4 ; см. Марганец ]. В химической практике П. широко применяют как окислители: в медицине — как дезинфицирующие средства, при ожогах и прочем.
Перманентная революция
Пермане'нтная револю'ция. Идея перманентной, то есть непрерывной, революции была выдвинута К. Марксом и Ф. Энгельсом в «Манифесте Коммунистической партии» (1848) и «Обращении Центрального Комитета к Союзу Коммунистов» (1850). Основоположники марксизма считали, что пролетариат, обладая достаточной силой, организацией, влиянием и занимая самостоятельную политическую позицию, может осуществить переход от буржуазно-демократической революции к революции социалистической, к установлению своей власти. «В то время как демократические мелкие буржуа хотят возможно быстрее закончить революцию,... наши интересы и наши задачи заключаются в том, чтобы сделать революцию непрерывной до тех пор, пока все более или менее имущие классы не будут устранены от господства, пока пролетариат не завоюет государственной власти...» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 7, с. 261). Непрерывность К. Маркс и Ф. Энгельс понимали как последовательную смену этапов революционного процесса. Они предупреждали, что «... рабочие не могут в начале движения предлагать чисто коммунистические мероприятия» и «... не смогут достигнуть господства и осуществления своих классовых интересов, не пройдя полностью более длительного пути революционного развития...» (там же, с. 266, 267).
В новых исторических условиях эпохи империализма идея непрерывной революции была развита В. И. Лениным в теорию перерастания демократической революции в социалистическую. «... От революции демократической,— писал В. И. Ленин,— мы сейчас же начнем переходить и как раз в меру нашей силы, силы сознательного и организованного пролетариата, начнем переходить к социалистической революции. Мы стоим за непрерывную революцию. Мы не остановимся на полпути» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 11, с. 222).
В. И. Ленин отверг схему оппортунистических лидеров 2-го Интернационала и русских меньшевиков, согласно которой за победой буржуазной революции обязательно следует более или менее длительный период развития капитализма. В эпоху империализма, когда мировая капиталистическая система созрела для социалистической революции, революционно-демократические преобразования объективно создают угрозу капитализму. Монополистический капитал объединяется с самыми реакционными силами на общей платформе враждебности ко всякой революции. Именно поэтому, подчёркивал В. И. Ленин, «в XX веке в капиталистической стране нельзя быть революционным демократом, ежели бояться идти к социализму» (там же, т. 34, с. 190).
Краеугольный камень ленинской теории перерастания демократической революции в социалистическую — это идея гегемонии пролетариата , который выполняет роль двигателя безостановочного развития демократической революции, поэтапного перехода к решению всё более радикальных задач, создания условий для социалистической революции. В результате победы демократической революции утверждается революционно-демократический тип власти, которая выступает в качестве орудия непрерывного углубления и перерастания демократической революции в социалистическую. Применительно к условиям России начала 20 в. В. И. Ленин определял классовое содержание такой власти, как революционно-демократическая диктатура пролетариата и крестьянства.
После 2-й мировой войны 1939—45 перерастание демократических революций в социалистические произошло в ряде европейских и азиатских стран. В некоторых странах демократические и социалистические преобразования тесно переплетались, в сущности составляя два этапа единого революционного процесса (см. Народно-демократическая революция ).
Значение марксистско-ленинской теории непрерывной революции заключается в том, что она раскрывает закономерную связь социалистической революции с различными типами народных демократических движений и революций, позволяет найти пути и формы перехода к социалистической революции, отвечающие конкретным условиям той или иной страны.
Марксова идея непрерывной революции получила извращённую интерпретацию в троцкистской теории П. р., выдвинутой А. Парвусом и Л. Троцким в годы Революции 1905—07 в России и ставшей платформой борьбы троцкистов против ленинизма. Непрерывность последовательных этапов революционного процесса была подменена в троцкистской теории субъективистской концепцией, которая произвольно смешивала все этапы, игнорируя закономерную связь между ними; в ней отрицался буржуазно-демократический характер революции и выдвигалась авантюристическая идея непосредственного перехода к революции социалистической (см. В. И. Ленин, там же, т. 17, с. 381). Эта позиция Троцкого, который игнорировал идею революционно-демократической диктатуры пролетариата и крестьянства, была выражена в лозунге «без царя, а правительство рабочее». Раскрывая эклектизм троцкистской теории, В. И. Ленин отмечал: «Оригинальная теория Троцкого берет у большевиков призыв к решительной революционной борьбе пролетариата и к завоеванию им политической власти, а у меньшевиков — “отрицание” роли крестьянства» (там же, т. 27, с. 80). Отвергая марксистско-ленинскую стратегию классовых союзов пролетариата с крестьянством и др. непролетарскими слоями трудящихся, троцкистская теория в сущности закрывала путь к формированию массовой политической армии социалистической революции, подрывала внутренние факторы развития и победы этой революции. Перманентность революционного процесса, судьбу социалистической революции в каждой стране Троцкий связывал с внешними факторами, с победой мировой революции. С этих механистических позиций троцкисты выступали против ленинской теории о возможности победы социализма первоначально в одной, отдельно взятой стране. Из этого вытекала противоречащая марксизму установка на «экспорт», искусственное подталкивание революции.