Большая Советская Энциклопедия (МЕ) - Большая Советская Энциклопедия "БСЭ" (читать онлайн полную книгу TXT) 📗
Под влиянием буржуазно-демократической революции 1910—17 возрос интерес к проблемам истории. В 20—30-х гг. появились новые научные учреждения и общества: Национальная академия истории и географии (1925), Мексиканская академия истории (1940), местные исторические, археологические, этнографические и другие музеи. Расширилась публикация источников. В условиях обострения политической и идеологической борьбы ещё более отчётливо, чем прежде, проявились противоположные концепции исторического прошлого М. В исторической литературе 20—30-х гг. доминировало традиционное консервативно-клерикальное направление, близкое к воззрениям Аламана (А. Хибаха-и-Патрон, Т. Эскивель Обрегон, А. М. Карреньо. Р. Гарсна Гранадос, М. Куэвас). В связи с подъёмом демократического и антиимпериалистического движения в период президентства Л. Карденаса в 40-х гг. активизировались исторические исследования, повысился их научный и профессиональный уровень. В 1943 было создано Мексиканское историческое общество, а в 1946 на его базе — Объединение по изучению истории М., в 1949 — Мексиканское общество по изучению истории. В 40—50-х гг. основан ряд локальных центров и обществ. В 50—60-х гг. опубликовано много документов по истории Мексиканской революции 1910—1917.
После 2-й мировой войны историческая наука стала переходить к более глубокому, аналитическому изучению прошлого. Несмотря на живучесть откровенно реакционных взглядов («неоаламанизм», труды Х. Браво Угарте, Х. Вера Эстаньоля), консервативно-клерикальное направление в целом переживает упадок. Получило развитие демократическое направление, продолжающее и углубляющее лучшие традиции либеральных историков 19 — начале 20 вв. Некоторые его представители близки к материалистическому пониманию истории. Значительный интерес к социально-экономическим процессам характерен для А. Куэ Кановаса, Л. Чавеса Ороско, А. Теха Сабре. Заметную роль стала играть буржуазно-либеральная «объективная» школа, возглавляемая Д. Косио Вильегасом. В русле её идей выступают также С. Савала, Х. Миранда, М. Каррера, Стампа, К. Бош Гарсиа. Среди многочисленных работ о Мексиканской революции 1910—17 выделяются книги Р. Бланко Моэно, Х. Сильвы Эрсога, Х. Ромеро Флореса, М. Гонсалеса Рамиреса и др.
Важными центрами по изучению истории и сосредоточению исторических документов являются: Национальный музей истории (1822), Главный национальный архив (1823), Национальная библиотека (1833), Эль колехио де Мехико (основана в 1940). При Национальном автономном университете имеются: Институт исторических исследований (основан в 1945), Институт социальных исследований, Национальная школа политических и общественных наук. В 1953 основан Национальный институт по изучению истории Мексиканской революции. Научные центры местного масштаба существуют в Гвадалахаре, Монтеррее, Чиуауа, Пуэбле, Морелии и др. городах. Материалы по истории публикуются в журналах: «Historia Mexicana» (с 1951), «Revista Mexicana de Sociologia» (с 1939), «Revista Mexicana de Ciencia Politica...» (с 1955), «Historia у Sociedad» (с 1965), а также в ежегоднике — «Estudios de Historia Moderna у Contemporanea» (с 1965).
М. С. Альперович.
Экономическая наука. Начало формирования экономической мысли М. относится к 1-й четверти 19 в. — периоду завоевания страной независимости. Но наиболее плодотворное её развитие приходится на 20 в. Основное внимание многих мексиканских экономистов в первые десятилетия 20 в. сосредоточивалось на проблемах борьбы против засилья иностранных монополий (прежде всего североамериканских), ликвидации феодальных пережитков и ускорения темпов экономического развития.
В 60—70-е гг. определились три основных направления экономической мысли М. Представители первого направления разработали официальную экономическую доктрину правящей Институционно-революционной партии (Л. Солис, Д. Ибарра, В. Л. Уркиди, Д. Лопес Росадо и др.). Эти экономисты находятся под сильным влиянием кейнсианства и современных буржуазных теорий экономического роста. Они придерживаются теории латиноамериканского развития (или десаррольизма, от исп. desarrollo — развитие). Десаррольисты утверждают, что успешное развитие мексиканской экономики возможно на основе привлечения иностранного капитала, некоторого расширения государственного капиталистического сектора, экономического программирования и опоры на смешанный сектор экономики в рамках господствующего капиталистического способа производства.
Второе — либерально-демократическое направление представлено экономистами, чьи исследования в известной мере выявляют пороки и недостатки экономического развития страны. Однако в своих рекомендациях они не выходят за рамки частичных реформ, не затрагивающих основ существующего в М. капиталистического строя. Большое место в работах этих экономистов занимают аграрные проблемы, решение которых часть из них (Э. Падилья Арагон, Флорес де ла Пенья, А. Бонилья и др.) видит в лучшем техническом оснащении сельского хозяйства, осуществлении ирригационных работ и др. мероприятиях подобного рода. Часть экономистов, принадлежащих к либерально-демократическому направлению (Р. Ставенхаген, К. Карденас, М. Гомес Агилера и др.), считает, что решить экономические проблемы М. можно только путём ликвидации помещичьих латифундий, ограничения притока иностранного капитала и всемерного развития государственного сектора мексиканской экономики. Их труды вскрывают непоследовательность официальной национал-реформистской доктрины.
Важное значение имеет третье — прогрессивное — направление. Его представители выступают за независимость мексиканской экономики от американских монополий, за повышение жизненного уровня народных масс, доказывают необходимость глубоких экономических преобразований (Х. Луис Сесенья, Р. Рамирес Гомес, А. Агилар Монтеверде, Ф. Кармона). В своих исследованиях они используют, хотя и не всегда последовательно, марксистскую методологию.
Значительное место в исследованиях последних десятилетий занимают работы по истории развития экономики и экономической мысли М. (Х. Сильва Эрсог, А. Куэ Кановас, Х. Рейсе Эролес и др.).
Центрами экономической науки являются экономические факультеты университетов, Национального политехнического института (основан 1936), института технологии и высшего образования Монтеррея (основан 1943), Автономного технологического института М. (основан 1946), Центр экономических исследований при Национальном автономном университете, два центра экономических исследований при университете штата Нуэво-Леон.
Наиболее крупные периодические издания: «Revista de Economía» (с 1937), «Trimestre Económico» (с 1934), «Examen de la situacion economica de México» (с 1925), «Revista de Estadistica» (с 1938), «Comercio Exterior de México» (с 1951), «Bibliografia Económica de México» (с 1955), «Problemas del Desarrollo» (с 1970).
У. А. Гарсия.
3. Научные учреждения
Для планирования и координации научно-исследовательских работ в 1956 создан консультативный орган — Национальный совет научных и технических исследований, подчинённый президенту М.; в 1970 — Национальный совет по науке и технике. Государство контролирует космические исследования, работы по атомной энергетике, водоснабжению, нефтехимии, здравоохранению, транспорту. Финансирование научно-исследовательских работ в М. осуществляется государством, частным сектором, а также различными международными и иностранными фондами и организациями (главным образом США). На долю государства приходится свыше 90% расходов на науку. В начале 70-х гг. они не превышали 0,5% валового национального продукта; в 1968 — 0,2% или 283,2 млн. песо, из которых 52% приходилось на государственные НИИ, 35% на НИИ высших учебных заведений и 13% — на НИИ академий, частных фирм и независимых (децентрализованных) научных организаций.
К началу 70-х гг. в М. насчитывалось свыше 200 научно-исследовательских учреждений (более половины — в области точных и естественных наук и только 10% инженерно-технических и с.-х.), в которых числилось свыше 6 тыс. учёных и инженеров; постоянно в научно-исследовательской сфере было занято около 3 тыс. (37% — в области точных и естественных наук, 31% — социально-экономических, 20% — медицинских, 10% — инженерных, 2% — с.-х.). Среди учёных значителен процент иностранцев и лиц, получивших высшее образование и учёную степень за рубежом (главным образом в США). Основное внимание уделяется исследованиям в области точных, естественных и социально-экономических наук. Прикладные же, особенно в области промышленности и сельского хозяйства развиты слабо, из-за чего М. вынуждена прибегать к импорту передовой технологии из др. стран, главным образом из США. В 1968 расходы на погашение долгов за оказание технической «помощи» были в 3 раза больше бюджетных ассигнований на научно-исследовательские работы.