Когда боги спустились с Небес - Элфорд Алан Ф. (читаем полную версию книг бесплатно txt) 📗
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Когда боги спустились с Небес - Элфорд Алан Ф. (читаем полную версию книг бесплатно txt) 📗 краткое содержание
Когда боги спустились с Небес читать онлайн бесплатно
Алан Элфорд
Когда боги спустились с Небес
Серия: Великие тайны
«Когда боги спустились с Небес»:
Вече; Москва; 2008; ISBN 978-5-9533-2685-8
Перевод: Я. Б. Махиянов
Аннотация
Очередная книга Алана Элфорда – ещё более сложная для осмысления и дерзка по выводам, чем «Путь феникса. Тайны забытой цивилизации». Задавшись вопросом происхождения богов, богинь и человечества, автор использует древнейшие письменные источники – не только Библию (включая апокрифические Евангелия), но и шумерские и аккадские таблички, тексты Кумранских свитков, египетских папирусов. Знания в области религиозных обрядов древних, их быта, традиции, языковых тонкостей, имеющих сакральный смысл, сопоставление незначительных, на первый взгляд, фактов позволяют А. Элфорду по-своему трактовать господствующие в современной науке взгляды. Однако автор предупреждает читателя, чтобы понять его позицию, надо принять образ мышления древних.
Алан Элфорд
КОГДА БОГИ СПУСТИЛИСЬ С НЕБЕС
Повелительнице Жизни
Пусть ты нищ [духом или знанием], не говори: «Я беден, поэтому не ищу вашего знания». Вместо этого обратись ко всем наукам. Очисти своё сердце всей Мудростью И, умножив свои знания и ум, Приступи к изучению Тайны Сущего.
Кумранские тексты
Предисловие
Что есть религия? Для большинства людей западного мира она отождествляется с одним из трёх (или со всеми) положений: моральным кодексом, верой в высшее существо или послушанием Церкви, Короче говоря, мораль, вера и послушание. Но может ли заключаться в религии нечто большее?
На самом деле слово «религия» происходит от латинского religare, которое буквально означает «привязывание». В латинском языке значение этого термина имеет слово «швартов», что подчёркивает смысл религии как причальной сваи или якоря для нашего существования – надёжного пристанища пусть не в этой, так в следующей жизни. Следовательно, религия должна не только внушать нам истинные моральные ценности, но и привязывать нас к истокам, чтобы мы смогли осознать, кто мы есть и откуда пришли. Или, снова коротко говоря, религия должна передать нам наше наследие, научить истории и, конечно же, дать возможность узнать о нашем происхождении.
Но учит ли этому Библия? Действительно, учит, но слишком упрощённым языком. Нам говорится, что Бог создал Адама из глины, а затем Еву – из ребра Адама, и в конце концов Бог изгнал и Адама, и Еву из Эдема. Но даже если воспринимать это предание как аллегорию потерянного рая, нам так и не говорят, где этот рай был, нам сообщают только отдельные подробности о том, кем были наши предки Адам и Ева на самом деле. Следовательно, библейская история не способна удовлетворить наше страстное желание узнать, кто мы есть и откуда пришли. Она оставляет нам только один выход – отбросить все сомнения относительно Адама и Евы и воздвигнуть храм нашей веры на том «факте», что первый человек был создан Богом из глины. Тем Богом, которого и следует воспринимать как нашего главною предка, пристанище и спасение.
Но кем или чем был Бог? Именно с этого момента вера традиционно строится на допущениях Мы даже и не предполагаем, кем был Бог или откуда он явился, потому что Бог – это таинственная и непостижимая сущность. Вместо этого нам говорят, что суть религии заключается в вере в иллюзорное существо, а также в Церковь, которая является посредником между Богом и человеком. Таким образом, нас уводят в сторону от знания своей природы, а вместо веры предлагают её заменитель.
По иронии судьбы, на пороге XXI века наука, а не религия даёт необходимое прозрение нашего прошлого. Именно наука определила возраст Земли в 4,6 миллиарда лет. Именно наука объяснила, как мы эволюционировали из примитивных животных благодаря процессу естественного отбора (теперь принятого Церковью после 140 лет отрицания). Именно наука определила, что возраст первых гоминид составляет 1 миллион лет, a Homo sapiens – всего 200 тысяч лет. Именно наука познакомила нас (благодаря генетическим исследованиям) с «самым близким предком всех людей», известным как «митохондриальная Ева». Во всех этих сферах наука оказалась способной связать нас с далёким прошлым и стала более религиозной, нежели сама религия.
Церковь же, наоборот, связывает нас только с таинством Бога. Это тайна о том, как Он создал человеческий род, а потом практически полностью уничтожил его во время Великого потопа. Это тайна о непорочном зачатии Иисуса Христа Девой Марией. Это тайна о том, как Христос восстал из мёртвых через три дня после смерти. Все эти тайны, предположительно, выходят за пределы человеческого понимания – непознаваемые и сверхъестественные. А логика диктует, что вера в Бога – это «конец и начало» религиозного поиска.
Это сочетание веры и таинственности прекрасно работало на Церковь последние две тысячи лет, но – только благодаря неграмотности и суеверию масс. Как отлично отметил Исаак Ньютон: «Тайны – это именно то, что хочет от религии самая горячая и суеверная часть человечества, именно по этой причине людям больше всего нравится то, чего они не понимают».
Однако такая интеллектуальная простота больше не соответствует сегодняшнему дню. Наоборот, настрой XXI века, даже среди самых ревностных прихожан Церкви, – это рационализм, скептицизм и материализм. В наш век потребления всё рассматривается как товар – даже религия, а ведь мы не захотим купить товар, если не знаем, что он собой представляет и откуда взялся. Например, когда мы идём покупать новую машину, то хотим знать, что за двигатель спрятан под капотом, где была произведена машина и как она работает. Мы не ожидаем, что вместо проверки нам скажут; «Извините, но это тайна».
Таким образом, Церковь стала «продуктом», который очень трудно продать скептически настроенной публике – той, которая не нуждается в новых моральных поучениях, но требует, чтобы религия в буквальном смысле оправдала своё название и связала нас с нашим происхождением. Рационалист XXI века хочет знать, кто он есть и откуда пришёл, он ожидает, что ему подробно расскажут, как Бог создал человека. Он больше не хочет слышать: «Извините, но это тайна».
Суть в том, что тайна лежит в сердце Церкви, Библии и Бога. Рационалист больше не хочет покупать эти тайны на основе одной веры. Он хочет знать, как была основана Церковь, когда была написана Библия и как её идеи эволюционировали в течение столетий, предшествующих её написанию.
Именно здесь моя книга подходит к допущениям. Хотя я и не являюсь приверженцем современного потребительского общества, но считаю вправе в данных обстоятельствах предположить, что самые священные религиозные тексты следует рассматривать как продукт, нуждающийся в тщательном изучении. Библия, кроме всего прочего, – это только «фрагмент писаний библейского мира», как сказал выдающийся ученый Кирус Гордон,[1] поэтому её истоки следует проследить до самых ранних цивилизаций Ближнего Востока, в особенности до религиозных систем древних египтян и шумеров, которые, как известно, основали свои государства более шести тысяч лет назад.
В 1956 году Самюэль Крамер,[2] один из всемирно известных переводчиков шумерских текстов, привёл список 39 шумерских «первоисточников» писаной истории человечества, в которых содержалась первая космогония (подобная Книге Бытия) и описание первого «Ноя». В своей книге «История началась в Шумере» Крамер недвусмысленно объяснил, насколько важна связь Библии с ранними текстами Ближнего Востока.
Археологические открытия, сделанные в Египте и на Ближнем Востоке за последние сто лет, открыли нам глаза на духовное и культурное наследие предшествующих поколений… Яркий и разоблачающий свет был пролит на основу и происхождение самой Библии. Теперь мы понимаем, что этот величайший литературный классический труд появился не внезапно, как искусственный цветок в вакууме. На самом деле его корни уходят глубоко, в далёкое прошлое и распространяются широко по окружающим странам Однако по форме и содержанию библейские тексты не похожи на литературные источники ранних цивилизаций Ближнего Востока.