Химера - Хадспет Э. Б. (читать книги онлайн бесплатно без сокращение бесплатно txt) 📗
Мне уже приходилось посещать его лекции, и меня изумило его ораторское искусство — даже небрежно оброненные им замечания и наблюдения звучали как глубокие откровения. Все его мысли казались заранее оформленными, как будто он тщательно подготовил их накануне вечером, но он так свободно делился ими, что напоминал богача, разбрасывающего беднякам ненужную ему мелочь. У него есть чему поучиться.
Академия предоставила этой группе отдельную операционную на третьем этаже, очень просторную и светлую, а также расположенную в стороне от остальных помещений и лишних глаз. Эта особая лаборатория впоследствии обретет известность как Палата С. Оснащенная новейшим оборудованием — микроскопами, химическими веществами и инструментами, — она стала известна как одна из самых передовых в мире. Что касается ее специализации, та и вовсе была уникальна.
Группа состояла из Денкела (администратора палаты С), двух хирургов (доктора Блэка и доктора Холаса) и двух специалистов по мутациям человеческого организма. Свою первую операцию они провели 3 июня 1870 года. Пациентом был молодой человек со сросшимися пальцами на руках. Внешний вид его рук обусловил название этой мутации — эктродактилия, или «клешня омара». Это была относительно простая операция, и окончилась она вполне успешно. Позже этим же летом группа прооперировала девочку, родившуюся с полидактилией — отклонением, характеризующимся удвоенным количеством конечностей или пальцев. У девочки была лишняя правая рука, сросшаяся с ее естественной правой рукой по всей длине — от плеча до кончиков пальцев. У нее имелось одно большое правое предплечье, но с десятью пальцами, включая два больших пальца. Всего за несколько часов хирургам удалось устранить эту паразитическую руку. Пациентка успешно восстановилась после операции. Об этом успехе сообщили медицинские издания на территории всех Соединенных Штатов. Отдельные статьи попали и в международную прессу. Доктор Блэк обретал известность, а его работы считались выдающимися.
Осенью 1870 года Блэк опубликовал весьма противоречивую и спорную статью «Идеальный человек». В ней утверждалось, что человек представляет собой всего лишь совокупность эволюционных частей. По мнению Блэка, человеческий организм складывался на протяжении веков, причем одни части время от времени добавлялись к нему, а другие отнимались. В отличие от традиционных и общепринятых теорий эволюции и естественного отбора, взгляды Блэка заключались в том, что мутации не являются случайными. Напротив, они представляют собой попытку тела отрастить то, чем оно уже обладало тысячи лет назад. Согласно Блэку, это единственное решение дилемм тератологии (науки о врожденных уродствах и аномальных образованиях). «Откуда еще может организм взять эту информацию? Тело не способно вырастить что-либо, не зная, как это делается», — убеждал он.
Среди наиболее спорных утверждений статьи была идея о том, что многие так называемые мифические существа на самом деле являются реальными видами, некогда населявшими нашу планету. Далее Блэк доказывал, что память организма об этих созданиях проявляется в латентных чертах, иными словами — в генетических мутациях. Коллега Блэка доктор Холас был категорически не согласен с этими утверждениями, что положило начало разногласиям, со временем перешедшим в ожесточенное соперничество.
Несмотря на негативные отклики, Блэк опубликовал еще две статьи. В одной рассматривалась физическая память крови, желчи и плазмы, а другая представляла собой исследование мутаций у детей и анализ того, как их тела справляются с ростом и взрослением. Обе работы содержали множество иллюстраций.
Всего за несколько месяцев информация о необычайной деятельности, осуществляющейся в Палате С, распространилась среди медицинского сообщества всего земного шара. Вскоре из самых разных стран мира хирургам начали поступать приглашения прочитать лекции. Удачные хирургические операции и исследования, проводимые в Палате С, принесли Блэку широкую известность — он был неотъемлемой частью успеха Палаты.
1871–1877
Брак и трансформация
Врачи не боги, но мы делаем их работу.
Спенсер Блэк закончил свое обучение с отличием и блестящими результатами. Ему исполнилось всего двадцать, а одаренный молодой врач уже обрел международную известность, если не сказать славу. В высших слоях филадельфийского общества он считался необычайно завидным женихом.
Блэк познакомился с Элизой Шардель, когда она посетила академию, собираясь написать доклад по антропологии. В частности, ее интересовала эволюция и естественное развитие скелета. О ней мало что известно, но, судя по записям в дневнике Блэка, она была привлекательной и образованной особой. Элиза происходила из богатой чикагской семьи. Молодые люди почти мгновенно влюбились друг в друга. Блэк ухаживал за девушкой всего три месяца, после чего они поженились. Свадьба состоялась в июне 1871 года.
Портрет Элизы Шардель, 1871 год. На обратной стороне рисунка написано: «Моя дорогая Элиза, я пишу это на закате солнца, исполненный надежды и любви к тебе и к жизни, по которой мы пойдем вместе. Я всегда буду верен этой любви к тебе, которая переполняет мое сердце, и всегда буду рядом с тобой. Навеки твой, Спенсер»Я был к этому совершенно не готов, но неожиданно для самого себя сделал предложение. Я не знаю, как выразить то, что я чувствую, но это изумительно.
На протяжении всей своей работы в Палате С Блэк получал довольно внушительное жалованье, позволившее ему приобрести большой дом рядом с академией. Весной 1872 года Элиза произвела на свет их первого ребенка — Альфонса. Он родился здоровым и, когда вырос, пошел по стопам отца.
1 марта 1872 года, спустя без четырех дней девять месяцев со дня нашей свадьбы, в сезон цикад родился мой сын Альфонс.
Медицинское сообщество и страна в целом были взволнованы и исполнены надежд благодаря результатам работы, проводимой в Палате С. Территорию академии наводнили студенты, и академии пришлось изменить учебный план и правила приема, чтобы приспособиться к своему стремительно возрастающему престижу. К 1873 году количество заявлений на поступление в академию исчислялось десятками тысяч.
К сожалению, череда успешных операций, проводимых в палате С, прервалась с прибытием девятилетней пациентки по имени Мередит Анна Хит. Девочка родилась с близнецом-паразитом. У нее были две лишних ноги и торчащая из живота рука. Чтобы подвергнуться операции, она вместе с родителями приехала в Палату С из Колорадо. Осложнения возникли уже через несколько минут после начала операции. Через сорок пять минут невероятных мучений Мередит умерла. Хотя вину за трагедию взял на себя доктор Холас, медицинский совет академии признал смерть девочки неотвратимой. Ученые мужи заявили, что ее состояние было неконтролируемым, а результаты операции — непредсказуемыми. Блэк разделял чувство вины, испытываемое его коллегой.
12 марта 1873 года
Она умерла не под моим ножом, но разве мы все не присутствовали при ее кончине? Я не могу согласиться с тем, что мы не могли предотвратить то, причиной чего сами же и стали. Мы разрезали ее, и пролилась кровь. Это полная противоположность тому, на что мы рассчитывали. Я хочу участвовать в спасении, а не в смерти людей. Вся ее семья — родители и братья — вернулись домой. Умерший ребенок ехал в саване или, возможно, в гробу, если они могли его себе позволить. Каким врачом мне суждено стать? Как часто я буду встречаться со смертью?