Порт-Артур (Том 2) - Степанов Александр Николаевич (читать книги онлайн бесплатно без сокращение бесплатно TXT) 📗
- О сдаче не может быть и речи! У меня есть еще около полсотни вариантов дальнейшей обороны Артура, - торжественно проговорил Смирнов, но это заявление вызвало лишь досадливую улыбку на лицах присутствующих.
- Миссия Порт-Артура в смысле защиты флота окончена, так как эскадра перестала существовать. Для Северной армии Артур теперь является лишь обузой. Дальнейшая защита может привести к взятию крепости штурмом и общей резне, спокойным профессорским тоном проговорил Рейс.
- Вы забываете об эскадре Рожественского. Он ведь рассчитывает идти в Артур, а не во Владивосток, - возразил Вирен.
- Чтобы затонуть в наших лужах совместно с артурской эскадрой, - заметил иронически Стессель. - Для этого не стоило совершать путешествия вокруг Европы.
Но за продолжение обороны все же высказалось огромное большинство присутствующих на совете.
- Итак, будем считать, что совет высказался за оборону до конца, - подвел итоги Стессель. - На каких рубежах мы дальше будем обороняться?
- Я доложу, - поднял руку Смирнов. - Сначала за Китайской стенкой, где мы находимся сейчас. Тут у меня имеется пять вариантов.
- Пожалуйста, без них, - остановил его генерал-адъютант.
- Затем отойдем на Скалистый кряж, потом на Владимирскую и Митрофаниевскую горки и, наконец, займем городскую ограду. Конечно, тут могут быть различные варианты, но я уже о них не говорю.
- Я нахожу, что все эти линии не имеют серьезного оборонного значения.
Задерживаться на них долго не удастся. Да, впрочем, это в настоящее время и не важно, - ответил Стессель.
Едва все разошлись, Фок сел за письменный стол Стесселя и быстро набросал приказ об оставлении батареи литеры Б и Залитерной, обоих Орлиных Гнезд и всей второй линии обороны.
- Я отхожу прямо к центральной ограде, - сообщил он Стесселю.
- Что ты, что ты. Ведь только что совет высказался за продолжение обороны!
- Плевать мне на все советы! Если до двадцатого числа Артур не капитулирует, мы с тобой лишимся нескольких миллионов долларов. Это поважнее. Хоть остаток дней мы будем жить спокойной, обеспеченной жизнью.
Ну, я пошел.
- Постой, нельзя же так сразу... - пытался остановить его Стессель.
- Прикажи Рейсу подготовить письмо с предложением о капитуляции. До полуночи двадцатого декабря старого стиля оно должно быть в японском штабе.
- И Фок, не прощаясь, вышел.
Штаб командующего японской осадной армией под Порт-Артуром генерала барона Ноги расположился в большой китайской деревне Шуйшиин, в четырех километрах от передовых фортов осажденной крепости.
Сам генерал занимал просторную светлую фанзу, асе стены которой были увешаны картами и схемами порт-артурских фортов и укреплений.
Темным декабрьским вечером Ноги вместе со своим начальником штаба генералом Идзити склонился над письменным столом, на котором лежали только что составленные сведения о потерях осадной армии во время последних штурмов.
- Больше штурмовать мы не можем, ваше превосходительство, мы останемся без армии, - доложил Идзити.
- Но наш божественный Тенно требует немедленного взятия Артура, так как эскадра Рожественского уже находится около Мадагаскара, а к Маньчжурской армии Куропаткина ежемесячно прибывает по два свежих корпуса. Если Артур не будет взят до января, русские получат перевес как на суше, так и на море, и война будет нами проиграна, - неторопливо возразил Ноги.
- Но штурмовать сейчас нам просто нечем - нет ни людей, ни снарядов, ни патронов, - нервно проговорил Идзити.
Наступило тягостное молчание.
- Тогда нам остается только одно, Идзити-сан: харакири, - раздельно, строго произнес Ноги, в упор глядя на своего начальника штаба.
Разговор прервал сильный стук в дверь.
- Войдите, - недовольно разрешил Ноги. В комнату влетел радостно возбужденный генерал Танака.
- Счастлив доложить вашему превосходительству! генерал Стессель обещал сдать крепость не позднее первого января, - почтительно доложил он Ноги.
Было ясное, морозное утро. Борейко вышел из блиндажа на Залитерной и начал мыться ледяной водой. Он был небрит, похудел, но выглядел бодрым и здоровым.
- Наши вернулись с укрепления номер три? - спросил он у денщика.
- Никак нет! Стрелки сказывали, что япошка взорвал укрепление и на нем пропали все до последнего человека.
Поручик нахмурился.
- Жаль Лепехина... Но раз в плен не сдались - значит, погибли с честью, задумчиво проговорил он. - Лучше умереть с оружием в руках, чем положить его перед врагом.
Вымывшись и наскоро проглотив стакан чаю, Борейко отправился на командирский пункт.
Едва он взглянул в бинокль, как удивленно опустил его. Вся Китайская стенка уже была занята японцами, которые наскоро приспосабливали ее к обороне. Еще вечером стрелки находились здесь, а теперь оказались почти на версту ближе к Залитерной, хотя ночь прошла совершенно спокойно.
Борейко немедленно отправился к стрелкам, чтобы выяснить обстановку и узнать, почему стрелки оставили хорошо оборудованную позицию.
- Приказ генерала Фока, - ответил ему стрелковый прапорщик, командовавший участком. - Говорят, в следующую ночь мы отойдем к самому городу.
- Я со своими артиллеристами с Залитерной не уйду, - угрюмо бросил Борейко.
- И попадете в лапы к японцам.
- Предварительно поверну свои пушки на город и разгромлю штаб Стесселя вместе с его квартирой, - буркнул поручик в мрачном раздумье.
На батарее его ждал новый сюрприз. Гудима сообщил, что получено приказание очистить батареи литеры Б и Залитерную сегодня к двенадцати часам.
- Кто отдал такое распоряжение?
- Штаб генерала Горбатовского, по приказу Фока.
- Я не собираюсь ему подчиняться! Что об этом распоряжении думает Енджеевский?
- Он послал протест самому Стесселю.
- Чудак! Неужели он не знает, что генерал-адъютант и Фок - одна лавочка!
Ты-то, Алексей Андреевич, что собираешься делать?
- Пока стрелки останутся здесь, не уйду и я.
Заметив отход русских, японцы обрушили на них огонь всех своих батарей. В плохо оборудованных окопах стрелки сразу же начали нести большие потери, а местами и подались назад. Японцы кинулись за ними по пятам, но попали под губительный огонь крепостных батарей и отошли в исходное положение. Началась артиллерийская дуэль между Артуром и осадными батареями.