Популярная музыка в Ленинграде – Петербурге. 1965–2005. Том 2 - Бурлака Андрей (лучшие книги .TXT) 📗
В том же ноябре в стенах «Полигона» был живьем записан их второй альбом «Home-Live ‘95» – хотя пять из четырнадцати вошедших в него номеров уже выходили на дебютной работе группы, прогресс был налицо: MILITARY JANE к этому времени окончательно освободилась от пережитков металла в музыке и начали демонстрировать зачатки своеобразного мелодизма.
За следующие несколько месяцев из завсегдатаев «Полигона» MILITARY JANE превратились в его звезд: они отметились в нескольких телепрограммах, сняли клип на песню «Wherry» и выступили в московском клубе «Форт-Росс». Состав группы за это время претерпел некоторые изменения: сначала ушел не нашедший себя в новой музыке Алфеев, следом пропал и нацелившийся на Запад Белозеров – вскоре он уехал из России и, в конце концов, нашел себя в Ирландии. Заменой ему стал Станислав «Стасики» Марков – он уже успел окончить Военмех, поиграл с несколькими группами, включая ФОКСЫ и SHRM SOUND, в то время работал в «Полигоне» техником и несколько раз подменял в MILITARY JANE не слишком пунктуального Вету.
Весной 1996 года покровительствовавший MILITARY JANE администратор «Полигона» Павел Клинов предложил группе принять участие в проводимом «Театром DDT» на стадионе «Петровский» фестивале «Наполним Небо Добротой», но, прослушав их запись, оргкомитет во главе с Юрием Шевчуком отказал MILITARY JANE, так как одним из важнейших критериев отбора было исполнение песен на родном, т. е. русском, языке. Решив во что бы то ни стало добиться своего, группа вернулась в «Полигон» и буквально за пару дней сделала короткую программу (пять номеров) на русском, в которую, в частности, вошли песни «Весна в метро» и «Мама», условно переведенные с английского.
Двадцатитысячная аудитория приняла MILITARY JANE довольно тепло, после чего музыканты поневоле задали себе вечный вопрос: как быть дальше? С одной стороны, была проверенная клубная аудитория и грандж на английском, с другой – десятка два сочиненных Чертом в разное время для внутреннего пользования песен на русском и журавль в небе в виде туманных перспектив массового успеха. Победил, конечно, здоровый авантюризм, и группа начала работать над новым репертуаром.
Хотя за следующие полгода MILITARY JANE успела выступить на фестивалях «Nord Session» в Костомукше и «Рок-осень‑96» в Твери, а дома выступала то с русской, то с английской программой, дни группы были сочтены: в январе 1997 года MILITARY JANE официально превратилась в ПИЛОТ. Однако дело было не только в смене названия. MILITARY JANE играла по законам избранного жанра и исповедовали коллективное творчество, тогда как ПИЛОТ был всеяден и, как большинство групп русского рока, имел в лице Ильи Черта безусловного лидера. К середине следующего десятилетия ПИЛОТ уверенно вошел в когорту героев русского рока со всеми присущими этому атрибутами: многомесячными гастролями по стране, телевизионными и радиоэфирами, толпами поклонников и панегириками в музыкальной прессе. Впрочем, это совсем другая история, которую следует рассказывать отдельно.
Илья Черт, Рома Чуйков и Стас Марков остались в ПИЛОТЕ; Кузьмичев, покинув их, недолго играл в КАТЮШЕ; Алфеев расстался с рок-н-роллом. Белозеров, как было сказано выше, живет в Ирландии, а текстовик и, если можно так выразиться, PR-менеджер MILITARY JANE Рома Данцис эмигрировал в Германию. В 2002 году директор магазина «Фенька Рок-н-ролл» Виктор Щучко переиздал оба альбома MILITARY JANE на кассетах.
• Дискография:
Blackest Paint Colored Brush (1995); Home-Live‘95 (1995)
THE MEANTRAITORS
Уже много лет базирующиеся в Германии, однако сделавшие свои первые шаги именно в Питере, THE MEANTRAITORS останутся в истории отечественного рока хотя бы потому, что едва ли не первыми в России начали исполнять музыку сайкобилли, добившись в этом жанре поистине культового статуса. Не будет особым преувеличением сказать, что именно с них для многих нынешних поклонников psycho и началась эта музыка. К тому же, одними из немногих отечественных исполнителей, они добились успеха в этом сугубо западном стиле на европейском музыкальном рынке.
THE MEANTRAITORS организовал в мае 1989 года гитарист, певец и автор всего репертуара группы Стас Богорад. Помимо него в ее первоначальный состав входили Игорь Холодилкин (контрабас) и Евгений «Юджин» Беляев (барабаны). Последний дебютировал в оригинальном составе ДВУХ САМОЛЕТОВ. В сезоне 1989/90 они выступали везде, где только возможно, и вскоре добились популярности в масштабах города. Тогда же группа записала демо-ленту из двенадцати песен, которую отослала на «Rockhouse Records» (этот лэйбл, в частности, издавал знаменитые сборники «Psycho Attack»), а на питерском телевидении было снято четыре клипа THE MEANTRAITORS.
В июне 1990 года Игоря сменил новый контрабасист Дмитрий Ильин, отличавшийся потрясающей скоростью звукоизвлечения. Вскоре THE MEANTRAITORS получили ответ от «Rockhouse»: компания предложила им прислать три своих номера для готовившегося к выпуску сборника «Psycho Attack Over Europe Vol. 5». За месяц группа отрепетировала (и за шесть часов записала на студии) песни «Sinners’ Dance», «Witchbarber» и «I Ask You Help Me Please KIX4U!».
Когда в феврале 1991‑го место Беляева (он ушел в EYEBALLS, а позже сменил барабаны на вертушку и сегодня известен как DJ U-Gene) занял барабанщик Владислав Лящук, обладавший узнаваемым почерком и своеобразной техникой игры – он обходился без басовых барабанов и томов, – сложился настоящий «золотой состав» THE MEANTRAITORS. Первое выступление обновленной группы состоялось на сцене Ленинградского Рок-клуба в компании с THE RAMBLES и WILD FIRE WILD.
Спустя какое-то время слухи о группе и ее видеозаписи добрались до офиса московской компании звукозаписи «SNC» и произвели там должное впечатление, в результате чего директор «SNC» Алексей Угринович предложил THE MEANTRAITORS записаться на их студии и издать пластинку. Первый визит THE MEANTRAITORS в Москву состоялся в июле 1991‑го, когда они выступили на устроенном «SNC» двухдневном рок-фестивале в Зеленом театре Парка им. Горького. Месяц спустя группа вторично отправилась в столицу – теперь уже для записи альбома, которая, по странному совпадению, началась 19 августа, в один день с печальной памяти путчем ГКЧП.
Тем не менее это не стало помехой для работы, и за десять дней известный музыкант, композитор и звукорежиссер Павел Жагун (экс-КРАСНЫЕ МАКИ) сумел записать первый альбом группы «The Meantraitors From Psychobilly Land». В том же году он был отпечатан в виниле, став первым образцом psychobilly, официально изданным в России, и разошелся солидным даже по меркам тех лет тиражом в 40 000 экземпляров.
К этому времени в Европе у THE MEANTRAITORS набралось изрядное количество заочных поклонников, но организовать встречу с ними долго не удавалось. Только в марте 1992 года группа впервые пересекла границу Германии и прибыла в Кельн, где за следующие пять месяцев сыграла около тридцати концертов, в т. ч. в кельнском клубе «Rhenania» и на разогреве у известной сайко-группы DEMENTED ARE GO. В середине июля THE MEANTRAITORS вернулись в Россию и до конца года играли в питерских клубах.
В декабре THE MEANTRAITORS, STUNNIN’ JIVE SWEETS и несколько десятков их фанов посетили Москву и устроили два концерта в самом популярном столичном клубе «Sexton Fozd». Московское телевидение дало в эфир посвященный этому событию сюжет и фрагменты интервью с Богорадом.
Хотя «SNC» к тому времени переключилось с рок-н-ролла на классику, бывший директор студии Александр Морозов открыл собственный лэйбл «Moroz Records» и увел с собой часть бывших клиентов компании, включая THE MEANTRAITORS. В мае 1993 года на его студии был записан их второй альбом «Titanic Music», на котором звучание группы стало гораздо более жестким и энергичным. Альбом моментально разошелся среди почитателей psycho, а один из его номеров, «Cranky Fool», был включен в сборник лучших рок-песен года.