Популярная музыка в Ленинграде – Петербурге. 1965–2005. Том 2 - Бурлака Андрей (лучшие книги .TXT) 📗
Слушатели были разочарованы, музыканты обескуражены – и продолжения не последовало: Барихновский, Степанов и Бушев продолжали играть в общепите, пока в феврале 1980 года первые двое и Данилов не возродили МИФОВ. Корзинин весной 1978‑го собрал группу РИСК!О, а Никиту Зайцева в том же году пригласил в ЦВЕТЫ Стас Намин.
Запись единственного концерта НЕОФИЦИАЛЬНОГО ВИЗИТА до сих пор хранится в коллекции питерского архивиста, первого президента Рок-клуба и директора DDT Гены Зайцева.
НЕЧТО ИНОЕ
В полном соответствии со своим названием, питерская группа НЕЧТО ИНОЕ исполняла симпатичную, но совершенно не актуальную во времена расцвета панка и пост-панка начала 90‑х музыку: изящную смесь арт-рока и новой волны со скрипками, саксофонами и флейтой.
Группа оформилась в 1988 году, хотя ее основатели, клавишник Петр Малаховский и скрипачка Светлана Сурганова, познакомились и начали сотрудничать двумя годами раньше, когда Света была студенткой 5‑го медицинского училища, а Петр преподавал там. В ту пору он играл в группах ПЕПЕЛ и МУЗЕЙ 30 МОНЕТ.
После нескольких сессий звукозаписи в домашних условиях, когда им удалось сделать первые варианты таких песен, как «В городе фонарей», «Ну вот и все», «Зима на Петроградской стороне», «Энергетический вампир», «Автобус с черной полосой», «Ангел седой», «Ты – мое дыхание», «Ворон», «Я уйду так же тихо» и т. д., – Светлана пела и играла на гитаре и скрипке, а Петр делал аранжировки и играл на синтезаторах, – дуэт стал обрастать другими музыкантами.
На протяжении шести лет, с 1988‑го по 1994‑й, с НЕЧТО ИНОЕ записывались многие известные и не очень люди, в т. ч. гитаристы Леонид Никитин (экс-БЕГЛЕЦ), Иван Иволга и Кирилл Чуриков из УЛИЦ, саксофонист Александр Варфоломеев (оттуда же), бас-гитарист и звукорежиссер Алексей Вовк (до этого он играл с Малаховским в ПОЛИГОНЕ и ГЕНЕРАТОРЕ БЕЛОГО ШУМА) и т. д.
Помимо песен Сургановой под брэндом НЕЧТО ИНОЕ было записано несколько песен Светланы Голубевой («Зима, лето», «Шагая по тротуарам», «Человек»), Петра Малаховского и даже Леонида Никитина («Белый конь»). Тексты ряда песен принадлежали перу петербургской поэтессы и журналистки («Аргументы и факты») Татьяны Хмельник: «Назло угрюмым октябрям», «Обещанный снег», «Пришли чужие», «Ты – пламя живое».
Первый концертный состав НЕЧТО ИНОЕ был создан летом 1989 года. В него входили Сурганова, Малаховский, Всеволод Анисимов, гитара; Маша Треугольникова (настоящее имя Лилия Шилина), флейта; Сергей Николаев, бас, и Андрей Коткас, барабаны. Они дали несколько концертов в немногих тогда клубах, в т. ч. «Nord», а в сентябре 1989‑го съездили в Литву и дали концерт в городке Юрбаркас. В начале 1990‑го эта версия группы распалась. Николаев позже играл металл в ОРДЕНЕ, остальные пропали из виду.
Второй состав НЕЧТО ИНОЕ существовал в 1990–1991 годах. Помимо Светланы и Петра в нем числились Сергей Поповичев, гитара; Алексей Петроченко, бас; Дина Адрианова, флейта, и Сергей «Бакс» Кравченко, барабаны. В этот период состоялись выступления в Доме культуры Всеволожска и кинотеатре «Дружба», а также съемки для программы «Телеафиша» и запись новых песен «Вот и ты», «Скрипичный концерт» и «Сохрани мою тень» (Треугольникова – Малаховский).
После 1991 года группа уже не концертировала, хотя Сурганова и Малаховский при поддержке сессионных музыкантов (соученик Светы по 1‑му Медицинскому Валерий Тхай, гитара; Николай Шандорчук, бас; Дмитрий Горелов, барабаны) записали на питерской «Мелодии» (звукорежиссер Игорь Булаховский) песни «Птицы», «Весна», «Дождь» (на стихи Федерико Гарсия Лорки), «Жалоба» (на стихи Германа Гессе) и «Your Desire».
В апреле 1992 года Малаховский был приглашен в группу ДВОЮРОДНЫЕ БЛИЗНЕЦЫ, с которой пару раз выступала и Света Сурганова. Параллельно они продолжали заниматься собственной музыкой. Лишь летом 1993 года, после появления в Питере Дианы Арбениной и последующего отъезда Сургановой в Магадан (из чего на следующий год родились НОЧНЫЕ СНАЙПЕРЫ), НЕЧТО ИНОЕ прекратило свое существование.
Последней записью группы стала песня «Белые люди» (1995). Она состоялась на студии «Маэстро» при участии Сургановой, Малаховского, Дины Адриановой и Ивана Иволги. В том же году ДВОЮРОДНЫЕ БЛИЗНЕЦЫ незаметно распались, а Малаховский собрал новую группу ULME. В 1997–1998 годах в ULME играла и Света Сурганова, которая отметилась на их альбоме «Синдром капюшона».
Светлана Голубева время от времени выступала в клубе «Зоопарк» – нередко в одной программе с НОЧНЫМИ СНАЙПЕРАМИ, однако позднее забросила музыку и стала директором ювелирного магазина. В СНАЙПЕРАХ позднее нашли себя Иволга с Гореловым, а Тхай, который в 90‑х записывался с А.В.О.С.Ь., играл поп-рок с КУБИНСКОЙ РАЗВЕДКОЙ и блюз с HOODOO VOODOO, в начале 2003 года стал гитаристом новой группы Светланы Сургановой. Петроченко умер в конце 90‑х.
Хотя записи НЕЧТО ИНОЕ официально не публиковались, материал группы был издан в 2000 году под маркой НОЧНЫХ СНАЙПЕРОВ как альбом «Детский лепет» – в него вошли работы разных лет, с 1989‑го по 1995‑й, по большей части никакого отношения к СНАЙПЕРАМ не имеющие. В 2003 году Сурганова заново записала песни «Обещанный снег» и «Птицы» для своего дебютного альбома «Неужели не я».
НИЖЕ НУЛЯ
Несмотря на свое «холодящее» название, на всем протяжении своей бурной и продолжительной карьеры на клубной сцене Питера группа НИЖЕ НУЛЯ играет горячую и заводную музыку, балансируя между темпераментным буги в манере Z. Z. TOP, белым ритм-энд-блюзом и динамичными рок-н-роллами и смешивая в репертуаре собственные песни с классикой мирового и отечественного рока.
Как идея группа была зачата в начале 1995 года и днем своего рождения считает 12 февраля. Именно в этот день Алексей «Мурыч» Мурашов и Николай «Колян» Барахтин, в ту пору, соответственно, гитарист и пианист групп ДЕГЕНЕРАТОР и МАЛИНОВЫЕ ЗАЙЦЫ, решили вместе попытать счастья в более тяжелом жанре. До этого Мурашов четыре года осваивал классическую гитару, в 1991‑м стал сооснователем ДЕГЕНЕРАТОРА, а три года спустя добавил к своему послужному списку МАЛИНОВЫХ ЗАЙЦЕВ. Барахтин закончил музыкальную школу по классу фортепьяно и играл у ЗАЙЦЕВ на клавишных, а в том же 1995 году присоединился к ДЕГЕНЕРАТОРУ, причем как барабанщик.
Третьим участником новой группы стал Валерий «Химик» Воробьев, школьный учитель химии и опытный гитарист, игравший в различных группах начиная с 1978‑го. В начале 80‑х он организовал ДИАГНОЗ 213, который просуществовал семь лет, а в конце 1988‑го трансформировался в группу КУКЛА, исполнявшую песни Андрея Магдича (экс-ХАМЕЛЕОН), переехавшего в Питер из Волгограда. Просуществовав около двух лет и записав два альбома, КУКЛА развалилась, а Воробьев на время бросил музыку, хотя в 1993‑м вернулся на сцену в составе очередной версии БУРАТИНО-БЭНДА. Воробьев принес в репертуар новой группы песни КУКЛЫ, которые ускорили процесс ее формирования.
К началу весны костяк пока еще не имевшей названия группы устаканился в форме: Валерий Воробьев (гитара), Алексей Мурашов (бас), Николай Барахтин (барабаны). Они начали репетировать на базе ЗАЙЦЕВ, исполняя энергичный рок с элементами буги и называя себя КОЛЕСО. К апрелю группа обрела первого вокалиста – им стал старый приятель Мурашова и Барахтина, Денис «Скрипач» Лавренович (по образованию действительно скрипач, хотя в то время он играл на бас-гитаре в ДЕГЕНЕРАТОРЕ).
За месяц они подготовили программу из десятка песен. Весьма кстати для группы в начале мая в клубе Политехнического института состоялся фестиваль студенческих команд, в который она своевременно вписалась, уже назвавшись НИЖЕ НУЛЯ (ибо в Питере было другое КОЛЕСО). По мнению самих музыкантов группы, «концерт произвел своего рода фурор, по крайней мере, среди наших знакомых», что лишний раз убедило их, что они идут верной дорогой.
Кроме того, фестиваль прояснил, над чем еще следует поработать. Отныне обязанности распределились следующим образом: Химик стал законодателем музыкальной моды, а также принял общее руководство, Мурашов взял на себя функции профкома и отдела кадров, а Барахтин и Лавренович начали генерировать свежие музыкальные идеи.