По морям вокруг Земли. Детская морская энциклопедия. Часть I - Сахарнов Святослав Владимирович
Вдруг смотрят — на дне появились борозды. Одна, вторая, третья…
Ряд за рядом. Да такие аккуратные — будто кто-то нарочно перекопал ил, разрыхлил его, потрудился на совесть.
Только откуда быть на дне пахарю?
В это время судно остановилось.
Все ушли, а мой приятель остался у телевизора. «Авось, — думает, — увижу этого земледельца».
И дождался.
Мелькнула на экране тень, медленно проплыла мимо камеры здоровенная туша. Круглая голова, затылок в складках, ласты к бокам прижаты, плоский хвост вверх-вниз колышется. Повернулась голова — усы, два клыка-бивня вниз торчат. Морж!
Опустился зверюга на дно и давай клыками ил ковырять. Гребков десять сделал — грядку вскопал. Назад плывет — мордой в перепаханный ил тычет.
Э-э! Да это же он из борозды раковины выбирает! Жители их — моллюски — народ хитрый, от врагов всегда в ил закапываются.
Здорово придумали, а морж — не хуже. Плывет, губами толстыми шевелит, раковину за раковиной раскусывает.
Чем не морской пахарь?
Летел один журналист на Север.
Когда собирался лететь, друзья предупредили:
— Будешь в Арктике, с моряками о льдах не разговаривай — не показывай свою морскую неграмотность.
И вот самолет в воздухе. Под крылом — Арктика.
Сосед журналиста — капитан ледокола. Летят, молчат. Капитан читает газету.
Посмотрел журналист вниз, видит — вдоль всего берега светлая ледяная полоса. «Надо, — думает, — с человеком разговор завести. Мерзлая вода как раз по его части».
— Ишь какой ледок! — говорит.
Капитан покосился в окно:
— Заберег!
И снова умолк.
Посмотрел журналист: все шире становится полоса, край ее далеко уже от берега отошел.
Решил и он щегольнуть морским словечком:
— Вон уже какой широкий заберег стал!
Капитан снова в окно взглянул и буркнул:
— Припай!
Фу ты, пропасть! Снова невпопад. Выждал журналист.
А самолет всё летит вдоль берега. Под ним мелкая вода — дно видно. Мели желтеют. Среди мелей — здоровенная льдина. «Ну, с этой-то просто, — думает, — здесь в галошу не сядешь. Льдина и льдина!»
Пригляделся к ней, состроил серьезную физиономию и говорит:
— Вот так льдина! Такая на корабль налетит — не обрадуешься!
Капитан на льдину еле взглянул и отвечает:
— Стамуха!
Отвернулся и снова нос в газету. Такую, видно, тоску на него эти разговоры нагнали.
И журналист замолчал.
Только потом, у летчиков, он узнал: заберег и припай — лед, примерзший к берегу, а стамуха — неподвижная льдина, сидящая на мели. Где уж ей с кораблями сталкиваться!
Подвели его льды.
О них с полярниками лучше не разговаривать. Для каждой льдинки у них свое название есть.
Блинчатый лед
— Я смотрю, по морям плавать — день и ночь учиться надо!
— А ты как думал! Как из порта выйти — свое правило есть. Как в него войти — свое. Как судам в море расходиться — целая книжечка написана.
— Зачем же столько правил?
— Чтобы корабли правильно плавали!
— Глуп тюлень, глуп! Хвостом от лунки всегда лежит. Усы в воде — ничего не видит! Сзади подкрадись, цоп за хвост — и нет его, попался.
— Не успеешь! Лежит-то он так нарочно! Ему бежать — даже шевелиться не надо: голову в лунку опустил, пузом по льду скользнул, и поминай как звали!
— Знаете, какой случай с нами был? Плавали мы в районе Новой Земли. Проходим однажды мимо льдины, смотрим — в середке что-то темнеет. Подошли, давай топорами рубить. Дорубились, а там — мамонт. Замерз тысячи лет назад, со льдом в море сполз, так и плавает.
— Ну и что?
— Мы его, конечно, на палубу. Привязали к мачте, чтобы за борт не упал, и повезли в Мурманск. Приходим — в Мурманске тепло. Оттаял наш мамонт, на ноги встал, мачту выдернул — и на берег. Только его и видели!
— Ужасная история!
— Конечно, ужасная: теперь без мачты плаваем!
— Это что! Вот мы опростоволосились. Подошли раз к острову, высадились на него, построили дом. Лето настало. Слышим, что-то наш дом скрипит…
— Сохнуть стал?
— Проваливаться. В один прекрасный день — ух! — и в воду. Остров-то ледяным оказался!
ЗАГАДОЧНЫЕ РИСУНКИ • ЗАГАДОЧНЫЕ РИСУНКИ • ЗАГАДОЧНЫЕ РИСУНКИ
Один моряк был в плавании. Сначала он побывал на севере, ходил на Землю Франца-Иосифа, плавал у Новой Земли. Затем его корабль послали к берегам Африки, в Египет. В плавании моряк сделал два рисунка ночного неба, но какой из них сделан на севере, какой на юге — забыл.
Помогите моряку.
ВИКТОРИНА МОРСКИХ СЛЕДОПЫТОВ
1. Какой океан самый глубокий?
2. Может ли кит проглотить человека?
3. У кого в море самый длинный нос?
4. Можно ли установить пароходный винт не в корме, а в носу?
5. Может ли рыба обогнать парусный корабль? А моторный катер?
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ, ЗАДАННЫЕ В РАЗДЕЛЕ «БАРЕНЦЕВО МОРЕ»
Переставлены местами названия островов Диксон и Медвежий.
1. В сторону магнитного Северного полюса, то есть на юг.
2. Колюшка.
3. Норвежское.
4. Нет.
5. Есть, они называются шпангоуты.
БЕРИНГОВО МОРЕ
ЛОЦИЯ. Берингово море расположено в северной части Тихого океана. Соединяется Беринговым проливом с Ледовитым океаном. Омывает берега полуостровов Камчатки, Чукотки и Аляски. С юга ограничено цепью Алеутских и Командорских островов. Наибольшая глубина 4773 метра. Самые большие заливы: Анадырский, Бристольский. Порт — бухта Провидения (СССР). Соленость воды 32‰, цвет синий, сине-зеленый, прозрачность 16–17 метров. Грунт у берегов каменистый, на глубине ил, песок.
ЧТО ГОВОРЯТ МОРЯКИ
Зимой Берингово море почти все покрыто льдами, неподвижными и плавающими. Летом льды уходят, над прохладной тяжелой водой полосами лежит туман, ползут над морем слоистые облака, часто идет дождь или снег.
Над морем вьются птицы. Черные обрывистые берега Алеутских и Командорских островов, как дым, обволакивают птичьи стаи. Тысячи птиц с пронзительным криком носятся над скалами. Тишина здесь — редкая гостья. Замолкнут на минуту обитатели каменных стен, перестанут мельтешить и носиться—вдруг далекий гудок или грохот сорвавшегося вниз камня, и словно белое облако дыма оторвалось от скалы, изогнулось, струей взметнулось вверх. Крик, гам — снова ожил, зазвенел птичий базар. Внизу, у подножия скал, белая пена. Дальше — опять острова. На них галечные каменистые пляжи. Тут тоже крик и возня. Словно пришли в движение продолговатые, обточенные водой камни — шевелятся, движутся котики. Жалобно блеют собранные в «детские сады» малыши. Ласково хрюкают, покусывая детенышей, матери. Хрипло, зло лают громадные секачи-отцы.
Холодные воды моря богаты жизнью. В воде кишат малюсенькие, свободно плавающие рачки—это планктон. На бескрайние поля планктона приходят пастись стаи рыб: сельдь, треска, пикша, дальневосточный лосось. В туманной мгле слышатся тяжелые вздохи — следом за рыбой идут киты.