Армия генерала Власова 1944-1945 - Александров Кирилл Михайлович (список книг .txt) 📗
- хозяйственная часть (продовольственно-фуражное снабжение и начальник обозно-вещевого довольствия) и хозяйственная рота (96 чинов);
-финансовая и учебная часть (начальник учебной части и два помощника);
- санитарная часть (зубоврачебное и хирургическое отделения);
-строевая часть (начальник, две стрелковых роты, каждая из которых делилась на два взвода по 30 чинов, пулеметная рота из двух взводов по 20 чинов, артиллерийский взвод из двух отделений по 10 чинов, минометный взвод из двух отделений (25 чинов), взвод связи из двух отделений (15 чинов), комендантский взвод из трех отделений по 8 чинов).
Нормальные условия для занятий и квалифицированной подготовки 1-го выпуска сложились только в январе, когда произошло объединение школы с бывшей Марнампольской офицерской школой для подготовки командиров Восточных войск Вермахта. Причем преподавательский состав Мариам-польскон школы и курсанты последнего выпуска настолько настойчиво требовали их перевода в ВС КОНР, что едва ли не объявили забастовку.
Последним начальником Марнампольской школы с ноября 1944 г. был полковник В. Г. Киселёв - опытный педагог армейской высшей школы, преподававший на протяжении 16 предвоенных лет в Центральной военно-политической школе нм. Совета Народных Комиссаров Украинской ССР (УВО), Ленинградской военно-политической школе им. Ф. Энгельса (ЛенВО), Военно-политической академии РККА им. В. И. Ленина (МВО). Военно-медицинской академии им. С. М. Кирова (ЛенВО). В плен Киселев попал осенью 1941 г. на Ленинградском фронте в звании полковника и в должности начальника штаба 20-й стрелковой дивизии НКВД. В Хаммельбургском офицерском лагере (Офлаг ХШ-О) в 1942 г. он стал активным участником Политического Центра борьбы с большевизмом комбрига И. Г. Бессонова и после ликвидации Центра сотрудниками СД в мае 1943 г. был направлен на преподавательскую деятельность в Мариампольскую школу. В марте 1945 г. полковник В. Г. Киселёв занял должность заместителя начальника школы по строевой части.
Вся материально-техническая часть Марнампольской школь; перешла к офицерской школе ВС КОНР, включая авто- и гужевой транспорт (две грузовых машины, одна легковая; две подводы, экипаж), батарею 75-мм орудий. 12 станковых пулеметов. 6 минометов и т.д. Отвечал за состояние материально-технической части заместитель начальника школы по МТЧ полковник А. Г. Петров (в Красной армии — военинженер II ранга, начальник артиллерийского снабжения 24-й армии). Таким образом, сообщение полковника А. Г. Нерянина о том, что школа не имела ничего, «кроме незначительного количества учебных винтовок», нельзя признать соответствующим действительностями***
Ти- С боеприпасами ситуация выглядела удовлетворительно. Даже учебные стрельбы из минометов в школе велись боевыми, что однажды привело к несчастному случаю во время разрыва миномета. Штаб школы под командованием полковника Клименко состоял из трех отделов: учебного (начальник - подполковник А. Т. Макеенок; в Красной армии - подполковник, командир 381-го полка 109-й стрелковой дивизии Приморской армии); хозяйственного с хозяйственной ротой и санитарного.
Штабу также подчинялась комендантская рота поручика М. И. Жилинского (в Красной армии- лейтенант, командир взвода 338-го стрелкового полка). После объединения двух школ штатный постоянный состав учебного заведения стал насчитывать 18 офицеров на штабных, административных и хозяйственных должностях, 42 офицера на строевых должностях, 120 унтер-офицеров и рядовых, а всего, вместе с курсантами 2-го выпуска, - 785 человек. Соответственно изменилась и внутренняя организация. Строевая часть была приравнена к батальону, командиром которого стал майор Н. М. Замятин.
Состав училищного батальона;
- две стрелковых роты по 120 чинов (командиры: 1-й- майор Александров, 2-й - полковник И. П. Шелаев);
- пулеметная рота (126 чинов);
- артиллерийская рота (96 чинов);- минометная рота (82 чина);
- рота связи (68 чинов);
(Каждая рота делилась на три взвода по три отделения в каждом)
- офицерская рота (52 чина; два взвода по два отделения);
- музыкантский взвод (17 чинов);
-комендантский взвод (24 чина);
- преподавательский состав (23 чина).
Преподавали в школе 6 полковников, 5 подполковников, 4 майора и капитана. Уровень преподавания по разным отзывам был достаточно высоким, при этом использовались и авторитетные специалисты белой военной эмиграции. Так, например, топографию в школе преподавал известный русский топограф, Генерального штаба генерал-майор И. С.Свшцов (в 1909-1912 - профессор инженерно-строительного отделе-
П7
ния Санкт-Петербургского Политехнического института, преподаватель топографии и топографических съемок Императорской Николаевской военной академии38), принятый на службу в войска КОНР с чином подполковника.
В структурном отношении школа подразделялась на два отделения- унтер-офицерское и офицерское в составе двух учебных рот. Отдельно функционировала учебная группа повышенного типа для бывших командиров батальонов Красной армии и помощников начальников полковых штабов. О многопрофильное™ учебного процесса свидетельствует служебное использование кадров 1-го выпуска - выпускники заняли должности от командиров взводов до помощников начальников штабов полков в 1-й (18% выпуска) и 2-й пехотных дивизиях.
Зачисляли в офицерскую школу по направлениям из боевых подразделений КОНР, офицерского резерва при штабе, запасных учебно-полевых батальонов 1-й и 2-й дивизий. 2-й выпуск (при наборе около 450 человек, затем вырос до 605 за счет откомандированных из разных частей) состоял преимущественно из бывших военнопленных, подавших рапорта во власовскую армию после учреждения КОНР и прибывших в Германию из Норвегии. Для физически ослабевших курсантов Меандро-ву пришлось изменить распорядок дня, чтобы люди могли хоть чуть-чуть отдохнуть в процессе учебы и восстановить силы. На 2-м выпуске занимались уже не по 10, а по 7-8 часов в день. Хотелось бы отметить личные усилия генерала Меандрова, сыгравшего важную роль в жизни школы и способствовавшего ее превращению в самостоятельное военно-учебное заведение.
Учебный курсантский день выглядел достаточно напряженно: подъем в 6.00, отбой в 23.00. Занятия сменяли друг друга очень быстро: тактические - на ящике с песком и в поле, топография, картография, теоретическая и практическая часть оружия, стрельбы (в том числе - использование «панцерфаус-тов»), бой в населенном пункте и т. д. Моральное состояние курсантов оставалось высоким и даже приподнятым, создание массовой и обученной антисталинской армии казалось им неизбежным. О немецких «союзниках» не думали вообще, а если и думали - называли за глаза дураками и наделяли прочи-
МИ нелестными эпитетами. Популярностью в училище среди к рсантов и преподавателей пользовались на 2-м выпуске несколько групп юнкеров и младших офицеров (Б. Ф. Дмитриев, д М Жилин, Б. М. Старчиков, Н. А. Шереметов и др.), перешедших из Русского Корпуса. Прошедшие в свое время через военно-училищные курсы РОВС или юношеские национально-патриотические организации Зарубежья (Национальную Организацию Русских Разведчиков и др.), они выгодно выделялись подтянутостью и корпоративной спайкой. Тем более, все корпусники были обстрелянные фронтовики, владевшие ценным боевым опытом горной войны в Югославии.
Прочие формирования КОПР, возникшие зимой 1944-1945 гг.
Зимой 1945 г. командование ВС КОНР не ограничивалось давлением на штаб Герре с целью ускорить бесперебойное снабжение 1-й и 2-й дивизий. В результате личных переговоров в январе генералов Власова и Кестринга возникла отдельная противотанковая бригада (Рап2ег)а§(1Ьп§абе) четырехдивпзи-онного состава под командованием майора Второва. Бригада состояла из 10-го, 11-го, 13-го и 14-го отдельных противотанковых дивизионов, каждый из которых подразделялся на 3 истребительные группы и 30 отделений истребителей танков (35 офицеров, 275 унтер-офицеров и рядовых). Численность бригады составила 140 офицеров, 1,1 тыс. унтер-офицеров и рядовых, на вооружении которых состояли 1,2 тыс. штурмовых винтовок типа 8КЗ 44 и 2,4 тыс. «панцерфауст». 10-й дивизион формировался в период с 1 по 15 февраля и убыл в 9-ю армию генерала пехоты Т. Буссе. К концу марта туда же убыл и 11-й дивизион.