Как научиться разбираться в людях - Егидес Аркадий Петрович (читать бесплатно книги без сокращений .TXT) 📗
Я разработал такое упражнение. Берете любую фразу и читаете ее с разными ударениями: "Я иду в школу. Я иду в школу. Я иду в школу". Это сделает вашу речь более свободной. Вы не будете зависеть от языковой структуры фразы. Обычно ударение ставится на последнем слове: "Я иду в школу" – это привычно. Если же вы хотите подчеркнуть, что в школу идете именно вы, то надо бы сказать так: "В школу иду я". Но, владея перемещением ударения, можно и не менять порядок слов: "Я иду в школу".
Попробуйте прочитать стихи или прозаический фрагмент с совершенно иными интонациями, чем это получилось изначально. А потом подготовьте третий, совершенно другой вариант, затем четвертый и пятый, с абсолютно новыми интонациями! В результате не останется и в помине нудной, монотонной речи. Это значит, что и бытовая речь будет расцвечена разными логическими ударениями и звуковыми модуляциями.
А теперь попробуйте-подурачиться. Прочитайте пафосные стихи так, чтобы рассмешить людей. Нет, ерничать в жизни не надо. Но на воображаемой сцене – отчего же нет? Это тренинг! Пусть Самозванец из "Бориса Годунова" станет жалким фигляром со своими претенциозными упреками: "Не будешь ты подругою моею, моей судьбы не разделишь со мною, но – может быть, ты будешь сожалеть об участи, отвергнутой тобою!" Юрий Любимов в своем спектакле "Борис Годунов" показал такое прочтение. Но это его собственный режиссерский подход. А мы будем делать это только для тренинга.
Речь – это составляющая общения. Важная, но не единственная. А как же тренировать прочие коммуникативные умения? Как быть с вступлением в контакт с незнакомыми людьми? Как не задевать их самолюбие? Как реагировать на конфликтогены? Как преодолеть шизоидную замкнутость? Ведь замкнутость часто рождается от неумения защитить себя в сложных коммуникативных ситуациях. И шизоид защищается, говоря себе: "Лучше не связываться". Вот он и не связывается вовсе ни с кем. Множество этих и других вопросов обсуждается в моей книге "Лабиринты общения". Она рассчитана далеко не только на шизоида, но и ему в ней многое предназначается.
Обратим внимание и на внешний вид шизоида. Некоторые шизоиды говорят, что имидж – это мещанство, бездуховность. Не надо так всерьез. Все-таки даже отсутствие имиджа – это тоже своего рода имидж, только неудачный. Хоть немного последить за собой – это уже неплохо. "Быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей" – здравая мысль. А если у человека уж совсем неопрятный вид, то людям это отнюдь не безразлично, а даже неприятно.
Совет простой. Не постесняйтесь обратиться к знакомым истероидкам. Они охотно дадут в свою очередь дельные советы: и какие нужны шампуни, и что носят, и что кому идет. Можно и книги по имиджу почитать. Есть сестры Сорины с их серией, есть современные журналы мод. Не отвергайте полезных советов. И помните, что вам не обязательно быть в авангарде, но и нельзя выглядеть неаккуратным.
Мы писали, что у шизоидов "каша" во рту, на голове и в голове. Кстати, понять ошибки – это мы уже на полпути к их исправлению. Многое у шизоидов можно исправить, и не надо излишне печалиться. Кстати, многое ведь надо исправлять не только шизоидам, но и истероидам, а тем более "его величеству" паранойяльному и его адептам эпилептоидам. Так что продолжим. Кажется, с первыми двумя "кашами" мы разобрались, а вот с "кашей" в голове…
Повторимся, что шизоид – человек творчески мыслящий. И произведения шизоидов обычно намного глубже, чем произведения других людей. Вот если бы только не эта "каша" в голове, которая затрудняет понимание.
Ну что ж, и здесь есть несколько соображений. Для начала поучимся у эпилептоида организации мысли. У них всегда: первое, второе, третье… Пусть будет хотя бы так. Но у эпилептоидов обычно мыслительный материал не так богат и сложен, поэтому шизоиду надо научиться чему-то еще.
Для прояснения мысли, оформленной в речи (произносимой, написанной или читаемой), первым делом надо четко выделить все важные понятия, в скольких бы словах каждое понятие ни выражалось. Понятие может быть представлено одним словом: "ночь", "улица", "фонарь", "аптека"… Но часто одно понятие представлено несколькими словами: "блочный дом", "Государственная инспекция безопасности дорожного движения". Понятий у человечества существенно больше, чем слов.
Мы написали "выделить", потому что в текстах понятия часто переплетены, спутаны. А мы каждое понятие заключаем в замкнутую фигуру. Форма фигуры каждого выделенного понятия должна быть удобной для восприятия и своеобразной. Фигуры эти целесообразно так организовать на рабочем поле страницы, чтобы были выявлены логические соотношения понятий. Этого можно добиться с помощью разнообразных соотношений замкнутых фигур, обрамляющих понятия, то есть соотношений рамок понятий. Можно для отображения логических связей применять также различные связующие линии и другие дополнительные обозначения.
Соотношения понятий между собой очень многообразны. Причинно-следственное соотношение, превращение одного в другое, части и целое. Эти соотношения понятий широко распространены в научных текстах. Одним из наиболее значимых в науке является родовидовое соотношение понятий. Шизоиды часто многое понимают, но у них все смешано в голове. А чтобы мысль была понятна другим, а часто и стала яснее и для самого себя, надо суметь каждое отношение понятий нарисовать. Составить логико-графическую структуру на бумаге. Возьмем геометрию. Можно словами описать соотношение различных треугольников. Треугольник может быть равнобедренным и неравнобедренным. Тот и другой может быть прямоугольным, тупоугольным и остроугольным. Прямоугольный неравнобедренный треугольник может быть с отношением сторон 3:4:5 (египетский), а может иметь иное соотношение сторон (тогда египетским его не назовешь). Остроугольный равнобедренный треугольник может быть равносторонним и неравносторонним. Есть неравнобедренный остроугольный треугольник, неравнобедренный тупоугольный треугольник и т. д. и т. п. Все это можно представить в уме, но лучше нарисовать. При этом, чтобы ничего не перепутать, слова пишем в выноске, указатель от которой ведем к рамке фигуры-понятия. Не всегда: если фигура-понятие дана сама по себе, изолированно, не перекрещивается с другими, то можно слова написать просто в ее рамке.
Организация работы и быта – это еще одна серьезная проблема для психолога в деле коррекции шизоидной личности. Чаще всего ведь нет никакой организации. Спасает цепкая память, но не всегда. Если дел всего семь, то можно положиться и на память. А если этих дел, мелких и крупных, семьдесят семь, то тут уже требуется умение организовать их.
Постоянные дела выписываем на обложку ежедневника (крупным шрифтом). Единичные, привязанные к дате и часу, записываем в ежедневник. А единичные, но не привязанные к дате и часу, выписываем на отдельные листки с клейким краем и наклеиваем их в конце ежедневника. Дело сделано – листок изымается. Вот и все. Но это очень организовывает и упорядочивает личную работу.
Можно еще многое сказать об организации личной работы, но это уже касается не только шизоидов, так что, надеюсь, поговорим об этом в следующей книге.