Корпорация. Россия и КГБ во времена президента Путина - Фельштинский Юрий Георгиевич (прочитать книгу TXT) 📗
Однако 2 марта 2004 г., менее чем за две недели до выборов, Наквасин свою кандидатуру снял, объяснив это тем, что он уже достиг целей ради которых выдвигался: обратил внимание населения области на социально-экономические проблемы, на "закрытый и абсолютно несовременный стиль руководства".
По одной версии, претенденту-лидеру был предъявлен компромат, и он испугался конфронтации с ФСБ, полпредством и губернатором, по другой, снятия кандидатуры от него потребовало московское руководство партии "Единая Россия". Газета "КоммерсантЪ", ссылаясь на мнение воронежских политологов, выдвинула предположение о договоренности между обладминистрацией и Наквасиным: Наквасину было предложено сохранить за ним пост спикера облдумы после очередных выборов в марте 2005 г., либо дать ему пост руководителя местного отделения "Единой России".90
Если, однако, такая договоренность и имела место, то Кулаков ее не выполнил. Напротив, 30 марта 2004 г. сторонники губернатора в Воронежской областной думе сместили А. Наквасина с поста спикера, поставив ему в вину именно то, что он не посоветовался с коллегами по депутатскому корпусу при выдвижении своей кандидатуры в губернаторы.
14 марта 2004 губернатор победил на досрочных выборах, получив, по официальным данным, 52,5% при официальной явке 62,44%. Второе место досталось коммунисту Сергею Рудакову (20,16%), "против всех" проголосовали 7,65%.
В достоверности итогов имеются все основания сомневаться. В Воронежской области, как и в большинстве других областей, на проходивших в тот же день президентских выборах имело место существенное "добрасывание" бюллетеней с целью повысить уровень явки - параллельно было необходимо добросить соответствующее число бюллетеней на губернаторских выборах (10% в среднем по стране). Естественно, что все "доброшенные" бюллетени засчитывались за действующего губернатора, а не за кандидата оппозиции.
Скорее всего, губернатор лидировал, но не набрал абсолютного большинства, необходимого для победы в первом туре.
Выборы губернатора Кубани
Губернатор Краснодарского края Александр Ткачев был явным фаворитом на очередных выборах, проводившихся также одновременно с президентскими, 14 марта 2004 г. Один из самых националистически настроенных российских губернаторов (если не самый националистический), А. Ткачев в прошлом считался еще и левым - кроме регионального движения "Отечество" бывшего губернатора Николая Кондратенко он состоял также в КПРФ и Аграрной партии (причем одновременно). В 2000 г. Ткачев избирался не только как преемник и наследник "батьки Кондрата", но и как фаворит всех левых сил региона (пропутинское движение "Единство", впрочем, его тоже поддержало).
Однако в 2003 г. краснодарский губернатор приостановил членство в КПРФ и заявил о своей полной поддержке политики президента Владимира Путина. Разрыв с КПРФ укрепил его отношения с администрацией президента (впрочем, они и ранее были неплохие, особенно с "чекистской" группой - несмотря на не всегда удобные для Кремля радикально-ксенофобские высказывания Ткачева).
Однако в довольно "красном" (точнее - "красно-коричневом") Краснодарском крае самоидентификация губернатора с федеральной властью была палкой о двух концах: часть избирателей могла от него отойти - особенно в том случае, если бы в качестве альтернативы ему выступил другой кандидат-"кондратенковец", но с антимосковской и открыто антилиберальной риторикой и - в особенности - в случае поддержки со стороны самого Кондратенко. Одного такого возможного соперника - мэра Краснодара Николая Приза - Ткачев нейтрализовал, обещав ему свое содействие в переизбрании 14 марта на пост главы регионального центра. Но кандидат, бросивший вызов Ткачеву с левонацио-налистических позиций, всетаки нашелся: его бывший соратник по КПРФ и "Отечеству", а ныне член Народно-патриотической партии (НПП) и блока "Родина", экс-депутат Государственной думы Олег Мащенко.
Шансы О. Мащенко на победу были невелики - в том числе потому, что "батька Кондрат" всетаки уклонился от поддержки Мащенко.
Тем не менее губернатор испугался - если не поражения, то неубедительной, "смазанной" победы. Послушный ему краевой избирком отказал единственному реальному сопернику в регистрации. В итоге Ткачев получил 83,98% голосов, вторым стал кандидат "против всех" (7,62%) при официальной явке избирателей 63,13% (практически такая же явка была объявлена по краю на президентских выборах).
Победа была неоспоримой, если не считать того, что явка избирателей в Краснодарском крае как на выборах президента, так и на губернаторских выборах, была "скорректирована" примерно на 10%.
Выборы мэра Владивостока
Кампания по выборам мэра Владивостока сразу же началась как фарс с элементами криминальной драмы. Основных претендентов было трое: депутат Приморской краевой думы, ранее судимый (но амнистированный) "авторитетный" бизнесмен Владимир Николаев, действующий глава администрации Владивостока Юрий Копылов и бывший мэр города, депутат Государственной думы и экстрасенс Виктор Черепков. Николаев по кличке Винни Пух имел поддержку губернатора Сергея Дарькина (по кличке Серега Шепелявый) и партии "Единая Россия"; оппозиционный Дарькину Копылов был креатурой бывшего губернатора Евгения Наздратенко и поддерживался попавшими в опалу бизнесменами-наздратенковцами; Черепков представлял внесистемную право-левую оппозицию, связанную, однако, с "Космическим Разумом".
Среди 10- ти зарегистрированных кандидатов оказались Виктор Григорьевич Черепков, председатель ООО "Свобода и народовластие" (депутат Виктор Иванович Черепков является лидером карликовой партии "Свобода и Народовластие"), а также Юрий Иванович Копылов, глава администрации некоммерческого фонда "Город Владивосток" и "двойник" мэра Юрия Михайловича Копылова (еще двух Копыловых не зарегистрировали).
В ходе избирательной кампании с противниками и критиками кандидата Винни Пуха случались многочисленные неприятности: в частности, подвергся избиению на улице Черепков (депутат-экстрасенс), угрозам в подъезде и по телефону - помощница сенатора Олега Кожемяко.
В первом туре 4 июля 2004 г. лидировал Николаев - Винни Пух, получивший 26,79%, за ним с небольшим отрывом следовал В. Черепков - 26,37%, причем "двойник" экстрасенса занял девятое, предпоследнее, место, но всетаки отхватил у "настоящего" Черепкова более процента (1,21%). Третьим шел Ю. Копылов (18,11%, его двойник занял шестое место, 1,95%).
Учитывая репутацию Николаева, во втором туре при честных выборах должен был бы победить либо Черепков, либо кандидат "против всех" (в этом случае обязанности мэра продолжал бы исполнять Ю. Копылов). При нечестных выборах, учитывая фактор Сереги Шепелявого, должен был победить Винни Пух.
Однако 9 июля избирком подал в суд иск о снятии с выборов Черепкова - по жалобе троих граждан, считавших, что Черепков грубо попрал их избирательные права, используя для агитации статус депутата Госдумы.
В ночь с 9 на 10 июля 2004 г. у двери избирательного штаба Черепкова взорвалась подвешенная на растяжках граната, кандидат получил ранения и серьезную контузию. Сторонники Николаева немедленно объявили покушение инсценировкой самого Черепкова, а начальник Главного управления МВД по Дальневосточному федеральному округу Анатолий Золотарев предложил считать инцидент "хулиганством неустановленных лиц".91
12 июня 2004 г. суд Ленинского района Владивостока, несмотря на отсутствие ответчика, находившегося в госпитале Тихоокеанского флота, удовлетворил иск муниципальной избирательной комиссии об изъятии кандидатуры Виктора Черепкова из списков для повторного голосования, признав нарушением закона о выборах использование Черепковым своей думской приемной, служебного телефона и факса, а также бланков депутата Государственной думы в обращениях и заявлениях в адрес должностных лиц.