Бессилие власти. Путинская Россия - Хасбулатов Руслан Имранович (читать книги онлайн регистрации TXT) 📗
В течение пятисот лет догоняющая модернизация была основной формой развития незападных стран. Ее следствием было усиление всемирно-исторической связи между народами – т.е. процесса интернационализации факторов производства.
Глобализация, развернувшаяся на базе ИКТ со второй половины 80-х гг. XX в., связана с мировым рынком (ТНК, банками, финансовыми потоками, международной торговлей), «победой» идеи всесильного рынка в глобальном масштабе, информационной всемирной связью, обеспечивающей этому рынку и финансовому капиталу исключительную динамичность. Неменьшее значение имела возможность продвижения высокотехнологичного, уникального и наиболее дешевого продукта не только силой его собственных свойств, но и через тотальную рекламную деятельность. Развитые экономические центры мира в этих условиях стремятся к наращиванию своих преимуществ в экономике и технологиях перед другими странами, опираясь на могучие ТНК и ТНБ. Такое развитие неизбежно привело к заимствованию западного технологического опыта и в целом к вестернизации незападных стран. Однако на неопределенном этапе, эти западные образцы потребительского общества стали вызывать массовые протесты, интенсивно нарастает критическое отношение к политике вестернизации, догоняющей модели модернизации и чрезмерной ориентации правительств на Запад. Этому способствуют регулярные экономические кризисы на Западе, которые обрушиваются на бедные страны. Соответственно, большой популярностью пользуются другие идеи модернизации, на базе собственной идентичности. Эти идеи в самых разных странах – от России до Китая, Латинской Америки и до Африки – привели к утверждению многообразия развития, отторжению западной (атлантической) модели как эвфемизма развития по западному пути, отказу от идеи линейного развития, сторонниками которой были маститые аналитики послевоенных десятилетий (У. Ростоу, Тойнби и др.).
Поскольку классическая модернизация сегодня неосуществима и незападные страны решают собственные задачи, не стремясь догнать западный образец, который сам находится в состоянии неравновесия и вынужденной трансформации от либертарианства к некоему синтезу неокейнсианства и неолиберализма, модернизация перестала быть ведущим процессом социальной трансформации на всемирном уровне. Ее место, по мнению ряда аналитиков, вытеснила глобализация, она стала ведущим процессом социальной трансформации, а модернизации отдельных обществ – ее следствием.
Глобализация породила колоссальный разрыв в уровне жизни и возможностях развитых, развивающихся и переходных стран; при этом разрыв в уровне жизни групп населения слаборазвитых стран значительно превышает соответствующий уровень западных стран. Это произошло во многом благодаря перенесению образов западной рыночной системы в эти страны в их порочной, извращенной форме. Так, в 1960-х гг. разрыв между пятью богатейшими и пятью беднейшими странами был 30 к 1, в 1980-х – 50:1, 1990-х – 74:1, 2001–2005 гг. – 80:1, в 2010 г. – 85:1. Социальное расслоение в незападных странах (в том числе в России) достигло фантастических размеров: если в западных странах децильный коэффициент не превышает в целом соотношения 1:10, то в развивающихся и переходных странах он достигает 1:25 (Россия) и более. В этом отношении глобализация – это отрицательная альтернатива модернизации, поскольку модернизация исходила из необходимости обеспечить возможность отсталым странам хотя бы в некоторой степени «подтянуться» к уровню жизни народов Запада. В сущности, в глобальную экономику могут войти только три группы стран: а) те страны, которые сумели создать уникальный продукт для мирового рынка, б) могут производить и поставлять стратегическое сырье, в) производят товары массового спроса по относительно дешевой цене. Среди незападных стран в этот клуб избранных вошли Китай, Индия, Бразилия, Южная Корея, ЮАР, Турция, Польша, Мексика, Индонезия, Таиланд, Малайзия, некоторые арабские страны (ОАЭ). Вхождение в глобальную экономику осуществляется, во-первых, путем технологического прорыва, через исключительные творческие возможности группы талантливых новаторов, которые создают такой прорыв; во-вторых, через формирование новой индустриальной базы, которая создает товары и услуги для мирового рынка.
Инновация (от лат. innovatio – новации (новшества); перемена, обновление, изменение) – заметное нововведение в какой-либо сфере человеческой деятельности; в экономике – технологические изменения на базе новаций, нововведений, изобретений и усовершенствований. Перефразируя третье издание «Руководства Осло» [Guidelines for Collecting and Interpreting Innovation Data, 2005],инновация – это вывод на рынок нового товара или услуги, внедрение нового процесса производства и продвижения товаров или услуг, новых форм организаций производства или видов деятельности, создание новых или захват большей доли на существующих рынках.
Соответственно, инновации классифицируются как технические, экономические, финансовые, социальные, культурные, политические и т.д. Инновация является результатом материально-предметной и интеллектуальной деятельности людей, направленной на удовлетворение потребностей людей и общества в целом. Способность общества к внедрению инноваций, их восприимчивости во многом определяет уровень социального, культурного и экономического развития страны. Общепризнанными критериями причисления конкретного новшества (изобретения, научной идеи, стратегии управления и т.п.) к инновации являются его значимость и широта внедрения (использования). Для возникновения технических инноваций необходимо выполнение ряда условий: наличие общественной потребности в инновации; достаточное количество потенциальных инноваторов, т.е. активных участников инновационных процессов; наличие определенной (достаточной) инфраструктуры; включающей в себя систему образования, систему науки, систему защиты интеллектуальной собственности (патенты, ноу-хау, лицензии), информационные системы; основательно разработанную политику государства и т.д.
Развитию инноваций, как правило, препятствует ряд объективных и субъективных факторов. Относительно технических инноваций к числу основных объективных факторов принадлежат: разрыв между научной и технологической базой производства; экономическая неэффективность инноваций; невосприимчивость научно-конструкторских центров к практическим нуждам производства; отсутствие личной заинтересованности значительных групп исследователей и работников в инновациях; несовершенство методов менеджмента и маркетинга; несоответствие системы образования современным требованиям подготовки исследователей и руководителей производства; пороки правовой защиты интеллектуальной собственности; недостаточное финансирование научно-исследовательских учреждений; «утечка мозгов» и т.д.
Субъективные факторы в целом свойственны всем сферам инноваций. К данным факторам относятся: отсутствие адекватных представлений о перспективных направлениях развития основных сфер человеческой деятельности; пренебрежение теоретическими знаниями; косность мышления; неприятие нововведений; боязнь риска и т.д. Особо важное значение имеет субъективизм в формировании политики, пренебрежение выявившимися объективными тенденциями в мировом развитии, в том числе в сфере методологии экономической политики, формируемой правительствами.
В масштабах страны развитие инноваций стимулируется государственной инновационной политикой, предусматривающей, в частности, селективность налоговой, инвестиционной и кредитной политики, прямую финансовую поддержку отдельных исследовательских и технологических программ. Социальные последствия инноваций могут быть значительными и малопредсказуемыми. Для стран, переживающих стадию догоняющей модернизации, превышение определенной «критической массы» инноваций, в особенности при административном внедрении последних, часто приводило к социальным конфликтам и кризисам.
Глобализация инноваций – освоение и распространение эпохальных и базисных инноваций в условиях формирования глобального научно-технологического, инновационного и экономического пространства. Глобализация создает условия для перехода к постиндустриальному технологическому способу производства и реализующему его первую фазу шестому технологическому укладу, который будет определять конкурентоспособность товаров и услуг на мировом рынке в предстоящие два-три десятилетия XXI в. При все еще действующих либертарианских моделях (несмотря на их банкротство в ходе глобального кризиса в 2008–2010 гг.), отвечающих интересам транснациональных корпораций (ТНК и ТНБ) всех стран (развитых, развивающихся и переходных), глобализация инноваций сопровождается усилением поляризации, технологического и экономического разрыва между богатыми и бедными странами и цивилизациями и стратами внутри этих стран. При реализации сценария глобального инновационного прорыва и гуманизации глобализации технологический и экономический разрыв между странами и цивилизациями, возможно, будет сокращаться; в этом случае глобализация инноваций, несомненно, будет способствовать общепланетарному экономическому, социальному, экологическому и общегуманистическому прогрессу.