Полевые и манипулятивные технологии. Настольная книга менеджера избирательных кампаний - Полуэктов Валентин Викторович
Приведенный выше норматив (1 агитатор на 1500 избирателей) рассчитан на двукратный обход квартир в течение примерно месяца (один обход - полный, другой - фиксирующий голоса потенциальных сторонников), причем заранее планируется, что при первом обходе агитатор способен «открыть» лишь каждую четвертую дверь.
Если учесть, что участки с численностью до 1500 избирателей не превышают обычно 25 % от общего количества участков в округе, то нетрудно посчитать, что требуемое число агитаторов будет на три четверти большим, чем количество избирательных участков в округе. То есть для определения потребой численности агитаторов вводится поправочный коэффициент (k-1,75). Поэтому когда специалисты говорят о том, что за каждым участком должен быть закреплен свой агитатор, имеется в виду скорее «ответственный агитатор» (кое-где его именуют «ответственным организатором») – т.е. лицо, с которым заключается договор об агитационном обслуживании территории конкретного избирательного участка. На небольшом участке численностью до 1500 избирателей вполне справится сам «ответственный», а на участках покрупнее он должен привлечь себе в помощь любого (любых) по своему усмотрению. Если «ответственный» не в состоянии самостоятельно подыскать себе напарника, помочь ему в этом должен штаб. Но в любом случае штабу удобнее иметь дело с одним ответственным за участок агитатором.
Сказанное – принципиально важное положение для правильной организации работы агитаторов.
Почему? Объясню.
Иногда кандидат имеет возможность нагнать на участки немереное количество агитаторов – по три, пять человек на участок. И все приходят с рекомендациями от кандидата и его окружения. И всех надо непременно задействовать. Если менеджер кампании пойдет на поводу у кандидата и не настоит на том, чтобы на каждом участке был один «ответственный» агитатор, которому должно быть предоставлено право самостоятельно и жестко подбирать себе помощников, причем, из «своих» т.е. из тех, кому он безусловно доверяет, шанс завалить агитаторскую работу будет равен 90%.
Вариант агитаторской «насыщенности» участков приемлем только тогда, когда народ, что называется, на руках несет своего защитника-кандидата во властное кресло, когда кампания замешана на реальном энтузиазме, когда не надо проверять, добросовестно ли трудятся агитаторы.
Во всех остальных случаях работу агитаторов приходится контролировать и материально стимулировать отличившихся. Главный стимулирующий акт – выплата премии (бонуса) по итогам голосования на участке. Именно на участке, потому что невозможно определить итоги голосования по дому, по кварталу, еще по каким-то территориальным признакам. Подчеркиваю: итоги определяются только в привязке к участку.
А теперь представьте себе картину, когда на избирательном участке всего три дома-высотки и за каждым домом закреплен свой агитатор, напрямую завязанный на штаб. Прошли выборы. Голосов на этом участке вы не добрали совсем чуть-чуть. Как определить, кто из агитаторов не доработал? Ведь вполне возможно проигрыш обусловлен тем, что лишь один из трех агитаторов сачковал. Кто конкретно? Не важно?! Накажем всех ?!
Наказать-то можно. Только если таким образом будет организовано агитаторское обслуживание всех участков округа, то как бы не пришлось наказывать всех до единого агитатора. Хотя справедливее было бы спросить за общий проигрыш (а он при описанной системе почти неизбежен) того, кто действительно во всем виноват, - менеджера кампании, который явно взялся не за свое дело. Или кандидата, который думает, что он самый умный, поэтому может грубо навязывать свои варианты организационных решений в избирательной кампании.
2.3.2. Сколько стоит агитатор?
Вопрос второй: сколько стоит агитатор-волонтер? Во что обойдется кандидату работа агитаторских бригад?
Ответить на этот вопрос в абсолютном выражении суммы довольно трудно. Размер суммы зависит прежде всего от предполагаемого объема полевых работ, а также - каждый раз - от многих привходящих факторов, начиная от среднестатистической величины доходов на душу населения в данной местности и кончая аппетитами главного подрядчика, делающего избирательную кампанию кандидата.
Специалисты предупреждают, что относиться к агитатору как к обычному наемному работнику недопустимо (Малкин Е. Б. и Сучков Е. Б. Основы избирательных технологий. 2000. 2-е изд. с. 229). Полностью с этим согласен. В силу специфики профессии наемный агитатор относится к разряду высокооплачиваемых работников. Менеджер должен предложить ему такой заработок и такую систему оплаты, которые бы безусловно устроили агитатора и нацелили его на конечную цель – на победу. Само собой, менеджер должен обеспечить эффективную работу волонтеров.
Агитатор активно работает два месяца, и при условии плотной и безупречной работы должен как минимум получить за это время столько, сколько получает в данной местности среднестатистический высокооплачиваемый работник примерно за три месяца, а в случае победы кандидата на его участке - еще столько же. Только при соблюдении этих условий можно рассчитывать на полную отдачу со стороны наемных агитаторов.
Примерный расчет так называемой вербовочной суммы, т.е. двухмесячного гарантированного заработка агитатора для составления сметы полевого направления я произвожу обычно следующим образом.
Вначале на основе экспертных оценок выясняю сумму, которая в данной местности считается хорошим месячным заработком. Вопрос экспертам ставлю так: сколько, по вашему, надо платить агитатору, чтобы он очень старался работать, чтобы он страшно боялся потерять эту работу? На основе экспертных оценок получаю представление о приблизительном минимальном заработке агитатора.
Затем делаю контрольные замеры. Выясняю среднемесячный заработок в данной местности четырех категорий работников: 1) госслужащего – на уровне ведущего специалиста в городской администрации; 2) квалифицированного рабочего на стабильно действующем промышленном предприятии; 3) директора обычной средней школы; 4) продавца торговой палатки на центральном рынке областного центра. Сложив эти четыре зарплаты, делю полученную сумму на 4 и умножаю затем на 3. Таким образом получаю контрольную цифру.
На основе корреляции полученных двумя способами сумм определяю окончательную сумму, которая является базовой для расчета расходов на оплату труда агитаторов и организаторов их труда (от бригадиров агитаторов до менеджера направления), т.е. является базовой для составления сметы расходов по оргмассовому направлению.
Приведу примерную схему расчета сметы в части оплаты агитаторов по среднестатистическому избирательному мажоритарному округу по выборам депутата Государственной Думы РФ. Разумеется, речь идет о теневой смете. И, разумеется, предполагается нормативная загрузка агитатора («7 касаний»).
Например, в результате исчислений среднестатистический месячный заработок квалифицированного работника в регионе составил 2 000 рублей. Значит, расчетный двухмесячный гарантированный заработок агитатора (вербовочная сумма) должен составить 6 000 рублей, а с учетом бонуса за победу кандидата - 12 000 рублей. В округе 230 избирательных участков, нанимать придется 402 агитатора (230 х k1,75). Значит, на оплату агитаторов в смету надо закладывать 4,82 млн. рублей. Плюс 25 % от этой суммы – на тех, кто организует работу агитаторов. Итого, только на оплату труда полевиков в смету избирательной кампании необходимо заложить минимум 6 млн. рублей (около 200 000 долларов).
Еще раз подчеркну, что приведенный мной пример расчета расходов на оргмассовую работу в избирательной кампании по мажоритарному округу - не более чем схема. Когда вы начнете рассчитывать по данной схеме смету своей кампании, сумма в абсолютном выражении скорее всего получится другой. Ведь избирательные округа отличаются друг от друга по многим показателям. Но представление о том, во что вам обойдется работа агитаторов, вы будете иметь не приблизительное, а довольно точное.