ГЕОПОЛИТИКА и ФИНАНСЫ. Генезис экономической стратегии - Михайлов Александр (книги бесплатно без регистрации TXT) 📗
Предположение, что получившие свои доли в общей собственности республики соберутся вместе и дальше будут “жить счастливо”, не оправдалось. Открытый “ящик Пандоры” было уже не закрыть. Фактически, заполучив всю власть на местах и без всяких обязательств перед Союзным центром, республики, возглавляемые часто членами политбюро ЦК КПСС, ещё активней включились в процесс дезинтеграции СССР. Ещё грубее стали действовать различные “Народные фронты”, созданные ранее по указаниям из Центра в “лабораториях “Перестройки” национальных республик. Наступил коллапс в производстве, потреблении, управлении, обороне и в финансах.
Декабрь 1991 года начался со встречи первых лиц России, Украины и Белоруссии. Впервые взоры были обращены на важнейшее решение в жизни большой общей страны – на Договор о создании Союза Советских Социалистических Республик. Договор о его создании в декабре 1922 года подписала РСФСР, в состав которой на правах автономии входил Казахстан и будущие советские республики Средней Азии, а также Украинская ССР, Белорусская ССР и ЗСФСР (Закавказская Советская Федеративная Социалистическая Республика), включавшая тогда в себя всё многообразие Южного Кавказа. На момент саммита в белорусской глубинке ЗСФСР давно уже не существовала, а отдельные её крупные составные части находились в острой фазе противоречий как между собой, так и с Союзным центром, независимо от его идейных пристрастий. Это не позволяло добиться общей позиции закавказской стороны ни по одному, даже техническому, вопросу.
В этой связи три стороны Договора посчитали, что кворум есть, и отдали должное Союзу Советских Социалистических Республик: впервые за последние месяцы 1991 года был принят уважительный по отношению к общей стране и юридически осмысленный акт. Было принято решение о денонсации Договора о создании СССР 1922 года. Данное принципиальное решение юридически оформило сложившееся де-факто положение в стране. Это позволило, соответственно, перейти к следующему взаимоувязанному с денонсацией шагу: созданию Содружества Независимых Государств (СНГ) вместо СССР, но уже без трёх прибалтийских республик и Союзного центра, для решения огромного числа накопившихся к тому моменту, но неразрешённых проблем на качественно новой основе.
СНГ создавалось на сугубо государственной, внепартийной основе. Конечно, в конкретных условиях декабря 1991 года этот факт воспринимался многими очень болезненно как действие против КПСС и Союзного центра. Да, Центральный Комитет КПСС во главе с М. Горбачёвым оказался за бортом процесса принятия решений. Новое межгосударственное объединение формировалось как неидеологическое, что, в общем, нормально. Фактически произошло прощание с уникальной формой идеологического государства. КПСС собственно и “крыть” было нечем: кто мешал КПСС успешно управлять государством в предыдущие годы? Времени и возможностей было достаточно. А за провалы надо отвечать. Конечно, перестроечная КПСС существенно отличалась в лучшую сторону от своих более ранних вариантов. Но разделение КПСС на партийные массы и партийную номенклатуру никуда не делось. Следует учесть, что в СНГ вполне органично вписался ряд республик, руководителями которых остались бывшие члены бывшего Политбюро ЦК КПСС – высшего органа управления СССР – вместе со всей местной партийной номенклатурой.
Верховный Совет РСФСР 12 декабря 1991 года ратифицировал Соглашение об образовании Содружества Независимых Государств. С момента ратификации высшими представительными органами власти России, Украины и Белоруссии “Соглашения об образовании СНГ” Советский Союз как государство, созданное изначально на договорных началах, прекратил своё юридическое существование. Теперь Союз Советских Социалистических Республик стал историей, нашей общей историей. С этого момента юридически определено наличие отдельных государств на территории теперь уже бывшего СССР, но объединённых в Содружество, которое по учредительным документам централизовало ряд функций государств под общим началом. Это был первый шаг по сближению позиций, по формированию общего пространства. Фактически речь шла о восстановлении союзной формы взаимодействия республик, но без идеологического начала. Правда, в дальнейшем де-факто были нарушены почти все объединяющие начала, постулируемые в учредительных документах СНГ, что лишний раз показало чрезмерную весомость и инерцию деструктивных центробежных сил на пространстве бывшего СССР по сравнению с конструктивными силами эволюционного преобразования общей страны.
Взаимоотношения с республиками бывшей советской Прибалтики оказались не сформированными, а их подвешенное состояние сказалось крайне провокационно на становлении СНГ. Прибалтийские республики, не вступив даже формально в СНГ, хотя ради их привлечения в свой состав СНГ превратили в аморфную структуру, создали, тем самым, предпосылки иного способа разрешения конфликта интересов при дезинтеграции государства (СССР). В настоящее время на применении к себе качественно иной, чем участие страны в СНГ, модели разрешения проблем при наделении республики суверенитетом после выхода из СССР дополнительно появились ещё две претендентки: Грузия и Украина.
У России в настоящее время нет никаких веских причин для повторного вхождения в союз с бывшими советскими республиками, которым право на возможное объединение с Россией надо ещё доказывать её выгодой, лояльным и благожелательным отношением к России и населяющим её народам, право надо ещё реально заслужить. А вот решить вопросы разъединения и юридически корректно их оформить рано или поздно придётся. И для этого Россия обязана выполнить вполне определённую миссию: Россия обязана принять Государственные Акты о наделении бывших союзных республик СССР суверенитетом, так как России надлежит выполнить свою миссию в качестве как страны-продолжательницы СССР, так и страны-правопреемницы Российской империи и Российской республики, к которой перешли суверенные права Российской империи. Так или иначе, России предстоит юридически оформить и узаконить все перипетии со страной и её бывшими составными частями в XX веке (подробней в разделе “Государственные Акты России о наделении суверенитетом республик”).
Верховный Совет РСФСР, ратифицировав “Соглашение об образовании Содружества Независимых Государств” и констатировав прекращение действия союзного договора от 30 декабря 1922 года, отозвал своих представителей из Верховного Совета СССР 12 декабря 1991 года.
Верховный Совет СССР занял в отношении решений об образовании СНГ и денонсации СССР юридически неконструктивную позицию. Попытка непризнания высшими органами власти бывшего СССР новых реальностей была сполна использована руководством Казахстана. Перед Казахстаном встала дилемма: сохранить вековые узы с Россией или уйти в “свободное плавание”. Казахстанская элита выбор сделала в пользу второго варианта.
В результате чего 16 декабря 1991 года была принята декларация, провозглашающая независимость Казахстана. На момент принятия этого решения СССР уже не существовал де-юре, так что фактически речь шла об отсоединении Казахстана от России. В определённой мере решение Казахстана оказало поддержку тем силам, кто заявлял, что СССР существует, раз от него всё ещё отделяются. Существовал также партийный запрос на превращение России в уменьшенную копию СССР с сохранением всех его накопленных проблем.
Только 17 декабря 1991 года Совет Союза (одна из двух палат) Верховного Совета СССР заявил о прекращении своей работы, но не в связи с прекращением действия договора о создании СССР, а в связи с отсутствием кворума на своём заседании.
Президент СССР М. Горбачёв сложил с себя 25 декабря 1991 года полномочия Президента СССР, передав чемоданчик с “кнопкой” от ракетно-ядерного оружия и другие полномочия Президенту России Б. Ельцину.
На следующий день, 26 декабря 1991 года, другая палата Верховного Совета СССР – Совет Республик, на заседании которой также не было кворума, в составе лишь представителей от Казахстана и республик Средней Азии приняла декларацию № 142-Н “О прекращении существования СССР, ликвидации всех органов власти СССР, освобождении высших должностных лиц от занимаемых должностей и о самороспуске Верховного Совета СССР”.