Корпорация. Россия и КГБ во времена президента Путина - Фельштинский Юрий Георгиевич (прочитать книгу TXT) 📗
В 2003- 2004 гг., т. е. уже после вступления нового избирательного закона в силу -отказ в регистрации и снятие кандидатов с выборов были применены на выборах Государственного собрания (Курултая) Башкирии (март 2003), мэра Новороссийска (март 2003), Законодательного собрания Ростовской области (март 2003), мэра Норильска (апрель 2003), городской Думы Владивостока (июнь 2003), главы администрации Омской области (август-сентябрь 2003), президента Чечни (сентябрь-октябрь 2003), депутатов Государственной думы РФ (декабрь 2003), главы администрации Кировской области (декабрь 2003), повторных выборах мэра Ноябрьска (январь 2004), выборах губернатора Краснодарского края (март 2004), выборах мэра Владивостока (июль 2004), новых выборах президента Чечни (август 2004).
Кроме того, на выборах губернатора Санкт-Петербурга (сентябрь-октябрь 2003) была применена "мягкая" форма "башкирской технологии": безусловный фаворит избирателей, действующий губернатор Владимир Яковлев был предварительно фактически подкуплен должностью вице-премьера, чтобы сделать выборы практически безальтернативными и обеспечить переход власти во второй столице в руки личных друзей президента. Аналогичная "мягкая" форма была применена на повторных выборах мэра Ноябрьска (январь-февраль 2004 г.) и на выборах губернатора Воронежской области (март 2004 г.) - в обоих этих случаях потенциальных победителей убедили "добровольно" снять свои кандидатуры.
"Супербашкирское" избрание президента Чечни Ахмата Кадырова в октябре 2003 г. было к тому же дополнительно обеспечено тотальной и откровенной фальсификацией. Октябрьским выборам предшествовал референдум. 9 января 2003 г. избирком Чечни назначил на 23 марта референдум по "кадыровскому" проекту конституции Чечни в составе России. Референдум был успешно проведен, подавляющее большинство избирателей высказалось за новую конституцию Чечни, причем в голосовании приняло участия больше людей, чем довоенное число жителей республики. После убийства Кадырова-отца в мае 2004 г. столь же "супербашкирски" были организованы и выборы президента Алу Алханова.
Выборы городской Думы Владивостока в июне 2003 г., несмотря на отмену регистрации ряда оппозиционных кандидатов, дали победу оппозиции. Однако итоги выборов по двум округам, в которых победили неугодные местной власти кандидаты, были отменены судом по инициативе горизбиркома, лишив оппозиционный блок "Свобода и народовластие" завоеванного им большинства.
Что касается выборов Государственной думы в декабре 2003 г., то наиболее значимым политическим силам участвовать в этих выборах власть не препятствовала. И все-таки две оппозиционные партии - левая Национал-большевистская партия (НБП) Эдуарда Лимонова и правая "Либеральная Россия" Бориса Березовского - Ивана Рыбкина к участию в этих выборах не были допущены. Кроме того, десятки кандидатов в одномандатных округах были отстранены от выборов - большинство из них были противниками либо федеральной, либо местной власти, причем такими, которые имели серьезные шансы на победу над официальными кандидатами.
Наконец, только прямыми фальсификациями результатов волеизъявления избирателей было достигнуто пропутинское конституционное большинство в Государственной думе и только благодаря прямым фальсификациям лишились представительства в Госдуме либералы - по крайней мере одна из двух либеральных партий ("Яблоко" Григория Явлинского). Откровенно и нагло были фальсифицированы выборы президента Башкирии (декабрь 2003). На этом "силовом" фоне традиционная монополия кандидатов от бюрократии на государственном телевидении и другие относительно "честные" способы привлечения электората на сторону партии власти выглядят почти простительно.
Выборы губернаторовСаратовской области и Ханты-Мансийского автономного округа
26 марта 2000 г. одновременно с первыми выборами Путина проходили губернаторские выборы в нескольких регионах. Режиму "управляемой демократии" и "исполнительной вертикали" под эгидой и. о. президента было всего лишь несколько месяцев, но отработка его методов уже шла полным ходом. Главной задачей центральной и местной власти было избежать второго тура на президентских выборах - что и было достигнуто, хотя для этого пришлось прибегнуть к "корректировке" результатов примерно на 3-4%. Ряд местных губернаторов заодно предприняли меры для обеспечения и своего личного электорального будущего. Наиболее грубо и нечестно это было сделано в двух субъектах Федерации - в Саратовской области и в Ханты-Мансийском автономном округе.
В Саратовской области переизбирался на новый срок губернатор Дмитрий Аяцков. За пределами области Д. Аяцков известен, главным образом, предложением легализовать публичные дома, а также высказыванием, что ему настолько нравится Билл Клинтон, что он "искренно завидует" Монике Левински.
Серьезным соперником для действующего губернатора (на тот момент - члена федерального политсовета пропутинского движения "Единство") был лидер местных коммунистов Валерий Рашкин. Кроме левого и протестного электората за В. Рашкина была готова голосовать и значительная часть сосредоточенных в административном центре области либерально настроенных избирателей, уставших от авторитаризма и административных чудачеств губернатора. Местные бизнесмены (за исключением близко стоящих к администрации) тоже мечтали избавиться от Аяцкова и даже тайком оказывали коммунистическому кандидату финансовую помощь. Победа оппозиции вызывала сомнения только благодаря тому, что в Саратовской области давно отработана система "коррекции" выборов.
Однако, не полагаясь на одну только "коррекцию", команда губернатора предпочла избавиться от опасного соперника. В последний день решением областного избиркома В. Рашкину было отказано в регистрации его кандидатом в губернаторы под предлогом "значительного числа нарушений в подписных листах". Областной суд, а за ним и Верховный суд в Москве жалобу коммунистов отклонили.
Согласно официальным данным, Аяцков победил. "Против всех кандидатов" проголосовало, согласно официальным данным, около 20%, но, на самом деле, как свидетельствуют копии протоколов избирателей, значительно больше.
В Ханты- Мансийском автономном округе тамошний губернатор Александр Филипенко (блок "Отечество -Вся Россия") также предпочел подстраховать свое избрание снятием с дистанции основного конкурента - лидера Российской партии пенсионеров (РПП) бизнесмена Сергея Атрошенко. Основной идеей предвыборной программы С. Атрошенко было привлекательное предложение ввести в регионе именные свидетельства на получение каждым местным жителем определенной доли доходов от добытых на территории округа нефти и газа, прозванные "сертификатами счастья".
18 февраля 2000 г. кандидатура С. Атрошенко была зарегистрирована, но уже 9 марта 2000 г. регистрация была отменена из-за "нарушений правил расходования средств избирательного фонда", а также подкупа избирателей (обещание "сертификатов счастья").
В отсутствие реальных конкурентов 26 марта 2000 г. победил действующий губернатор.
Поскольку параллельно А. Филипенко в Ханты-Мансийском округе и особенно Д. Аяцков в Саратовской области делали максимум возможного для победы Владимира Путина на президентских выборах уже в первом туре, Кремль и Центризбирком на их ухищрения по собственному переизбранию смотрели сквозь пальцы, если не с одобрением.
Выборы главы администрации Курской области
Из доставшихся Путину в наследство от Ельцина региональных лидеров первой жертвой "управляемых выборов" стал глава администрации Курской области Александр Руцкой. В 1996 г., при Ельцине, Курский облизбирком тоже отказывал Руцкому (в то время одному из лидеров коммуно-"патриотической" оппозиции) в регистрации его кандидатуры на выборах главы обладминистрации, но после неудач с апелляцией в областном и Верховном судах Руцкой добился справедливости в президиуме Верховного суда, который обязал Курский облизбирком зарегистрировать его кандидатуру. В итоге Руцкой получил тогда 78,9% голосов избирателей.