Боги денег. Уолл-стрит и смерть Американского века - Энгдаль Уильям Ф. (читать книги без регистрации полные TXT) 📗
Богатейшие и влиятельнейшие люди вокруг Совета по международным отношениям и на Уолл-Стрит создали свою собственную глобальную «открытую дверь», или выражаясь словами Исайи Боумана «Большое пространство Америки». И они были готовы пройти маршем победителей в этой сложной геополитической игре, которая успешно породила Американский век Рокфеллеров и их промышленных союзников.
Самое циничное в том, что те же самые промышленники и авторы политики Совета по международным отношениям, которые тайно участвовали в подготовке Третьего Рейха к войне, после войны стали самыми активными борцами за «распространение демократии» и «американской свободы предпринимательства» по всему миру. Для них, как всегда, в этом не было ничего личного – только бизнес. Это стало рождением Американского века.
Глава 9
Конец Пакс Британика
«Тирании требуется большое пространство для своего существования; но для Свободы требуется и будет требоваться в дальнейшем гораздо больше жизненного пространства, нежели для Тирании».
Время поставить Британскую империю на место
Одним из наиболее значимых результатов Второй мировой войны стала частичная утрата политического влияния Британской империей, державой, которая была главенствующей в мире на протяжении последних 150 лет. С геополитической точки зрения обе мировые войны в период с 1914 по 1945 годы лучше всего могут быть объяснены, как сказал один британский историк,
«борьбой между Германией и США за британское наследие. И исход этой борьбы оставался неясным вплоть до окончания Второй мировой войны и безоговорочной капитуляции Германии». {531}
Наиболее влиятельные американцы и их представители в Вашингтоне, не теряя ни минуты, принялись реализовывать американские имперские амбиции. Война ещё не закончилась, а Вашингтон уже дал понять Черчиллю, что по окончанию войны не собирается признавать ранее сложившиеся сферы интересов и влияния, в особенности не потерпит главенства Британии в нефтяной сфере на Ближнем Востоке, не будет больше делиться атомными секретами и не собирается более предоставлять неограниченную помощь Британии по ленд-лизу. На деле, как только Трумэн стал президентом, он сразу же потребовал крупных уступок в обмен на послевоенную финансовую помощь своим бывшим союзникам.
В течение 1930?х годов британцам удалось создать свой собственный экономический блок – зону стерлинга, включавшую в себя торговую модель имперских преференций, дававшую преимущества странам Британской империи. Зона стерлинга – британские колонии и страны Содружества, включая Канаду, Австралию и Южную Африку – появилась после выхода Британии из золотого стандарта в 1931 году и позволила защитить экономику Британии от самых тяжёлых последствий экономической депрессии. {532} Черчилль не собирался так вот запросто согласиться на разрушение этой оборонной системы. Он вынудил Рузвельта подписать Атлантическую хартию [29] с существенно измененными положениями о свободном доступе к рынкам.
Однако с точки зрения Вашингтона, имперские преференции и зона стерлинга были просто неумелой попыткой Британии закрыть доступ товарам США внутрь страны. С этой точки зрения, Уолл-Стрит и американским корпорациям в послевоенном мире всё равно необходимо было силой получить свободный доступ к закрытым рынкам Британской империи. Общий объём продаж США и Британии далеко превышал половину объёма всей мировой торговли. Поэтому вполне понятно, что для выполнения задачи «открыть мировые рынки» Вашингтону абсолютно необходимо было уничтожить зону стерлинга, и это надо было сделать любой ценой. Постоянно расширявшие своё влияние члены Совета по международным отношениям и их сторонники в Вашингтоне вознамерились сделать послевоенный мир «Американским веком», точно так же, как предыдущее столетие было «Британским веком». {533}
Восход «Американского века»
После Второй мировой воны американские нефтяные магнаты стали гораздо могущественнее, чем раньше. В основном это было следствием опустошительной войны и стратегического ослабления основных конкурентов – британских и французских нефтяных компаний. И Вашингтон без колебаний воспользовался слабостью своих соперников.
После войны интересы Рокфеллеров сосредоточились на контроле поставок энергоресурсов для новой Американской империи. Их доверенные лица в группе «Изучение войны и мира» надёжно управляли политикой Госдепартамента США.
«Чейз банк» Дэвида Рокфеллера, продолжавший работать в оккупированном нацистами правительстве Виши Париже, в течение всей войны проводил финансовые операции для «И. Г. Фарбен» и других компаний Третьего Рейха. Нельсон Рокфеллер успешно управлял рузвельтовской политикой «добрососедства» в Латинской Америке, обновленной версией доктрины Монро о создании на все территории обеих Америк зоны, закрытой для влияния европейцев, открывая огромные рынки для нефтяных и горнодобывающих компаний, крупнейшие из которых принадлежали Рокфеллерам.
Усиливая эту и так уже впечатляющую и беспрецедентную монополию, президент Рузвельт сделал ещё один подарок нарождающейся империи Рокфеллеров – эксклюзивные права для нефтяных компаний Рокфеллеров на использование гигантских запасов нефти в Саудовской Аравии. Это был шаг, который на несколько последующих десятилетий определил всю политику США на Среднем Востоке.
В 1941 году, когда правительство США всё ещё официально соблюдало нейтралитет, Конгресс принял Закон о ленд-лизе. Согласно этому Закону, США были готовы оказывать помощь странам, благополучие которых было важно для безопасности США, то есть во имя «национальной безопасности». Несмотря на то, что в 1943 году Саудовская Аравия никоим образом не могла быть сколько-нибудь значима для безопасности США, этот закон был применён, чтобы облегчить компаниям Рокфеллера доступ к обширным нетронутым нефтяным богатствам пустынного королевства.
Посредником в этом деле стал Гарольд Л. Икес. Он был близким помощником Рузвельта и одновременно хорошим знакомым семьи Рокфеллеров. С 1930?х годов Икес был частым гостем в частном владении Рокфеллеров в Покантико Хилз, штат Нью-Йорк, – привилегия, дарованная очень немногим. {534}
Икес был министром внутренних дел при Рузвельте в течение 13?ти лет, а с 1941 года он стал координатором по энергоносителям в Агентстве национальной безопасности. (В годы Великой Депрессии он также работал для Рузвельта в должности главы Администрации общественных работ в рамках провозглашённого «Нового курса», перенаправляя миллиарды долларов, полученных от налогоплательщиков, частным промышленным компаниям).
Группа компаний «Стандарт Ойл» и зависимая от неё «Арамко» в Саудовской Аравии при помощи Икеса в 1943 году убедили Рузвельта предоставить им щедрую помощь по договору ленд-лиза, и впервые правительство США приняло участие в делах этой ближневосточной страны.
Договоренности должны были создать возможность привлечения правительства США для защиты частных интересов «Арамко», «Арабо-американской нефтяной компании», консорциума компаний Рокфеллеров во главе со «Стандарт Ойл оф Калифорния» («Шеврон»), которые с 1930?х годов боролись за полный контроль над саудовской нефтью. {535}
29
Атлантическая хартия – один из основных программных документов антигитлеровской коалиции. Обсуждалась и была принята на Атлантической конференции «Riviera» британским премьером У. Черчиллем и президентом США Ф.Д. Рузвельтом, на военно-морской базе Арджентия в Ньюфаундленде, о чём было заявлено 14 августа 1941. Позже, 24 сентября 1941 г., к хартии присоединился и СССР. Атлантическая хартия была призвана определить устройство мира после победы союзников во Второй мировой войне, несмотря на то, что Соединённые Штаты в войну ещё не вступили.