Годы без Ленина (1924 – 1990) - Александров Георгий Федорович (читать книги полностью без сокращений .TXT) 📗
Эта постановка задачи гарантирует социал-демократию от тех недостатков, от которых так часто страдают группы социалистов, – от догматизма и сектаторства» (Ленин, т. I, стр. 192, изд. 3-е).
Товарищи, это было написано в одной из первых работ Ленина «Что такое друзья народа?». Мы видим здесь классическую характеристику соотношения между теоретической и практической работой, и это соотношение мы можем с полной отчетливостью наблюдать у Ленина.
Возьмите его работы об империализме, относительно тактики и стратегии в буржуазно-демократической революции, тактики и стратегии пролетарской революции. Все это крупнейшие проблемы, которые выдвинул и разработал Владимир Ильич Ленин в связи с революционным движением, в связи с той борьбой, которую вела партия.
В Ленине мы видим изумительный образец сочетания теоретика и величайшего организатора, ибо он разработал эти вопросы, исходя из практики революционного движения. Он вместе с тем умел пропагандировать, как никто, разъяснять все вопросы широким массам трудящихся.
Марксизм, учил Ленин, не догма, марксизм не есть нечто мертвое и застывшее, он развивается в связи с опытом движения рабочих всех стран, на основе этого опыта. Естественно, что период борьбы нашей партии со времени смерти Ленина, ознаменовавшийся крупнейшими успехами в строительстве социализма, принес нам и новые завоевания и в области марксистско-ленинской теории.
Целый ряд вопросов, которые разработаны за время этой пятилетки, являются не только крупнейшими практическими фактами, но являются вместе с тем и крупнейшими теоретическими фактами.
Возьмите такие вопросы, как вопросы социалистической индустриализации, которые имеют такое значение в деле построения фундамента социалистической экономики и переделки экономики сельского хозяйства. Это крупнейшие практические факты не только для нашей страны, но и для всего международного рабочего движения, и это вместе с тем крупнейший теоретический факт, который войдет в сокровищницу марксистско-ленинской теории и будет служить трудящимся массам другой страны на другой день после совершения пролетарской революции.
Возьмите такой вопрос, как вопрос производственной смычки, который разработан в настоящее время нашей партией после смерти Ленина и который является не только практическим, но и теоретическим завоеванием.
Возьмите такой вопрос, как вопрос перехода к коллективному хозяйству. У Ленина мы имеем основные исходные позиции. Как это должно было сложиться на практике, какую форму здесь нужно было выбрать – это мы узнали только теперь. Мы проверили на основе опыта колхозную форму движения, и она несомненно является и крупнейшим фактом с точки зрения революционной теории.
Вопросы советской торговли без спекулянтов, без торговцев, без капиталистов – точно так же огромная практическая мера и вместе с тем крупнейший результат с точки зрения революционной теории, ибо она показывает те методы, те формы распределения, какие революционный пролетариат устанавливает на известной ступени перехода к социализму.
Возьмите вопрос ликвидации кулачества как класса, вопрос организации Союза советских социалистических республик как прообраза мирового союза советских социалистических республик. Все эти вопросы, товарищи, имеют не только крупнейшее практическое значение в деле борьбы рабочего класса за социализм, но они представляют собой огромный вклад в международную революционную теорию, в международный опыт борьбы рабочего класса, вклад, который несомненно поможет рабочему классу других стран легче совершать социалистическую революцию и наметить правильные основы в своей политике с гораздо меньшими трудностями, чем это пришлось делать нам, начинавшим дело пролетарской революции в труднейших условиях и в труднейшей обстановке.
Я хотел бы для того, чтобы отметить это ленинское сочетание теории и практики, осуществляемое ленинским руководством нашей партии, показать вам один факт.
Возьмите факт организации машинно-тракторных станций. Как началось дело? Дело началось с того, что на Украине, в Одесщине появилась эта первая машинно-тракторная станция, первый, так сказать, очажок. Легко было пройти мимо этого дела. А вышло так, что мы сейчас имеем МТС как массовую форму, которой партия в настоящее время придает величайшее значение. Почему это получилось? Потому, что наша партия, вооруженная марксистско-ленинской теорией, увидела и вовремя учла, какое значение имеет это небольшое событие – организация машинно-тракторной станции.
Партия, исходя из марксистско-ленинского анализа, сумела поднять этот единичной факт организации машинно-тракторной станции на величайшую высоту, сделав его мощным рычагом социалистической перестройки сельского хозяйства.
Эти машинно-тракторные станции превратились сейчас с точки зрения международного опыта, с точки зрения международного революционного движения в один из тех рычагов, которыми должна располагать пролетарская диктатура для того, чтобы вести вперед социалистическую переделку сельского хозяйства.
Товарищи, огромная заслуга в этом великом деле принадлежит т. Сталину. (Аплодисменты.) Тов. Сталин разработал вопросы индустриализации Советской страны. Тов. Сталин поставил вопрос о ликвидации кулачества как класса. По инициативе тов. Сталина поставлен вопрос о машинно-тракторных станциях. Тов. Сталин точно так же развил ленинское учение о смычке, поставив вопрос относительно производственной смычки с крестьянским хозяйством. Тов. Сталин развил положение Ленина относительно победы социализма в нашей стране.
В результате мы имеем такое положение, что наша партия практически доказала возможность построения и победы социализма в одной стране. И все это имеет не только частное значение, значение не только для нашей страны. Вся эта сумма мер имеет огромнейшее значение для пролетариев всех стран, потому что эти меры означают методы, формы и пути построения коммунистического общества.
Вот почему в сознании нашей партии имя т. Сталина стоит теперь в ряду имен великих основоположников научного социализма! (Бурные аплодисменты.)
Товарищи, мы должны отметить сегодня, что ленинская партия с честью выдержала все испытания и атаки со стороны врагов, что она с честью вела и ведет трудящихся по трудному, героическому пути строительства социализма, что она оказалась достойной звания своего великого вождя и учителя.
Как величайшее достижение нашей партии мы должны отметить сегодня ее монолитность, что в партии нет сколько-нибудь значительной группки или фракции, которая могла бы выступать против ленинской линии партии.
Наша партия крепка, монолитна, как никогда до сих пор. В чем же дело? В чем секрет этого положения? Ленин говорил о дисциплине, о сплоченности нашей партии. Чем же эта дисциплина, сплоченность держится? Он говорил:
«…чем держится дисциплина революционной партии пролетариата? чем она проверяется? чем подкрепляется? Во-первых, сознательностью пролетарского авангарда и его преданностью революции, его выдержкой, самопожертвованием, героизмом. Во-вторых, его уменьем связаться, сблизиться, до известной степени, если хотите, слиться с самой широкой массой трудящихся, в первую голову пролетарской, но также и с не пролетарской трудящейся массой. В-третьих, правильностью политического руководства, осуществляемого этим авангардом, правильностью его политической стратегии и тактики, при условии, чтобы самые широкие массы собственным опытом убедились в этой правильности. Без этих условий дисциплина в революционной партии, действительно способной быть партией передового класса, умеющего свергнуть буржуазию и преобразовать все общество, не осуществима. Без этих условий попытки создать дисциплину неминуемо превращаются в пустышку, во фразу, в кривлянье. А эти условия, с другой стороны, не могут возникнуть сразу. Они вырабатываются лишь долгим трудом, тяжелым опытом; их выработка облегчается лишь правильной революционной теорией, которая, в свою очередь, не является догмой, а окончательно складывается лишь в тесной связи с практикой действительно массового и действительно революционного движения» (Ленин, т. XXV, стр. 174, изд. 3-е).