«Код Путина» - Калашников Максим (бесплатная регистрация книга txt) 📗
– Сегодня налицо острейшая проблема в деле подбора кадров. В Советском Союзе руководители ВПК проходили отличную школу. Например, ваш покорный слуга, прежде чем стать директором Воронежского механического, поднялся по нескольким ступеням «посвящения» и отбора. Словно по воле неведомых сил, раз в пять лет судьба моя менялась. Стал хорошим рядовым инженером-конструктором, перебросили на более сложную работу — компоновку. Добился успеха на этом поприще — послали руководить в Пермь, внедрять в производство новый двигатель. Посмотрели: в длительной командировке с делом справился, не спился, может принимать решения. Поставили начальником конструкторского комплекса — проектировать совершенно новый водородный двигатель. Ну, за пять лет спроектировали мы его, защитил я диссертацию. И тут же мне заявили: «Ты проектировал? Ты и будешь заниматься испытаниями нового двигателя! Нет испытательной базы? Вот ты ее и построишь!» Пришлось мне стать заместителем главного конструктора по испытательным работам и мотаться по полигонам. Вроде осилил и это. Тут же меня берут за шиворот и везут к министру, где говорят: «Нарисовал двигатель, испытал — а кто его серийно выпускать будет? Ступай-ка на пост директора завода! Не сможешь поставить производство — жаловаться будешь лишь на самого себя!» Так я и стал во главе огромного предприятия.
Я этот пример привел не для хвастовства, а для того, чтобы продемонстрировать работу системы по отбору кадров. В ней пробивались наверх только те, кто подтвердил свои способности делом. В наши дни такой системы нет. Кто у нас еще недавно проектировал будущее всего ВПК и вырабатывал промышленную политику? Илья Клебанов, бывший руководитель побочного производства на Ленинградском оптико-механическом объединении. Комментарии, как говорится, излишни. Сплошь да рядом у нас выносит на самый верх вчерашних завлабов. Неважных по качеству…
Ни путинские «спецы», ни, тем более, путинско-чубайсоидные либеральные экономисты в правительстве не обладают знаниями и умениями квалифицированных управленцев и предпринимателей. Мало овладеть собственностью – ею нужно еще и грамотно «рулить». Если сегодня просто отобрать у олигархов собственность и посадить в управляющие кресла чиновников, Россию ожидает катастрофа.
Почему? Потому что сейчас нет критериев отличия эффективного управленца от плохого! Недокапитализация страны неописуема. Наши изношенные, устаревшие, работающие в четверть мощности предприятия по мировым меркам стоят гроши, их капитализация (стоимость акций на бирже) иной раз не в ноль, а в минус выходит. В современном мире эффективность исчисляется ростом стоимости актива, которым вы управляете. Если речь идет о «нефтянке» или электричестве, то она в России зависит от объемов, которыми государство разрешило торговать на западном рынке. Остальное стоимости просто не имеет. Если же это не энергоресурсы, а гайки, то ситуация еще хуже: там часто работают в убыток, и о капитализации вообще говорить не приходится. Государство, сажая в кресло управляющего компанией своего представителя, не может оценить его эффективную работу, потому что капитализацию пришлось бы считать от нуля. И вот, занимая место временно (до очередной административной реформы), сидит чиновник себе на финансовом потоке – и гонит продукцию любой ценой, не заботясь об обновлении оборудования. Главное – побольше денег «увести» и поделиться, с кем надо. И так – до полного развала предприятия. А теперь представьте себе, что в рамках путинского «укрепления государства» и полного провала кадровой политики таких управляющих насажают сотнями и тысячами. Что будет со страной?
В 1990-е годы признаком ума была способность схватить то, что лежало вокруг. А в 2000-е годы ум – это умение управлять собственностью. Однако настоящих управленцев в России катастрофически не хватает. А те, что есть, могут попасть под жернова «укрепления государства». И тогда лучшая собственность уйдет туда, где больше профессионализма и денег – на Запад. Этот процесс уже идет полным ходом – то в виде бегства капиталов за рубеж, то в форме скупки лучших компаний страны транснациональными корпорациями.
Путин, придя к власти, за все годы своего правления так и не смог построить систему поиска, отбора и выдвижения кадров. Вернее, даже не пытался этого сделать. Он не предпринял ни одной попытки наладить обучение хороших, верных себе управленцев-менеджеров.
А это значит, что кадровый коллапс «Путин Инк» обеспечен.
Пуля из дерьма: «укрепление государства» по ВВП
Путин пришел под знаменем «укрепления государства». Но именно это «укрепление», читатель, его и погубит.
Из дерьма, как гласит грубоватая солдатская поговорка, получается плохая пуля. Из того человеческого материала, доставшегося Путину, выходит скверное государство. Поглядите на стаи крыс-чиновников, берущих налево и направо. На мордатых прокуроров и дебиловатых «стражей порядка», для коих давным-давно один закон – деньги. На спецслужбы и администрацию президента, превратившихся в черт знает что. На легионы чиновников-мздоимцев в министерствах, департаментах и администрациях всех уровней – от столицы до захудалого уездного городишка. Можно ли соорудить из такого крепкое государство, не применяя репрессий и кадровых чисток? А ведь Путин именно так и поступает. За все свое правление мы не увидели ни одной показательной расправы с заворовавшимся генералом или мерзавцем-министром. Показательно посаженный вице-губернаторишко из несчастной Корякии, укравший два миллиона долларов – не в счет. Вы мне покажите хотя бы одного, кто ответил бы за исчезновение миллиардов долларов в девяностые! Все крупные бандиты из чиновничьей «элиты» остались неприкосновенными. Один только Ходор крайним оказался.
Для меня олицетворением «усиленной державности» при Путине служит один убийственный пример. В августе 2004-го в воздухе взорвались два пассажирских лайнера, на которые проникли чеченки-смертницы. Погибло почти девяносто душ. Так вот: эти похожие на черных ворон дамы со пластидом на теле благополучно вылетели из Махачкалы в Москву. Их проверяли люди в милицейских мундирах в махачкалинском аэропорту. Их проверили по прилету в Домодедово столичные «серые голуби» – и тоже ничего не обнаружили. В аэропорту женщины-бомбы, сунув на лапу кому надо, смогли купить билеты на нужные рейсы в Сочи и Сталинград. И снова прошли контроль перед посадкой в самолет – через руки людей в мундирах с двуглавыми орлами и бело-сине-красными шевронами. Опять те не нашли у них взрывчатки…