СССР – Канада. Записки последнего советского посла - Родионов Алексей Алексеевич (электронные книги без регистрации txt) 📗
Ганс Беч отправлен на пенсию, которая определена в 1500 западнонемецких марок. Спросил Кавейна, какую пенсию будет получать посол ФРГ в Оттаве, который в январе 1991 года уходит в отставку. Послы ФРГ, уходя в отставку, сказал Кавейн, получают пенсию 5–6 тыс. марок.
Далее Кавейн говорил о том, что он сильно беспокоится о своей стране — ГДР. Ведь люди у него дома так беззащитны! По его мнению, многие в Восточной Европе сейчас опьянены ощущением свободы. А ведь скоро неизбежно наступит похмелье. Что бы ни говорили, что бы ни писали, что бы ни доказывали, а капиталистический «рай» — общество очень жестокое, с зоологическим индивидуализмом, и социализм, со всеми его недостатками, просто «детский сад» по сравнению с капитализмом. И особенно неуютным западный образ жизни будет тем, кто десятки лет прожил при социализме. «Люди ГДР, как и других социалистических стран, в социальном плане были самые защищенные».
Спросил Кавейна, не нужна ли ему какая-либо помощь в связи с отъездом. Поблагодарив, он ответил, что транспорт ему предоставляет посольство ФРГ. Добавил, что те немцы, не скрывая, ведут себя весьма высокомерно.
Провинция Альберта
Альберта была первой провинцией, которую я посетил после вручения Верительных грамот, став Чрезвычайным и Полномочным Послом СССР в Канаде. Руководству провинции этот мой жест очень даже импонировал.
Альберта — развитая в социально-экономическом отношении провинция Канады, и с ней у Советского Союза наиболее прочные двусторонние связи. Советский Союз и Альберта создали совместное предприятие по производству гусеничных снегоболотоходов для работы в экстремальных природных условиях. Из СССР в Альберту поставляется нефтегазовое оборудование, в частности, трубобуровые установки для Крайнего Севера. В Альберте мы закупаем пшеницу. Руководство провинции проявляет большой интерес к развитию двусторонних отношений с нашей страной.
Главное богатство провинции — нефть. Именно она дала ей возможность быстро вырваться вперед в социально-экономическом развитии. В провинции добывается более 85 % канадской нефти и природного газа, 40 % каменного угля.
По климатическим условиям Альберта один к одному напоминает Сибирь. Климат континентальный, зима холодная, сухая, солнечная. Лето теплое, довольно влажное. Большое значение в провинции придается развитию сельского хозяйства. Именно оно сыграло главную роль в первоначальном освоении территории Альберты. Общая площадь используемых здесь земель достигает 20 млн. гектаров — 30 % всех сельскохозяйственных угодий Канады. Здесь производится более 20 % твердых сортов пшеницы.
Город Эдмонтон — столица Альберты благоустроенный, красивый. Мой первый визит в Эдмонтон состоялся зимой. На меня произвел огромное впечатление недавно построенный универмаг. На улице мороз 40 градусов. Мы заходим в универмаг. Раздеваемся и идем по длинной аллее вдоль пальм и фонтанов. Это весьма впечатляет. Чтобы обойти универмаг, нигде не останавливаясь, потребуется не меньше часа. По пути обязательно встретишь бассейн. Он построен архитектурно совершенно по-другому, чем мы представляем обычный бассейн. Это — аквапарк, где имеется песчаный пляж, там можно позагорать, где есть масса различных аттракционов. Вода поступает из больших резиновых труб. Так же в бассейн попадают люди.
Стоит пройти метров сто, столкнешься с грандиозным хоккейным полем, где уже идет ледовое сражение. Матч наблюдают сотни болельщиков. Но, пожалуй, самым привлекательным местом является детская площадка с множеством аттракционов. Она собирает, кажется, всю детвору города. Мы провели в универмаге несколько часов. Нам предлагают пообедать и задают вопрос: какая пища вам больше нравится — японская, итальянская, китайская, европейская? В зависимости от этого рекомендуется ресторан. В универмаге можно приобрести любую покупку.
Премьер провинции Дон Локхид, человек внешне флегматичный, но очень приветливый, с увлечением рассказывает о развитии провинции, ее столицы. Мне много внимания уделил Хорст Шмидт — министр международной торговли, человек энергичный, умеющий сразу же находить с людьми контакты, внимательный собеседник.
Пожалуй, нельзя не упомянуть еще об одной детали, характерной для Альберты. Последняя моя поездка в Эдмонтон состоялась в июле 1990 года. В этом месяце жители Эдмонтона справляют праздник города — «клондайкские дни». Они продолжаются больше недели. Во дворце состоялась торжественная встреча почетных гостей. Каждого из них представили многочисленной публике. На этой встрече мне предоставили слово, и я выступал с речью. Потом состоялся осмотр содержательной выставки, закончившийся большим приемом. Правительство Оттавы на этом празднике представлял Дональд Ф. Мазанковски — заместитель премьер-министра, председатель Тайного Совета, лидер правительственного большинства в палате общин. Молодой, высокий, красивый.
Непременная часть праздника — жители облачаются в костюмы начала ХХ столетия, танцуют, развлекаются в салунах, моют золотоносный песок в ручьях. Поздно вечером состоялся праздничный обед с речами, тостами, выступлениями артистов.
Самый большой город после Эдмонтона в Альберте — Калгари. В 1988 году там состоялась зимняя Олимпиада, на которой я был почетным гостем. То, что мне удалось наблюдать в течение нескольких дней, оставило неизгладимое впечатление. Молодежь всего мира демонстрировала спортивное мастерство. Перед открытием Олимпиады оказалось, что нет снега. Катастрофа! Что делать? Однако из положения вышли. Снег привезли с гор. Олимпиада состоялась. Открытие праздника проходило на стадионе. Мороз под 30 градусов. Всем выдали белые халаты. С интересом смотрю сейчас на фотографию: снега нет, а кругом сплошная белизна. Под звуки марша начался парад участников Олимпиады. Он длился больше часа. Организаторы соревнований продумали все до мелочей. Кто не мог выдержать мороза, заходили в обширный холл, где можно было отогреться, выпить чашку чая, кофе, съесть бутерброд.
Весь город, каждый его житель жили в эти дни заботой об Олимпиаде. Одна деталь: за мной была закреплена машина. По первой просьбе она была со мной. Но как я узнал позднее, машина принадлежала частному лицу, и за рулем ее был полковник канадской армии в отставке.
После торжественной церемонии начались соревнования. На игре между хоккеистами Канады и СССР я сидел рядом с генерал-губернатором Ж. Сове. Как бы я ни болел за свою команду, я вынужден был строго придерживаться правил дипломатического этикета.
Канада — родина хоккея. Первый матч был проведен в Монреале в начале 90-х в XIX веке. А вскоре генерал-губернатор Канады лорд Стэнли учредил Кубок для лучшей канадской команды. До 1910 года этот приз — он стал называться Кубком Стэнли — разыгрывали как любители, так и профессионалы. В 1917 году была образована Национальная хоккейная лига (НХЛ), объединившая все канадские профессиональные команды. А еще через семь лет, в 1924 году, к канадцам в НХЛ присоединилась и первая американская команда из Бостона.
Хоккей — национальная игра канадцев. Ее любят все, играют в хоккей и дети, и взрослые. Каждый город Канады располагает великолепной спортивной ареной, где и проходят хоккейные матчи. Мне приходилось бывать на многих из них и в столице, и в провинциях. Это великолепное, захватывающее зрелище. Поэтому на хоккейный матч в Канаде попасть не так просто, все билеты продаются заранее. Их посещают премьеры, мэры, министры.
Канадцы знают всех своих игроков, гордятся звездами хоккея. Их фаворитом на протяжении более полутора десятков лет является лучший форвард Уэйн Гретцки, который забил в ворота противника наибольшее количество шайб. Гретцки — выдающийся хоккеист, великолепный спортсмен. Я знаю его лично. Это красивый, скромный, вежливый, высокой культуры, опытный профессионал — одним словом, настоящий мужчина. Я не знаю случая, чтобы за грубость или нарушение правил игры его удаляли с поля. Он никогда не участвует в потасовках или в кулачных боях, что нередко случается в ходе хоккейных соревнований.