СССР – Канада. Записки последнего советского посла - Родионов Алексей Алексеевич (электронные книги без регистрации txt) 📗
Федеральному правительству подведомственны министерства обороны, иностранных дел, финансов, транспорта, связи, прямого налогообложения.
Правительства провинций располагают значительной автономией в области образования, здравоохранения, судоустройства, трудового законодательства, косвенного налогообложения. В ведении провинций находится эксплуатация минеральных и других природных ресурсов.
За 7 лет пребывания в Канаде я посетил все провинции и смог убедиться в самобытности каждой из них. Индустриальным ядром страны служат две центральные провинции — Онтарио и Квебек, дающие до 80 % продукции обрабатывающей промышленности. В то же время более половины сельскохозяйственной продукции и основную часть зерна дают три степные провинции — Манитоба, Альберта, Саскачеван. Альберта является также главной кладовой топливно-энергетических ресурсов. В провинции добывается около четырех пятых всей нефти Канады и широко представлена нефтехимическая промышленность. Самая западная провинция Британская Колумбия, расположившаяся на побережье Тихого океана, является центром лесопромышленного комплекса страны.
Две федеральные территории — Северо-Западная и Юкон, занимающие огромные малозаселенные пространства к северу от 60-й параллели, располагают весьма ограниченными территориальными полномочиями по сравнению с провинциями.
Не все канадские регионы одинаково богаты, и то, что позволяет себе богатая Альберта, не по средствам бедному Ньюфаундленду или не слишком обеспеченному Квебеку. На этот случай в Канаде есть отработанный механизм. Суть его — в компенсации за счет федерального бюджета, с учетом разницы между уровнем жизни в том или ином регионе и уровнем среднеканадским. Для исчисления такой разницы берется средний по Канаде объем валового национального продукта на душу населения и из него вычитается объем ВНП на душу населения в том или ином регионе, а разница умножается на число душ в регионе. Получившаяся сумма и есть тот объем дотаций, который причитается региону для выравнивания уровня социальной инфраструктуры.
В Канаде нет споров по поводу того, сколько получает тот или иной регион из федерального бюджета, или просьб с мест о дотациях. Бюджет государства является законом. Четко определены правила, по которым формируются бюджеты всех уровней — федеральный, провинциальные и местные.
Система сборов налога в стране консолидирована — все налоги собирает общее для всех уровней власти налоговое ведомство. Собранные средства распределяются по разным адресам. Подоходные налоги граждан идут в федеральный бюджет на финансирование федеральных программ и расходов. Налоги же на недвижимость полностью поступают в местные бюджеты. Если бы провинциальные власти попытались увеличить налоговый пресс, владельцы недвижимости начали бы распродавать ее и перебираться в другие районы.
Основной местный налог — налог на недра. Он достигает 16 %, и может быть меньше. Но больше не разрешается. Меньше — если владелец природных богатств заинтересован в том, чтобы привлечь к себе добывающие компании или инвесторов. Имеются также и виды налогов, которые распределяются между федеральными и провинциальными органами. Это, например, налог на покупки и услуги, составляющий 15 %. Из них 8 % отчисляется федеративному государству и 7 % — провинциям, на территории которых осуществлены данные операции.
Канаде особую прелесть пейзажа придает осенний, неописуемой красоты, кленовый лист. Поэтому ее и называют Страной кленового листа, который отображен на ее государственном флаге.
Нация иммигрантов
Послевоенная волна иммиграции принесла в Канаду более пяти миллионов человек и значительно изменила политические, социальные и культурные особенности нации. Пришельцы превратили Канаду из страны, в которой преобладали британские традиции, в космополитическое сообщество. По данным национальной статистики, один из каждых шести жителей родился за пределами Канады, а родной язык каждого третьего — не английский и не французский. Но иммигранты не только принесли с собой иную культуру и незнакомые языки, но и активно участвовали в создании облика нации как в экономической, так и в политической сферах, обретая в последней все большее влияние.
В усыновившей их стране они строили содержательную и насыщенную жизнь. В университетах произведения таких современных канадских писателей, как Майкл Ондатье (из Шри-Ланки) и Нейл Биссунда (из Тринидада), включены в учебные программы наряду с Шекспиром и Мольером. В предпринимательскую элиту, когда-то целиком состоявшую из шотландцев и англосаксов, теперь входит торонтское семейство Рейхманов, упорных венгерских евреев, создавших крупнейшую компанию по операциям с недвижимостью и в сфере энергетики, а также Питер Бентли, австрийский иммигрант, президент корпорации «Канадиен форест продактс». В верхние эшелоны политической власти попали члены парламента Серджио Марки, переселенец из Аргентины; Винсент дела Ночи, выходец из Италии, а также министр снабжения и обеспечения Отто Джелинек, родившийся в Чехословакии. В последнее время в избирательных кампаниях Либеральной партии участвуют выходцы из Индии, в частности, сикхи.
Первого июля, когда над Парламентским холмом взлетают огни фейерверка, страна отмечает, возможно, единственный праздник, который объединяет всех ее жителей, — День Канады. Более 80 этнических групп живут здесь, в стране иммигрантов.
Иммиграционная политика являет собой смесь идеализма и расчетливого эгоизма. В 1947 году тогдашний премьер-министр Маккензи Кинг предложил увязать иммиграционные квоты с темпами роста безработицы и национального дохода. В результате благодаря европейским переселенцам Канада сумела решить проблему послевоенной нехватки рабочей силы, вызванной быстрым экономическим подъемом. Если у прибывающих людей не оказывалось здесь близких родственников, которые помогли бы устроиться, им приходилось наниматься на тяжелые работы в рудниках, на лесопилках, на фермах. Промышленные компании вычитали стоимость питания и транспортные расходы из заработной платы иммигрантов. Но если они проработали по крайней мере 10 месяцев, то получали компенсацию.
Вместе с тем, в ходе реализации политики федерального правительства, провозглашенной в 1947 году, Кинг продолжал проводить в жизнь неофициальную программу «только белые», начатую еще в 1885 году, когда Оттава ввела въездной налог в размере 50 долларов (в 1903-м он был повышен до 500 долларов) с каждого иммигранта из Китая. Но при этом премьер отменил ряд дискриминационных предписаний, в частности, требование о том, что выходцы из Азии имели при себе не менее 200 долларов. Однако тут же объявил, что не допустит большого числа переселенцев с небелым цветом кожи. Так, в 1959 году в Канаду приехали 106 928 человек, в том числе из Вест-Индии допустили лишь 200. Ими оказались преимущественно женщины, согласившиеся стать домработницами.
Творцы политики считали выходцев из Великобритании, Ирландии, Франции и стран Северной Европы «сливками потока». Профессор Торонтского университета Харни не без сарказма подытожил действия иммиграционных властей: «Они стремились заполучить главным образом блондинов, протестантов, североевропейцев и выражали свою позицию следующим образом: «Мы можем пустить сюда людей нашей породы, мы можем заставить их собирать сахарную свеклу и превратить в рабов, мы можем назвать себя великой нацией, потому что способны спасти их от тяжких условий жизни в Западной Европе».
В 50—60-х годах значительно возросло число иммигрантов из стран Южной Европы — Италии, Греции, Португалии. Канада переживала бурный расцвет, а соблазн заполучить твердую валюту за напряженный труд был поистине велик. К 1981 году сюда переехали полмиллиона итальянцев, причем три четверти из них оказались на тяжелой физической работе.
Расовые ограничения стали уменьшаться лишь с 1967 года, когда была введена так называемая зачетная система: выходцы из других стран получали «очки» за знание английского и французского языков, образование и владение техническими специальностями. Закон стал мало «восприимчив» к цвету кожи; иммигранты со всего света могли состязаться на равных. Статистика фиксировала значительные перемены: между 1956 и 1962 годами 92 % переселенцев составили граждане Соединенных Штатов и европейских стран; между 1977 и 1984 годами из этих двух регионов прибыли только 40 % всех иммигрантов. Но, как и раньше, люди, избиравшие Канаду местом осуществления своих замыслов и мечтаний, должны были довольствоваться вначале черным трудом.