ГЕОПОЛИТИКА и ФИНАНСЫ. Генезис экономической стратегии - Михайлов Александр (книги бесплатно без регистрации TXT) 📗
Нет оснований полагать, что президент США свои 14 пунктов основывал на программе большевиков. А вот тот факт, что программные установки большевиков в России, а главное, их действия, особенно в первые месяцы после событий 7–8 ноября 1917 года, находились в полном соответствии с целями США, не оспорить. Более того, в своей речи 8 января 1918 года перед Конгрессом США Вудро Вильсон специально делает “реверанс” в сторону большевиков: США за “радушный приём России в сообщество свободных наций при том образе правления, который она (Россия) сама себе желает”. То есть, большевикам на высшем уровне был дан карт-бланш.
В такой связи объяснимы поспешные действия большевиков по публикации секретных договоров России, по заключению Брестского мирного договора с Германией и её союзниками (переговоры начались уже 2 декабря 1917 года), что позволило, в результате политики большевиков, германской армии оккупировать большие территории Украины, Белоруссии, Прибалтики. Исходя из доктрины президента США Вудро Вильсона, оккупированные территории после прекращения войны освобождались от чужих армий, а населению данных территорий (например, будущей Латвии, будущей Литвы) предоставлялось право “самостоятельно” определить свой новый политический статус. То есть, чем больше территорий будет оккупировано Германией, судьба которой уже была предопределена, тем больше территорий потеряет Россия. Даже насилие в России, развязанное большевиками, и разруха вполне уместны с точки зрения стратегии США: кто же захочет вернуться в состав Российского государства, когда в нём творятся ужасы гражданской войны, экспроприация собственности и насилие? Всё работало на план нового миропорядка президента США В. Вильсона. Дополнительно отметим: борясь с секретными договорённостями между собой европейских держав, В. Вильсон сам широко пользовался секретными переговорами со своими партнёрами.
Прошло больше века с момента начала формирования Американского мира – мира по-американски и в интересах США. Pax Americana состоялся. Большевики в России в ходе реализации американской доктрины стали лишь эпизодом в глобальной стратегии США. Успех США был основан на их экономической мощи, в том числе крепкой валюте – долларе, на военной силе США и на ослаблении потенциала конкурентов.
Большевики, со своей стороны, цинично встроились в доминирующий тренд в мировой политике и максимально поспособствовали успеху США в достижении их целей, чтобы удержать власть за собой в России при негласном одобрении США. Всё было исполнено за счёт интересов России как государства и ценой огромных жертв её народов, в первую очередь русского народа.
Не все свои цели по итогам Первой Мировой войны США смогли достичь с помощью заключения системы мирных договоров 1919–1920 годов. “Если Версальская система мира останется без гарантий США, то вскоре разразится следующая мировая война” – так сформулировал перспективу в международных отношениях президент Вудро Вильсон. Конгресс США не ратифицировал систему мирных договоров. Дальнейший ход истории всем печально известен.
Двадцать восьмой президент США демократ Томас Вудро Вильсон был достойным человеком, он добился максимального успеха для своего государства. Однако радоваться по этому поводу в России нет оснований. Важны не благие намерения и пожелания, а полученный результат. Pax Americana был установлен в результате Первой и Второй Мировых войн на чужих костях в прямом и в переносном смыслах.
В мировой истории сохранится опыт создания и эффективного применения национальной стратегии США, важнейшей составной частью которой стали финансы. Стратегия США, как и опыт реализации других стратегий на примере хода событий истории в XX веке, доказала, что без рационального использования финансов нет успешной стратегии, так как стратегия, по определению, долгосрочна.
Новая экономическая политика. 1921 год
Новая экономическая политика (НЭП), принятая под давлением общей ситуации в стране партией большевиков в марте 1921 г., превратила к лету-осени 1922 г. советскую власть из общественного движения с элементами местного самоуправления в систему государственного управления страной, использующей цивилизованные способы управления государством вместо насилия предыдущих лет. Содержанием НЭП стала система финансовых, экономических и политических мер, радикально изменивших практику советской власти и позволивших вывести страну из жесточайшей разрухи, и за пять лет фактически приблизиться к довоенному (на уровне 1913 года) потенциалу России.
Составляющими экономического успеха стали: снижение почти в два раза фискального бремени, свободный товарооборот и защита прав собственности, крепкая (устойчивая) валюта. Советская власть ввела налогообложение вместо экспроприации продукции, при которой был эмпирически установлен максимальный размер конфискации продукции у сельхозпроизводителей, неприемлемый даже для простого воспроизводства. В целях удержания за собой политической власти большевикам пришлось заменить продразвёрстку продналогом почти вдвое меньшего размера, чем были параметры продразвёрстки (конфискации), то есть максимально возможного “выгребания” продукции у сельхозпроизводителей, в том числе с расстрелами и жестоким подавлением любого сопротивления.
Само решение о переходе к НЭП было экстренно принято руководством большевиков до начала посевной компании (в марте 1921 г.), чтобы не подорвать ещё и урожай 1921 года, прекратить разруху и полный крах экономики страны, власть в которой была у большевиков.
В книге исследуется методология экономических решений. В этой связи интерес вызывает стимулирующая роль для увеличения производства сельскохозяйственной продукции – основы экономики России того периода – способа определения налоговых обязательств, а именно: двукратное снижение размера налога по сравнению с “эмпирически” установленным уровнем изъятия продукции, при котором происходит свёртывание производства. В 1921 году, во-первых, резко снизили налоговое бремя на производство. Во-вторых, установили абсолютные размеры обязательств, другими словами, всё, что произведено сверх налога – твоё. В-третьих, избыточный объём продукции мог быть свободно реализован на рынке без всяких ценовых и других ограничений. И, конечно, признавалась и защищалась частная собственность, в четвёртых.
Товарообмен и налоговая система не могли состояться без перехода к устойчивой валюте вместо существовавшего набора квазивалют и денежных суррогатов, вынуждавшего производителей переходить на натуральный обмен продукцией. Денежная реформа состояла из нескольких этапов по замене всех денежных суррогатов и обязательств и введения единой денежной единицы с конвертацией денежных знаков с 22.11.1922 г. (советские червонцы) в золото определённой пробы и фиксированных весовых значений. Таким образом, единая на всей территории и твёрдая (устойчивая, зафиксированная по покупательной способности) денежная единица заменила предыдущий набор квазиденежных суррогатов и “обязательств”. Советские червонцы, обеспечив конвертацию банкнот в фиксированные объёмы золота, определили фактический переход советского государства к соблюдению своих обязательств перед населением после предшествующих лет революционного произвола и обеспечили необходимые условия для товарооборота и инвестиций на всей территории страны и для централизованного управления.
Переход на твёрдую (устойчивую) валюту, наряду с достигнутыми военными результатами, позволил создать достаточные условия для восстановления территориального единства страны (в рамках территории бывшей Российской империи) посредством образования Союза Советских Социалистических Республик 30 декабря 1922 года.
НЭП является тем историческим опытом нашей страны, изучение которого позволяет определить способы решения и современных вызовов. Например, нарастание латентной инфляции в СССР в 1970-1980-х годах, острая инфляция с девальвацией советского рубля при Горбачёве и катастрофическая инфляция с девальвацией рубля в 1992–1995 гг. и в 1998 г. явились причинами экономических, социальных и политических потрясений в стране. Конечно, денежная политика не является изолированной от экономических решений и экономического потенциала. Однако денежная политика является важнейшей составной частью экономической стратегии и политики государства, способом достижения целей в экономике.