Рабочая книга по обществоведению. Политическая экономия - Брегель Энох Яковлевич
Другим фактором, влияющим на различия заработной платы по отраслям производства, является степень организованности рабочих. Печатники и металлисты, напр., относятся к наиболее организованной части рабочего класса. Текстильщики же, среди которых весьма высок процент детей и женщин и значительная часть которых состоит из людей, лишь недавно бросивших сельское хозяйство и пришедших в город, гораздо менее организованы и менее способны к упорной борьбе за свои нужды.
Большое влияние на соотношение заработной платы в различных отраслях производства оказывает характер накопления капитала в них. В тех отраслях, где капитал накопляется медленнее и спрос на рабочую силу растет мало, заработная плата ниже, чем в других. Так, напр., в сельском хозяйстве, которое развивается медленнее, чем промышленность, и в котором разоряющиеся крестьянские хозяйства поставляют огромное количество свободных рабочих рук, уровень заработной платы стоит ниже всего. Подобные же различия имеют место и внутри самой промышленности. В Германии, напр., в деревообрабатывающей, пищевой и текстильной промышленности число рабочих с 1882 по 1907 г. возросло менее, чем на 60 %, а заработная плата в 1909 г. составляла от 616 до 1.000 марок в год. С другой стороны, в химической и машиностроительной промышленности и в типографском деле — в отраслях, в которых число занятых рабочих за тот же период времени увеличилось на 165–180 %, - заработная плата в 1909 г. равнялась 1.145-1.260 маркам. Значительные различия в величине заработной платы обнаруживаются при рассмотрении уровня ее в различных районах. Это обстоятельство отчасти может быть объяснено различием отраслей производства, расположенных в разных районах. Но такое объяснение недостаточно, потому что даже рабочие одной профессии подучают неодинаковую заработную плату в различных районах. Наибольшее влияние на это различие оказывает неодинаковый приток рабочей силы в различные районы. Так, напр., в губерниях Центрально-Черноземного района, в которых сельское хозяйство выбрасывало наибольшее количество свободных рабочих рук, заработная плата с.-х. рабочего составляла в 1881–1891 гг. 93 руб. в год. В губерниях же южной полосы, обладавших значительными свободными пространствами плодородной земли и не только не имевших избытка рабочих, но, напротив, нуждавшихся в них и поглощавших ежегодно большое количество выходцев из других районов, заработная плата была значительно выше. В Таврической, Бессарабской и Донской губерниях за те же годы она составляла 143 руб.
Выбрасывание сельским хозяйством избыточной рабочей силы, ищущей своего применения, влияет и на заработную плату промышленных рабочих в различных районах. Так, напр., в западных штатах Северной Америки рост земледельческого производства происходил очень быстро, так что сельское хозяйство не только не выбрасывало рабочей силы, но и поглощало ее в значительном количестве. Напротив, в восточных штатах земледелие росло очень медленно, а иногда и абсолютно сокращалось, так что большое количество людей, прежде занятых в нем, уходило в города, ища себе работы в промышленности.
В соответствии с этим заработная плата промышленных рабочих составляла в 1905 г. в западных штатах 12–18 долларов в неделю, в восточных же — всего 6-10 долларов.
Если уровень заработной платы не одинаков в различных районах внутри одной и той же страны, то еще большие различия обнаруживает он при сравнении различных стран между собою. Так, согласно данным обследования, произведенного в 1905–1909 гг. английским министерством промышленности, реальная заработная плата во Франции была на 39 % ниже, чем в Англии, в Германии — на 32 % ниже, а в Соединенных Штатах — на 71 % выше. В России заработная плата была примерно в 3 раза ниже, чем в Англии, и в 5 раз меньше, чем в Соединенных Штатах.
При объяснении различий заработной платы до странам следует учесть целый ряд обстоятельств, в том числе средний уровень квалификации рабочих, распространенность женского и детского труда, степень сознательности и организованности рабочего класса и т. д. Решающее влияние, однако, можно приписать двум моментам — накоплению капитала, с одной стороны, и пролетаризации населения- с другой. Сильнее всего накопление капитала и рост промышленного производства происходили в Соединенных Штатах. Вместе с тем в этой стране (если рассматривать ее в целом) земледелие расширялось, захватывало новые, не обрабатывавшиеся прежде земли и не выбрасывало рабочую силу, но даже поглощало ее. В результате этого получалось, что потребность развивающейся промышленности в рабочих росла сильнее, чем число их, так что заработная плата достигла очень высокого уровня. В других странах промышленность росла медленнее, а сельское хозяйство выбрасывало значительные количества избыточной рабочей силы. Благодаря этому заработная плата устанавливалась на более низком уровне.
21. Прибавочная стоимость и капитал — особенность капиталистического общества
1. Прибавочный труд и прибавочная стоимость
Необходимым трудом является всякий труд, который производит продукты, безусловно необходимые для восстановления рабочей силы производителей.
Труд же, создающий избыточное, по сравнению с этой минимальной величиной, количество продуктов, будет прибавочным трудом. Следовательно, везде, где есть прибавочный продукт, т. е. продукт, потребление которого не является безусловно необходимым, есть и прибавочный труд. Раз производительность труда достигла такого уровня, при котором только части рабочего дня достаточно для удовлетворения необходимых потребностей людей, то остальная часть этого рабочего дня образует прибавочный труд.
Понятие прибавочного труда таким образом не говорит нам само по себе о наличии эксплуатации одних классов общества другими. И в социалистическом обществе будет иметь место прибавочный труд, но использоваться он там будет в целях дальнейшего расширения производства и повышения потребления всех членов общества. Допустим, что для возмещения изнашиваемых средств производства и для производства необходимого минимума предметов личного потребления членам социалистического общества (в котором производительность труда очень высока) достаточно было бы затрачивать лишь по 3 часа ежедневного труда. Это не значит, что люди действительно делали бы так из года в год, сохраняя свое производство и потребление на неизменном уровне. Стремясь к удовлетворению возможно большего круга потребностей, они могли бы работать вместо 3 часов, напр., по 6 часов в день. При этом в одних отраслях в течение этих добавочных 3 часов производилось бы добавочное количество предметов потребления, а в других отраслях — добавочное количество средств производства, которые в свою очередь в будущем способствовали бы созданию новых предметов потребления и притом в большем масштабе.
Итак, для того, чтобы в обществе существовал прибавочный труд, нужно лишь наличие известного уровня производительности труда. До тех пор, пока средства производства составляют собственность самих производителей, прибавочный труд последних обслуживает их самих. Совсем иначе обстоит дело в тех случаях, когда средства производства оторваны от производителей и находятся в руках другого класса. Тут уже прибавочный труд производит продукты не для нужд самих производителей, но для собственников средств производства, в прямой или косвенной зависимости от которых эти производители находятся. Здесь имеет место присвоение чужого прибавочного труда, присвоение одним классом общества прибавочного труда другого класса, иначе говоря, эксплуатация трудящихся собственниками средств производства. Подобное положение вещей имеет место как при капиталистическом строе, так и при других формах общества — в рабовладельческом и феодальном обществе.
Рабовладелец присваивает прибавочный труд раба, помещик- труд крепостного, капиталист — труд наемного рабочего. Но есть огромная разница между присвоением прибавочного труда в капиталистическом и во всяком ином обществе. Присвоение прибавочного труда рабов и крепостных основано на прямом господстве над ними рабовладельцев и помещиков, присвоение прибавочного труда наемных рабочих есть результат обмена, купли-продажи рабочей силы. Превращение рабочей силы в товар, а эксплуатируемого производителя — в юридически свободного и независимого товаровладельца представляет собою исключительную особенность капитализма. Прибавочный труд рабов и крепостных производит непосредственно предметы потребления для своих господ, создает потребительные ценности. Прибавочный же труд наемных рабочих производит продукты, предназначенные для обмена, — товары, создает меновые стоимости. Только в товарном хозяйстве, как нам известно, трудовая затрата превращается в трудовую стоимость, т. е. в такую затрату, которая входит в связь с другими видами труда лишь через посредство обмена товаров. Только в товарно-капиталистическом хозяйстве прибавочный труд превращается в прибавочную стоимость, т. е. прибавочный труд, образующий часть стоимости товара и присваиваемый собственниками средств производства лишь при посредстве покупки рабочей силы. Понятие прибавочной стоимости выражает таким образом особый характер эксплуатации производителей, имеющий место только в капиталистическом обществе. Оно включает, поэтому, следующие моменты: 1) прибавочный труд вообще, т. е. труд, создающий прибавочный продукт; 2) присвоение этого труда классом собственников средств производства, т. е. эксплуатация непосредственных производителей; 3) особая форма этой эксплуатации — присвоение прибавочного труда не путем прямого принуждения и насилия, но посредством покупки рабочей силы и создания рабочим стоимости, превышающей стоимость его рабочей силы. Прибавочная стоимость, следовательно, это — прибавочный труд наемных рабочих, присваиваемый капиталистами в качестве разницы между стоимостью, создаваемой трудом рабочих, и стоимостью их рабочей силы. Ясно, что прибавочная стоимость существует только в капиталистическом обществе.