Брат у ворот (СИ) - Зоц Валерий Артурович (книги полностью TXT) 📗
Все эти значения приводят к следующим вариантам расшифровки аббревиатуры S.P.Q.R.: Senatus Populusque Quiritium Romanus - Сенат и граждане Рима, где Quiritium происходит от Quiris - "гражданин".
Можно привести ещё несколько менее созвучных переводов, но более точно передающих смысл фразы:
"Сенат и свободный народ Рима" (некоторые историки приписывают слову "квирит" значение - "свободный").
"Сенат и народ квиритов Рима" (дело в том, что "квирит", по сути, является термином, обозначающим гражданина Рима, и аналогов в русском языке не имеет).
"Сенат и гражданское население Рима".
Senatus Populusque Romanus - Сенат и народ Рима. Эту версию использовали с основания Римской республики и продолжали использовать на протяжении существования Римской империи. В таком виде она появляется на большинстве известных монументов и документов. Замечательными примерами этого является Арка Тита, построенная около 81 года новой эры для оказания почестей Титу и его отцу Императору Веспасиану. Также эту версию можно встретить на колонне Траяна, которая была построена в 113 году новой эры в знак уважения к Императору Траяну. Следует помнить, что все без исключения граждане были военообязаны. Понятие "народ Рима" включало также женщин и детей (но не рабов). Однако эти последние, в отличие от взрослых мужчин, не обладали полноценными гражданскими правами.
По мере увеличения Римской империи, присоединявшей всё новые и новые территории, наступил момент, когда центральное правительство, находившееся в Риме, уже не могло эффективно управлять удалёнными провинциями. Коммуникации слишком растянулись. Новости о вторжении, вооружённом восстании, эпидемии или природной катастрофе, как и ответные распоряжения правительства, доставлялись морским транспортом или верховой почтой и требовали длительного времени, чтобы дойти до адресата. По этой причине наместники провинций становились слишком самостоятельными. Ещё до образования Империи территории Римской республики разделялись между членами так называемых триумвиратов. Второй триумвират - договор о распределении подвластных провинций между Октавианом, Антонием и Лепидом - был даже законодательно утверждён. Раздел произошёл во многом по языковому принципу: провинции, доставшиеся Антонию, почти в точности соответствовали распространённости в качестве основного греческого языка и приблизительно совпадали с позднейшей территорией Византийской империи, наоборот, провинции Октавиана в качестве основного использовали латинский. Кроме языкового, был ещё один неприметный принцип разделения - основная денежная единица: в провинциях Антония это была драхма, а у Октавиана - динарий. Позже, при последующих разделениях, происходивших спонтанно и неофициально в условиях гражданских войн, эти принципы также имели значение. Однако после Второго триумвирата административное разделение провинций между равноправными правителями законодательно не устанавливалось вплоть до Диоклетиана.
В эпоху Домината разделы Римской империи происходили уже постоянно. В 293 император Диоклетиан отдал её четыре части под управление двух августов (старших императоров) и двух цезарей (младших императоров), создав т. н. тетрархию. Система "четвертовластия" долго не просуществовала, и после продолжительных войн в 324 государство вновь объединилось под властью одного человека - Константина I. Он завещал империю троим сыновьям (Константину II, Констанцию II и Константу) и двум племянникам (Далмацию Младшему и Ганнибалиану Младшему, которые так и не успели получить свою долю в верховной власти). Однако в 353, после смерти двоих братьев и победы над узурпатором Магненцием, империя вновь была объединена Констанцием II. Новое разделение состоялось в 364, после смерти императора Иовиана. Официально единство державы не нарушалось, но император Валентиниан I стал править западной частью империи, а восточную часть отдал своему брату Валенту. Раздельное управление продолжалось до 394, когда император Феодосий I (379-395), свергнув захватившего власть на Западе узурпатора Евгения, на короткое время объединил под своей властью обе части империи и стал последним правителем единого государства. Он умер в 395, завещав западную часть империи младшему сыну Гонорию и восточную часть - старшему сыну Аркадию. Несмотря на это, официального распада не произошло: Римская империя по-прежнему считалась единым государством под управлением двух императоров-августов. Тем не менее, после смерти Феодосия I общего правителя у обеих частей империи уже никогда не было.
Таким образом, Римская империя разбилась на Западную и восточную Римские импе╛рии. Чуть больше чем через восемьдесят лет после раздела, Западная Римская империя прекратила своё существование, оставив Византию исторической, культур-ной и цивилизационной преемницей Древнего Рима на протяжении почти десяти столе╛тий истории Поздней Античности и Средневековья.
Название "Византийская" Восточная Римская империя получила в трудах западноевро╛пейских историков уже после своего падения, оно происходит от первона╛чального названия Константинополя - Византий, куда римский импера-тор Константин I перенёс в 330 году столицу Римской империи, официально переимено╛вав город в "Новый Рим". Сами византийцы называли себя римлянами - по-гречески "ромеями", а свою державу - "Римской (Ромейской) или кратко "Романией". Западные источники на протяжении большей части византийской исто-рии именовали её "империей греков" из-за преобладания в ней с VII века греческого языка, эллинизированного населения и культуры. В Древней Руси Византию обычно называли "Греческим царством", а её столицу - Царьградом.
Бессменной столицей и цивилизационным центром Византийской империи был Кон╛стантинополь, один из крупнейших городов средневекового мира. Наибольшие владения империя контролировала при императоре Юстиниане I (527-565), вернув себе на несколько десятилетий значительную часть прибрежных территорий бывших западных провинций Рима и положение самой могущественной средиземноморской державы. В дальнейшем под натиском многочисленных врагов государство посте╛пенно утрачивало земли.
После славянских, лангобардских, вестготских и арабских завоеваний империя зани╛мала лишь территорию Греции и Малой Азии. Некоторое усиление в IX-XI ве-ках сменилось серьёзными потерями в конце XI века, во время нашест-вия Сельджуков, и поражения при Манцикерте, усилением при первых Комнинах, по╛сле распада страны под ударами крестоносцев, взявших Константинополь в 1204 году, очередным усилением при Иоанне Ватаце, восстановлением импе-рии Михаилом Палеологом, и, наконец, окончательной гибелью в середине XV века под натиском османов.
В период существования Византии, гербом был как раз двуглавый орёл. Из вексиллума в Византии развился Лабарум. Не совсем ясно, чем именно он являлся: императорским штандартом или чисто религиозным знаменем, не имеющим отношения к войне. Поначалу он имел форму вексиллума с расположенной на нем монограммой Иисуса Христа в виде перекрещенных букв Х и Р.Согласно церковной легенде перед решающей битвой этот знак явился императору Константину Великому, который сделал христианство государственной религией. Впоследствии Лабарум представлял собой квадратный пурпурный кусок ткани с бахромой, богато украшенный золотом и драгоценными камнями, с вышитой монограммой Иисуса Христа. Он крепился на горизонтальной штанге, которая уже крепилась к вертикальному древку. Древко завершалось золотым венком также с монограммой Иисуса Христа в середине.
Третий Рим.
***
Распад Византии стал отправной точкой развития Московского государства. И главной ролью сыграла Софья Палеолог, как носительница императорской династии Палеологов - она была племянницей последнего императора Византии Константина XI.
В середине 15-го века Софья Палеолог вступила в брак с Иваном III, великим князем Московским и государем всея Руси. Иван III овдовел в 1467 году - его первая жена Мария Борисовна, княжна Тверская умерла, оставив ему единственного сына, наследника - Ивана Молодого. Брак Софьи с Иваном III был предложен в 1469 году римским папой Павлом II, предположительно, в надежде на усиление влияния католической церкви на Руси или, возможно, сближения католической и православных церквей - восстановления флорентийской унии. Мотивы Ивана III, вероятно, были связаны со статусом, и недавно овдовевший монарх согласился жениться на греческой принцессе. Идея брака, возможно, родилась в голове кардинала Виссариона.