Карабахский конфликт. Азербайджанский взгляд - Коллектив авторов (читаем книги онлайн бесплатно полностью без сокращений TXT) 📗
18 ЛЕТ НАЗАД
ВОТ ВЫДЕРЖКА ИЗ РЕШЕНИЯ Совета народных депутатов Нагорно-Карабахской автономной области, датированного 20 февраля 1988 года: «Идя навстречу пожеланиям трудящихся НКАО, просить Верховный Совет Азербайджанской ССР и Верховный Совет Армянской ССР проявить чувство глубокого понимания чаяний армянского населения Нагорного Карабаха и решить вопрос о передаче НКАО из состава Азербайджанской ССР в состав Армянской ССР». А вот мнение азербайджанцев спросить в то время не удосужились. Томас де Ваал задал этот вопрос одному из лидеров тогдашнего армянского «движения» Игорю Мурадяну. [55] Вот его ответ: «Хотите знать правду? Я скажу вам правду. Нас не интересовала судьба этих людей. Их судьба не интересовала нас тогда и не интересует сейчас». Если судьба азербайджанцев не интересовала лидеров армянского движения ни тогда, ни сейчас, то как эти лидеры сегодня с высоких международных трибун обвиняют азербайджанцев в неспособности совместно жить с армянами?
И тогда, и сейчас армяне считали, что «народные» выступления в те февральские дни были импульсивными, не спланированными и носили характер спонтанного народного движения. На самом деле это было не так, что подтверждают свидетельства «лидеров» движения, провозгласившего «Миацум» (объединение) на площадях Ханкенди. Опять-таки из высказываний Игоря Мурадяна Томасу де Ваалу. Он рассказывает: «Летом 1986 года карабахцы с помощью дашнаков получили первую партию легкого стрелкового оружия из-за рубежа. Впоследствии поставки оружия стали осуществляться регулярно, причем почему-то было много оружия чешского производства. Это оружие шло главным образом в Нагорный Карабах». Цитата: «Все организации в Карабахе были вооружены. Все местные комсомольцы имели личное оружие». И после этих слов армянские лидеры трубят и вбивают в сознание простых армян мысль, что азербайджанцы первыми начали конфликт? Речь идет о лете 1986 года, если армяне вооружаются с тех пор и каждый комсомолец имеет личное оружие, значит, они к чему-то готовятся. Так как же в этом случае азербайджанцы могли развязать конфликт? Еще один пример того, как армянские националисты фактически готовили конфликт с Азербайджаном. В феврале 1986 года Игорь Мурадян повез в Москву проект коллективного письма с просьбой об отторжении Нагорного Карабаха и уговорил девятерых армян, уважаемых членов ЦК партии и видных ученых, подписать его. Наиболее весомой была подпись академика Абеля Аганбегяна. Из воспоминаний того же самого Мурадяна: «Когда Аганбегян пришел в тот дом, где подписал письмо, он даже не знал, куда идет и почему его туда везут. Перед тем как поставить свою подпись, он провел там часа четыре. И за эти четыре часа выпил около двух литров водки». Вот как начиналось народно-освободительное движение под руководством цвета армянской интеллигенции – с двух литров водки. Утрируя, можно сказать, что в основе армянского национально-освободительного движения, криков о «миацуме» и «крунке» (лебедь, скучающий по родной Армении) стояла водка. Лучше бы академик Аганбегян оказался трезвенником...
Насчет насилия. Истинное число случаев насилия в те дни, наверное, никто так и не узнает, так как власти проводили жесткую политику, направленную на сокрытие любых инцидентов. Однако один случай все же всплыл, но так и не был расследован. В период второй недели волнений в Ханкенди в бакинскую больницу привезли двух изнасилованных азербайджанских девушек из Ханкенди. Обе они оказались студентками пединститута того же города. Обе были в тяжелом состоянии. Первыми погибшими на самой заре конфликта оказались также азербайджанцы. У села Аскеран были убиты выстрелами из огнестрельного оружия 23-летний Али Хаджиев и 16-летний Бахтияр Гулиев. Вот и первые жертвы, а стреляли в них наверняка из того самого оружия, которое начиная с 1986 года в Карабах доставляли дашнаки. И после этого армяне утверждают, что азербайджанцы развязали конфликт? Азербайджанцы могли развязать конфликт, но когда из Агдама на нескольких грузовиках в сторону Ханкенди выступили местные жители, то их одним платком остановила председатель колхоза Хураман Аббасова. Вот если бы тогда агдамцы доехали до Ханкенди, то можно было бы говорить о том, что мы развязали конфликт, правда, произошел бы в этом случае нагорно-карабахский конфликт – остается под вопросом.
Да, был Сумгайыт. В ходе сумгайытских событий погибли 26 армян и 6 азербайджанцев. Однако в Сумгайыте орудовали подонки, подстрекаемые невесть какими силами. Интересный факт – одним из погромщиков был Эдуард Григорян, армянин по национальности. А в то же время в большинстве кварталов Сумгайыта местные жители организовали оборону домов армян. Люди прятали своих соседей у себя дома. По факту было возбуждено уголовное дело и осуждено около 80 человек. Большинство из этих судебных процессов проходили в России. Досконально известно, что один из осужденных – Ахмед Ахмедов был приговорен к смертной казни. Было ли проведено армянскими властями расследование преступлений, совершенных против 200 тысяч азербайджанцев, выдворенных из Армении? Расследовались ли факты убийств азербайджанцев в Армении? Был ли кто-либо в Армении осужден хотя бы на условный срок за преступления, содеянные в Кафане? [56] А тем временем азербайджанские власти отказывались размещать беженцев из Армении в карабахской зоне. Предотвращали конфликт, не хотели отправлять озлобленных людей в Карабах и тем самым дать возможность эскалации конфликта. Сейчас, когда известны факты о подготовительных работах, проводившихся армянскими националистами, приходит мысль: а может быть, надо было расселять беженцев из Армении в Агдаме, Шуше, азербайджанских селах в Карабахе?
Мы показали события зари армяно-азербайджанского противостояния. Сейчас коснемся того, что потеряли Азербайджан, Армения, а также армянская община Нагорного Карабаха, не говоря уже об азербайджанской общине Нагорного Карабаха. Мы будем приводить факты из азербайджанских и армянских источников, дабы никто не обвинял нас в предвзятости.
ЧТО ПОТЕРЯЛИ АЗЕРБАЙДЖАНЦЫ И АРМЯНЕ?
АЗЕРБАЙДЖАН НА ДАННОЙ СТАДИИ конфликта в первую очередь потерял территории. Оккупированы 9 районов республики. Из них 7 расположены не на административной территории бывшей НКАО. Около миллиона азербайджанцев были вынуждены бежать с оккупированных земель и стать вынужденными переселенцами. Около 200 тыс. азербайджанцев в далеком 1988 году были вынуждены покинуть места постоянного проживания на территории Армении. Они приехали в Баку в товарных вагонах, предназначенных для перевозки скота. Избитые и ограбленные люди, потерявшие свои земли, родных и близких. Дальше – больше. 26 февраля 1992 года армянские бандформирования при прямой поддержке 366-го полка бывшего Советского Союза устроили резню мирного населения в городе Ходжалы. Погибли сотни людей – детей, стариков, женщин. Немногие выжившие замерзли при бегстве из азербайджанского города Ходжалы. 485 человек погибли. Среди них 33 – дети от 1 до 18 лет, 106 женщин. Это была не война, а настоящий геноцид против жителей мирного города. Понятно, шла война, и солдаты умирали в ходе военных действий. От войны страдало также гражданское население. Но зверски истребить целый беззащитный город – это не война, а военное преступление. За это фашистских лидеров судили в Нюрнберге. За это судят Слободана Милошевича и Саддама Хусейна. И если сегодня «парламент НКР» поднимает вопрос об ущербе, нанесенном Азербайджаном Нагорному Карабаху, и намерен отправить эти данные в парламенты стран – сопредседателей Минской группы ОБСЕ, то аналогичное право есть и у Азербайджана. Этот процесс, в принципе, начался. В Баку Ассоциация содействия развитию гражданского общества в Азербайджане начала широкомасштабную международную кампанию, целью которой является признание мировыми государствами и международными организациями ходжалинской трагедии как геноцида азербайджанцев армянами. Ассоциация собирает подписи азербайджанцев как внутри страны, так и за границей. Затем голоса миллиона людей и тысячи документов, видеоматериалов будут представлены мировой общественности.