Демократизация - Бернхаген Патрик (книга жизни TXT) 📗
Эта длинная волна, продлившаяся больше века, сопровождалась увеличением уровня грамотности, урбанизацией и значительным технологическим прогрессом: появление железных дорог, телеграфа и проч. сильно облегчило коммуникацию на больших расстояниях. На международной арене суверенная нация-государство стала универсально признаваемой моделью государства, хотя не было однозначных ответов на вопросы о том, что, собственно, представляла собой нация, кто в нее включен и совпадала ли она с сообществом активных граждан [149].
Впоследствии основные европейские государства вступили в ожесточенную борьбу за власть, которая достигла высшей степени интенсивности в Первой мировой войне с ее невиданными уровнями насилия и смерти, разрушением международной торговли и дезорганизацией коммуникаций, что повлияло на все уголки планеты. Война привела к повсеместному распространению требований социального равенства и политических прав, формировавшихся на протяжении многих лет.
4.2. Ключевые положения
• Основными компонентами демократизации были республиканизм, представительство и политическое равенство.
• Первая длинная волна началась с Американской и Французской революций и в дальнейшем приняла форму расширения избирательных прав.
• Рабочее движение и националистические идеи сыграли важнейшую роль в учреждении массовой демократии на общенациональном уровне.
Первая благоприятная развилка (1918–1919 гг.)
Война привела к формированию первой основной «развилки» в течение краткого периода времени. По итогам войны главные континентальные империи (Оттоманская империя, империя Габсбургов, Российская и Германская империи) перестали существовать. Возникла новая форма режима, новое международное движение и (впоследствии) новый претендент на господство в мировой политике в виде коммунистического Советского Союза.
Мирные договоры, заключенные по окончании войны, также привели к созданию нового политического ландшафта, частями которого стали обретшие независимость государства – Финляндия, Польша, Чехословакия, Венгрия, Югославия, страны Прибалтики и др. Все они изначально обладали демократическими конституциями. Мирные договоры способствовали демократизации Австрии и Германии или значительному расширению избирательного права в Бельгии, Великобритании и странах Скандинавии. На международном уровне вновь учрежденная по инициативе президента США Вудро Вильсона Лига Наций должна была обеспечить коллективную безопасность, право наций на самоопределение и открытый характер экономик стран-участниц.
Однако, как выяснилось впоследствии, с новыми демократиями не все было в порядке. Территориальные потери по условиям мирных договоров, которым должны были подчиниться проигравшие, например, Германия и Венгрия, вызвали сильное возмущение и «реваншистские» требования. После значительных человеческих жертв и материальных потерь экономические системы указанных стран испытывали серьезные проблемы, особенно с учетом наложенных на них больших «репараций». Международная ситуация была далека от безопасной. Новый вызов был связан с Советским Союзом и возникшими во многих странах коммунистическими партиями.
В ретроспективе немногие новые демократии смогли консолидироваться. Но последующие события стали сильным потрясением и для некоторых старых демократий. На аналитической карте (рис. 4.3) показаны основные с точки зрения принципов эмпирической теории демократии условия для существования демократий в Европе.
Здесь перечислены основные факторы, наличие (или отсутствие) которых благоприятно для демократии. Во-первых, это безопасное состояние государственности или довоенный опыт демократии [150]. Проще говоря: «Нет государства (или хрупкое государство) – нет демократии». Во-вторых, отсутствие могущественного земельного высшего класса или значительных феодальных пережитков, как на это указывал Баррингтон Мур [151]: «Нет буржуазии – нет демократии». В-третьих, высокий уровень социально-экономического развития, выраженного в валовом национальном продукте (ВНП) на душу населения или различных индикаторах индустриализации, урбанизации и уровня грамотности [152]. В-четвертых, относительная культурная, лингвистическая или религиозная однородность или, если общество сегментировано по данным признакам, наличие консоциативных договоренностей элит по примеру Швейцарии для преодоления таких расколов [153]. В-пятых, демократическая политическая культура в противоположность более «паройкиальным» или «подданническим» недемократическим и авторитарным ориентациям [154]. В-шестых, отсутствие высокого уровня политической нестабильности и сильных антисистемных сил, как левых, так и правых, а также фундаменталистских групп [155]. В-седьмых, гражданский контроль над насильственными средствами принуждения и подчинение армии и других вооруженных формирований легитимным политическим властям. В-восьмых, уважение гражданских и политических прав, верховенство закона и независимость судебной власти [156].
Рис. 4.3. Аналитическая карта Европы
Можно заметить, что все довоенные демократические государства имели по большей части благоприятные условия для поддержания демократического правления и оставались стабильными, но в таких странах, как Польша, Португалия, Испания и Румыния, вновь созданные демократические системы столкнулись с крайне неблагоприятными условиями и вскоре разрушились, уступив место военным диктатурам или традиционалистским авторитарным режимам.
Еще больший интерес представляют страны в средней части аналитической карты. Несмотря на смешанные условия, новые демократии в Чехословакии, Ирландии и Финляндии сохранились, но распались в Эстонии, Германии, Венгрии и в некоторых других странах. Помимо прочего, на них сильно сказалось влияние мирового экономического кризиса 1929 г. и последующих годов, что привело к формированию неблагоприятной развилки и волне отката демократизации. Эти обстоятельства поддерживали антидемократические и фашистские движения и вызвали характерные действия основных акторов, которые привели к падению многих демократий, но самым заметным примером стала Веймарская республика в Германии.
В ситуациях «развилки» основные акторы могут направить развитие событий в любом направлении. Наиболее четко это видно на примерах Финляндии и Эстонии, которые в целом имели очень схожие между собой условия, пострадали от экономического кризиса и имели сравнительно сильные движения фашистского типа – Лапуанское движение в Финляндии и Движение ветеранов в Эстонии. Однако президент Финляндии Пер Эвинд Свинхувуд решительно выступил против Лапуанского движения, подавив с помощью армии мятеж в Мянтсяля. И наоборот, президент Эстонии Константин Пятс, совершив «верхушечный переворот», предвосхитил возможный мятеж Движения ветеранов, распустил парламент и фактически создал авторитарный режим, возглавив его.
В Латинской Америке ухудшение ситуации в мировой экономике также привело к возникновению протекционистских авторитарных режимов, как, например, в Аргентине и Бразилии после 1930 г. В Турции новая республика, основанная Кемалем Ататюрком, оставалась авторитарным режимом несмотря на некоторые секулярные и модернизационные реформы. Первоначально осуществленные в монархической Японии либеральные реформы, например, введение после 1920 г. всеобщего избирательного права для мужчин (период, известный как «демократии Тайсё»), были вскоре отменены военными. Лига Наций показала свою неэффективность, и международная ситуация становилась все более напряженной. Нацистский режим в Германии, напавший на Польшу в 1939 г., и военный режим в Японии, подвергший атаке Перл Харбор в 1941 г., развязали еще более кровавую и страшную войну, охватившую теперь практически весь мир.