Газета "Своими Именами" №4 от 24.01.2012 - Газета " (смотреть онлайн бесплатно книга .txt) 📗
Наглядный пример этому – попытки реабилитации предателя революции Троцкого-Бронштейна. Аналогичные методы были использованы и в трактовке Постановления ЦК КПСС от 28 мая 1958 г., в котором ни слова не говорится о реабилитации формалистических тенденций в творчестве Шостаковича и яркого примера этих тенденций – оперы «Катерина Измайлова». Более того, в этом Постановлении подчёркивается, что Постановление ЦК от 10 февраля 1948 года «в целом сыграло положительную роль в развитии советского музыкального искусства. В этом постановлении определились задачи развития музыкального искусства на основе принципов социалистического реализма, подчёркивалось значение связи искусства с жизнью советского народа, с лучшими демократическими традициями музыкальной классики и народного творчества. Справедливо были осуждены формалистические тенденции в музыке, мнимое «новаторство», уводившее искусство от народа и превращавшее его в достояние узкого круга эстетствующих гурманов. Развитие советской музыки в последующие годы подтвердило правильность и своевременность этих указаний партии».
Что же касается замечаний по поводу «неоправданно резких оценок», содержащихся в постановлении от 10 февраля 1948 г., то это уже дело вкуса (в данном случае – вкуса Хрущёва).
Далее тов. Оганов сказал, что в некрологе Шостакович назван великим композитором и что под этим некрологом стоят подписи Леонида Ильича Брежнева и других руководителей нашей партии и государства.
Но некролог – это некролог; как гласит народная мудрость, «о покойниках плохо не говорят». Однако действительную оценку деятельности того или иного человека, тому или иному явлению выносит время.
В конце 20-х – начале 30-х годов диктатором нашей литературной и искусствоведческой критики был главарь рапповцев «непогрешимый» критик и «теоретик литературы» Леопольд Авербах, который «терроризировал на протяжении 10 лет самые выдающиеся кадры советской литературы – М. Горького, В. Маяковского, С. Есенина, М. Шолохова, В. Вересаева, А. Толстого,
К. Федина, Л. Леонова, М. Пришвина» и других (С. Шешуков, «Неистовые ревнители», М., 1970 г.). А кто сейчас знает Л. Авербаха?
Другой пример. Владимир Ильич Ленин высоко отзывался о ранних теоретических работах К. Каутского («Аграрный вопрос» и др.), но когда в период Первой мировой войны, развязанной крупной международной буржуазией за захват и передел мира, Каутский перешёл на сторону руководителей II Интернационала, предавших рабочий класс и поддержавших захватническую империалистическую войну, а после победы Великой Октябрьской социалистической революции открыто выступил против Советской власти, В.И. Ленин в глубоко научной работе «Пролетарская революция и ренегат Каутский» (1918 г.) разоблачил предательскую деятельность «революционного Иудушки Каутского», которого международная буржуазия наградила «поцелуями Иуды».
Впоследствии Владимир Ильич Ленин говорил: «Отношение политической партии к её ошибкам есть один из важнейших и вернейших критериев серьёзности партии и исполнения ею на деле её обязанностей к своему классу и к трудящимся массам. Открыто признать ошибку, вскрыть её причины, проанализировать обстановку, её породившую, обсудить внимательно средства исправить ошибку – вот это признак серьёзной партии, вот это исполнение ею своих обязанностей, вот это – воспитание и обучение класса, а затем и массы».
Однако прервём, на время, анализ связанных с Шостаковичем проблем и кратко остановимся на некоторых вопросах общего состояния музыкального искусства.
В.В. ПОПОВ, Е.В.ПОПОВ
1 Например, многие художники писали и пишут лучшие свои картины под классическую музыку (под Диму Билана и «Квадрат» Малевича не напишешь). Особенно развивает образное мышление игра на струнных музыкальных инструментах и фортепиано. (Здесь и далее прим. авт.)
2 Некоторые эстеты, музыкально необразованные, обвиняют авторов в «музыкальном национализме». Авторы не возражают против такого определения.
3 Авторы являются принципиальными сторонниками сохранения буквы ё в русском алфавите.
4 В апреле 1981 г. во время гастролей симфонического оркестра Гостелерадио в ФРГ М. Шостакович (руководитель оркестра) бежал в США к Ростроповичу, став «политическим невозвращенцем». Трасса побега – Париж-Вашингтон. Уровень организации – Госдеп США. (М. Ростропович, возглавлявший тогда «национальный симфонический оркестр» в Вашингтоне, принял М. Шостаковича в оркестр 2-м дирижёром.)
5 Купюры редакции.
6 Модест Петрович Мусóргский (правильное ударение на втором слоге) – гениальный русский композитор. Н. Рубинштейн из зависти к гению русского народа назвал его «Мусоргский» (от слова «мусор»). Характерно свидетельство по этому поводу выдающегося русского художника И.Е. Репина: «В 1870-1872 гг. зимою, по заказу строителя «Славянского Базара» А.А. Пороховщикова, я писал картину, представляющую группу славянских композиторов: русских, поляков, чехов. Стасов принимал участие в разработке темы. Он настаивал на необходимости включить в число фигур Мусóргского и Бородина. На запрос, обращённый к Пороховщикову, последовал ответ: «Вот ещё, вы всякий мусор будете сметать в эту картину! Мой список имён выработан самим Николаем Рубинштейном, и я не смею ни прибавить, ни убавить из списка, данного вам… Одно мне досадно, что он не вписал сюда Чайковского…». М.П. Мусóргский. Письма и документы. Москва-Ленинград, 1932 г. (Сборник подготовлен А.Н. Римским-Корсаковым и В.Д. Комаровой-Стасовой).
7 (Комментарий 2008 г.). В последние годы в СМИ, в теле- и радиопропаганде наблюдался явный перекос в сторону идеализации николаевской России. Фактически эта идеализация направлена на реабилитацию правящего класса России того времени, чтобы перебросить эту реабилитацию на сегодняшний день и оправдать разграбление России нынешним олигархическим режимом.
В этой пропаганде никак не освещаются процессы разложения верхних слоёв того общества в области культуры, в области музыки. Ведь совершенно очевидно, что все эти формалистические, «авангардные» изыски в живописи, в музыке родились отнюдь не в рабочей и не в крестьянской среде. Исследовать эти процессы – вот задача серьёзных искусствоведов и музыковедов.
Не случайно народный герой Гражданской войны Чапаев в одноимённом кинофильме поёт русскую народную песню «Чёрный ворон», а не песню-романс офицеров отступавшей белой армии «Всё теперь против нас…», слова которой сродни высказыванию Николая II: «…вокруг предательство и измена».
8 И действительно, после формалистической какофонии какой-нибудь эстрадный шлягер воспринимается неподготовленным слушателем как «произведение», имеющее хоть какую-то мелодию.
9 В связи с этим следовало бы разобраться в характере взаимоотношений между деятелями культуры и участниками политического и военного заговора против сталинского руководства СССР во второй половине 30-х годов. Например, некоторые сведения о взаимоотношениях между Д. Шостаковичем и маршалом Тухачевским содержатся в книге Л. Третьяковой «Дмитрий Шостакович» (М., 1976 г., с.38-40).
ПОЗДРАВЛЯЕМ В.С. БУШИНА!
Сердечно поздравляем писателя,
поэта, фронтовика
Владимира Сергеевича БУШИНА
с днем рождения
и желаем ему крепкого здоровья
и дальнейших творческих успехов
на благо нашей великой Родины.
Читатели и редакция газеты
ИНФОРМАЦИЯ И РАЗМЫШЛЕНИЯ
ИТАР-ТАСС
…в Иране создано специальное подразделение для защиты Исламской Республики от кибератак. В последнее время Иран подвергся как минимум двум кибератакам с применением компьютерных вирусов, которые стали частью кампании США и Израиля, направленной на противодействие ядерной программы ИРИ. В прошлом году мощный вирус, известный как “Стакснет” /Stuxnet/, поразил целевые ядерные объекты завода по обогащению урана в Натанзе, что привело к выводу из строя ограниченного числа центрифуг - ключевого компонента в производстве ядерного топлива. Другая атака была проведена в апреле этого года, на сей раз с помощью вируса “Старс” /Stars/, выполнявшего шпионские функции. Главной мишенью второго вируса должны были стать государственные учреждения. Череда таинственных атак на иранские ядерные объекты и госучреждения вызвала большой интерес у зарубежных экспертов. Это совершенно новый этап кибервойны, вызывающий огромное беспокойство среди специалистов по информационной безопасности по всему миру.