Карабахский конфликт. Азербайджанский взгляд - Коллектив авторов (читаем книги онлайн бесплатно полностью без сокращений TXT) 📗
Строго говоря, вряд ли здесь можно говорить о сенсационном повороте во внешней политике Еревана. Голосуя на саммитах организации Исламская конференция за признание Армении агрессором и заверяя Баку в своей вечной дружбе, в Тегеране не могут не понимать, насколько программы сотрудничества Ирана и Армении во многих областях влияют на расстановку сил в Карабахе. Нелишне вспомнить, как в ходе переговоров в Баку иранский министр энергетики «предупреждал» руководство Азербайджана, что, если вопрос с освобождением оккупированных территорий не будет решен в ближайшее время, Иран приступит к строительству ГЭС на пограничной реке Араз в оккупированном Джебраиле [50] ... в сотрудничестве с Арменией. И уж как минимум заслуживают внимания жестокие уроки истории: первая попытка Ирана взять на себя роль посредника в конфликте весной 1992 года закончилась захватом Шуши и Лачина. [51]
А это значит, что Азербайджан должен адекватно среагировать на нынешние «карабахские устремления» во внешней политике Ирана. И уж во всяком случае отдавать себе отчет в истинной цене иранских заверений в дружбе.
Нурани
«525-я газета» 15 февраля 2006 г
РАФАЕЛ ГУСЕЙНОВ: «УХОД КОЧАРЯНА СО ВСТРЕЧИ ОЗНАЧАЕТ СРЫВ МИРНЫХ ПЕРЕГОВОРОВ»
НА ПЕРЕГОВОРАХ ПРЕЗИДЕНТОВ Азербайджана и Армении 10–11 февраля не удалось преодолеть разногласий по самым принципиальным вопросам урегулирования конфликта. Хотя после заявлений на различных уровнях о том, что карабахская проблема будет решена в этом году, в обществе появились определенные надежды на встречу в Рамбуйе. Теперь же надежды уступили место пессимизму. Об этом наша беседа с членом делегации Азербайджана в Парламентской ассамблее Совета Европы Рафаелом Гусейновым.
– Впадать в пессимизм после переговоров в Рамбуйе совершенно незачем. Как раз тот факт, что президент Армении Роберт Кочарян прервал переговоры и уехал, служит одним из основных факторов, увеличивающих надежду на урегулирование проблемы. Этот демарш показывает, что ход переговоров, постановка проблемы расходятся с интересами армянской стороны. В противном случае Кочарян довел бы переговоры до конца и не мешал бы достижению договоренности. Поведение Кочаряна свидетельствует о том, что ход переговоров отвечает интересам Азербайджана, который заинтересован в соблюдении норм международного права. Это означает восстановление территориальной целостности Азербайджана, освобождение оккупированных территорий и возвращение беженцев. Международные организации уже несколько лет ставят эти условия. Считаю, что в любом случае уже сам факт проведения переговоров – положительное событие. Если ведется работа по мирному урегулированию проблемы, то можно надеяться на успешный результат. Должен сказать, что Армения вообще избегает сходиться лицом к лицу с Азербайджаном в любой сфере. Население этой страны не достигает теперь даже полутора миллионов, люди бегут от нищеты и антидемократического режима. Футболисты этой страны избегают встречи с азербайджанскими футболистами. Президент Армении вынужден уйти с переговоров под давлением воли и аргументированности позиции президента Азербайджана, верховенства права, объективной атмосферы, созданной другими участниками переговоров. Я уверен, что очень скоро и армянские солдаты точно так же покинут поле боя. Поражение Армении неизбежно, другого исхода быть не может. Внешне Армения выглядит в этом конфликте победителем, поскольку ей удается различными средствами держать под оккупацией часть территории Азербайджана. В сущности же Армения – проигравшая сторона. Считаю, что Азербайджану не стоит торопить переговорный процесс, ибо сегодня Армении выгодно поскорее завершить переговоры, добиться вынесения на рассмотрение какого-то документа, а потом использовать его в своих интересах. Поэтому никаких оснований для пессимизма нет. Бегство президента Армении – факт символический и по сути служит первым демонстративным проявлением поражения.
Президент Армении с трибуны Совета Европы заявил, что гордится своим участием в оккупации Шуши и Ходжалы, в убийствах невинных людей. Это слышали депутаты со всей Европы. Совет Европы официально объявил Армению агрессором. Это значит, что одна из влиятельных международных организаций хорошо знает о моральной сущности и политическом мышлении, носителями которых являются Армения и ее президент. Словом, Армения достаточно изобличена в мировом масштабе, а переговоры в Рамбуйе вылились в еще более позорное разоблачение. Встреча в Рамбуйе означает начало нашей завтрашней победы.
– Можно ли, основываясь на факте ухода Кочаряна со встречи, поставить в Совете Европы вопрос об отказе Армении от мирных переговоров?
– 25 января 2001 года Совет Европы принял в свои ряды Азербайджан и Армению, поставив перед ними среди первоочередных условий мирное разрешение конфликта. 25 января 2005 года Совет Европы принял 1416-ю резолюцию, в которой говорится, что Армения – государство-агрессор, проводит политику этнических чисток против азербайджанцев, а режим в Нагорном Карабахе является сепаратистским. При обсуждении этой резолюции британский депутат Дэвид Аткинсон заявил, что для разрешения проблемы имеются три варианта. Первый: Азербайджан смиряется с реальностью и признает независимость Нагорного Карабаха, чего и добивается Армения, но Азербайджан никогда на это не пойдет. Второй вариант: Азербайджан за счет нефтяных доходов повышает военный потенциал и освобождает свои земли военным путем, но этот вариант невозможен, ибо в этом случае Азербайджан не может оставаться членом Совета Европы. Единственный выход – третий вариант, т. е. мирное урегулирование. Этого хотят все международные организации. Но президент Армении под различными предлогами покидает мирные переговоры. Сейчас такое положение, когда никакой предлог не действует. Единственной причиной прерывания переговоров может быть смерть президента. Этот факт дает нам в руки удобный шанс для очередного изобличения Армении с трибуны Совета Европы. На апрельской сессии ПАСЕ мы поставим вопрос об этом. Речь идет об открытом нарушении обязательства о мирном урегулировании конфликта.
– До каких пор Армения сможет избегать мирных переговоров?
– Армения понимает, что решение проблемы возможно только в рамках норм международного права, а это означает неизбежность признания территориальной целостности Азербайджана. Поэтому в последнее время Армения пытается придать своим противоправным действиям правовую видимость.
Например, в конце зимней сессии ПАСЕ депутатам раздали брошюру, изданную в Ереване и озаглавленную «Нагорно-Карабахская Республика в плоскости международного права». Содержание ее основано на абсурдных, ничего общего с правом не имеющих суждениях. Однако появление такой брошюры приводит к выводу, что Армения понимает необходимость урегулирования проблемы в юридических рамках и пытается как-то обосновать создание пресловутой «республики» с точки зрения международного права. Это невозможно. Мирные переговоры, компромиссы имеют какой-то предел. Совет Европы признал Армению агрессором, то есть в правовом аспекте вопрос уже решен, остается следующий этап. Этот этап ведет Армению в пропасть. Возможны жесткие санкции, и со временем Армения окажется в полной изоляции, экономическая и политическая жизнь страны будет парализована. Здесь есть два варианта: или изоляция Армении, несмотря на все усилия армянского лобби, будет усиливаться, или Армения захочет возобновить войну и потерпит поражение. Окончательное поражение Армении совсем близко, и не стоит сомневаться, что в 2006 году в решении проблемы будет достигнут поворот.
Гюндуз