Прибалтика. Война без правил (1939-1945) - Кантор Юлия (читать книги онлайн полностью без сокращений .TXT) 📗
Сегодня министр Юстиции Борис СЕПП подал в отставку. Отставка принята. Подробности телеграммой.
Приказом президента республики ПЯТС от 3-го июля по соглашению с правительствами Латвии и Литвы объявлен не действительным заключенный 12 сентября 1936 года в Женеве договор о единодушии и сотрудничестве между этими странами» {144}.
А вот информация от 5 июля 1940 г.:
«НКВД СССР тов. Берия, тов. Фитину
Решением начальника внутренней обороны заместителем министра внутренних дел Г. Хабермана отменено решение о запрещении деятельности эстонской коммунистической партии. С сегодняшнего дня компартия легализована. Сегодня вышел 1-й номер газеты «Коммунист» министр внутренних дел М. Унть прислал приветствие на имя ЦК КП(б)Э в связи с отменой ее запрещения.
В Первом номере вышедшей сегодня легально газеты ЦК КП(б) Эстонии «Коммунист» редакция обращается к читателям со следующим обращением:
«В сегодняшний исторический день, когда почти после 22-летнего перерыва «Коммунист» снова может выходить легально, мы с глубоким выражением чтим память тех редакторов, печатников, распространителей и других сотрудников, которые оставили свою жизнь в полевых судах, казематах политической полиции или были просто застрелены на улицах за то, чтобы орган коммунистической партии мог бы найти путь к сердцам трудового народа даже тогда когда он стоял вне закона. Сознавая лежащую на нас большую ответственность, обещаем достойно нести вперед орошенную кровью этих павших борцов доблестную честь «коммуниста» и боевое знамя в борьбе за великое дело Маркса-Энгельса-Ленина-Сталина, за освобождение рабочего класса».
В первом номере «Коммуниста» опубликовано большое количество приветствий редакции «Коммуниста» по случаю его выхода от различных организаций. В передовой статье, озаглавленной «Против провокаторов войны», «Коммунист» пишет о необходимости укрепления дружбы с Советским Союзом.
Вчера вечером по радио выступил командующий армии генерал Г. ИОНСОН, заявивший о введении в армии института политических руководителей.
Сегодня уже опубликовано постановление правительства и президента о возложении осуществления политического руководства в армии на информационный центр, который должен контактировать свою работу с военным министерством и командованием армии.
Решением начальника внутренней обороны распущены филиалы международной организации «Армии спасения», а также закрыт ее печатный орган.
Продолжается дезертирство из эстонской армии, особенно солдат русской национальности. Солдаты являются в наши части, консульство и пр. организации, заявляя, что обратно они в армию не пойдут, так как их ждет расправа со стороны реакционных элементов.
Внешне в Таллине все спокойно. Прекратилась паническая выемка вкладов из банков и закупка товаров. Бывшие члены кайцелита («Кайтселиит» — Национальная гвардия. — Ю. К.),не отваживаясь на резкие выступления, ходят по улицам с трехцветными национальными эстонскими значками в петлицах, женщины носят белые цветы, подчеркивая этим, что они белые, а не красные. Но таких лиц немного. Среди враждебно настроенных элементов продолжают упорно циркулировать слухи о возможном столкновении между Германией и Советским Союзом, причем подчеркивается, что Германия в таком случае будет освободительницей Эстонии от большевиков. Предполагают, что первым шагом Германии в этой части будет взятие протектората над Финляндией, которая якобы добровольно отдаст себя под протекторат Германии.
Фактов побега из Эстонии пока нет. Объясняют это невозможностью бежать из-за блокады границ и тем что Министерство внутренних дел не выдает заграничных паспортов. В связи с тем, что Сельтер отстранен с поста представителя Эстонии в Лиге Наций, предполагают, что в Эстонию он не вернется, так как у него предусмотрительно был сделан перевод его капиталов в иностранные банки.
Газеты продолжают проводить различные кампании «о коммерческих» комбинациях членов прежнего правительства Вуулуотса — Юримаа.
Сегодня в газетах опубликовано сообщение об освобождении от должности министра юстиции Бориса Сеппа.
Немецкое посольство обратилось к полпредству с просьбой разрешить двум чиновникам немецкого доверительного управления {организация по реализации имущества уехавших из Эстонии немцев) совершить поездку в Нарву для «фотографирования местных архитектурных достопримечательностей» и двум другим чиновникам во главе с советником немецкого посольства в Таллине совершить поездку в город Куресаре на острове Сааремаа для «фотографирования и описания могил немецких солдат в Куресаре» {145}.
Политическая жизнь в Прибалтике менялась стремительно. После ревизии исполнительной власти настала очередь законодательной. В один день, 5 июля 1940 г., правительства всех трех республик выпустили постановления о порядке проведения выборов в парламенты {146}. Голосование должно было проходить в одни и те же сроки и по одному сценарию. На предвыборную кампанию отводилось всего 9 дней, выборные технологии были выстроены таким образом, чтобы обеспечить безальтернативный характер голосования.
Представление о том, каким образом должны были проводиться первые после советской аннексии Прибалтики выборы можно получить на примере Эстонии. Документы показывают, как работали «новые технологии». Жданов внимательно ознакомился с избирательным законом Эстонии. Некоторые положения документа он особо отметил:
«Право выборов — 22 года и 3 года в эстонском гражданстве»;
«В выборах не участвует армия»;
«Главный [избирательный] комитет — старорежимный. Окружные комитеты назначаются главным»;
«Списки [кандидатов] должны быть налицо»;
«За 35 дней публикуются, а раньше можно»;
«Залог — 250 крон»;
«Где один кандидат, выборы не проводятся» {147}.
Этот порядок Жданова не устраивал. Во-первых, нельзя было доверить столь ответственное дело прежнему избирательному комитету. Во-вторых, не устраивали сроки — 35 дней, отпускаемые на выборную кампанию. Столько Москва ждать не могла. Наконец, принцип альтернативности выборов («где один кандидат, выборы не проводятся») просто ставил под угрозу саму возможность проведения нужных кандидатов. Другая пометка Жданова: «Параграф 68 Конституции». Это был очень «неудобный» параграф, согласно которому президент страны мог назначить выборы в парламент, но при этом не имел права менять избирательный закон. Пришлось действовать вопреки конституции: так родился новый порядок выборов.
6 июля было объявлено о создании избирательных блоков — «Союза трудового народа» в Эстонии и Литве и «Блока трудового народа» в Латвии {148}. 7 июля 1940 г., т. е. через два дня после официального начала избирательной кампании и еще задолго до голосования, В. Деканозов и Н. Поздняков представили Сталину и Молотову проект состава Народного Сейма Литвы. Состав его (всего 79 человек) был «рассчитан» на основе предварительного списка кандидатов, составленного компартией. Больше половины мест в Сейме должны были занять коммунисты, остальные места — комсомольцы и беспартийные рабочие и крестьяне, интеллигенция, а также солдаты. Был расписан и национальный состав: литовцев — 65, евреев — 5, русских — 2, поляков — 5, латышей — 2. {149}
7 июля в эстонских газетах, а также в «Правде» уже была опубликована избирательная платформа «Союза трудового народа» Эстонии. В тот же день появилась платформа «Блока трудового народа» Латвии, а днем позже — его «близнеца» из Литвы. Все три документа были декларативно идентичны: сначала речь шла о том, как «в течение многих лет народ страдал от тяжелого гнета реакционного режима» (вариант: «от бесправия и беззакония старого правительства»), потом о том, что, «потеряв всякое доверие, правительство пало» и «перед народом открылся новый путь» {150}. После преамбулы перечислялись требования избирательного блока. В области внешней политики основной пункт — дружба с Советским Союзом {151}.