Mybrary.info
mybrary.info » Книги » Научно-образовательная » Политика » Исав и Иаков: Судьба развития в России и мире. Том 1 - Кургинян Сергей Ервандович (книги онлайн без регистрации полностью txt) 📗

Исав и Иаков: Судьба развития в России и мире. Том 1 - Кургинян Сергей Ервандович (книги онлайн без регистрации полностью txt) 📗

Тут можно читать бесплатно Исав и Иаков: Судьба развития в России и мире. Том 1 - Кургинян Сергей Ервандович (книги онлайн без регистрации полностью txt) 📗. Жанр: Политика. Так же Вы можете читать полную версию (весь текст) онлайн без регистрации и SMS на сайте mybrary.info (MYBRARY) или прочесть краткое содержание, предисловие (аннотацию), описание и ознакомиться с отзывами (комментариями) о произведении.
Перейти на страницу:

Поскольку я уже запутался, то предлагаю другую индексацию. Это Ципко-2005. Именно тогда был обнародован проект «Русская доктрина». Ципко-2005 назвал проект Кобякова и Аверьянова событием, следующим по важности за знаменитым сборником статей российских публицистов и философов «Смена вех», а его авторов — будущей национальной элитой.

Теперь Ципко-2008 подразделяет авторов соседних проектов на «людей или слабых, больных душой, или откровенных шарлатанов». Не означает ли это, что Ципко-2008 рвет в клочки Ципко-2005?

Я плохо знаю Аверьянова. Но Кобякова знаю хорошо: это умный, милый, патриотичный человек. Однако его «Русская доктрина» вполне могла бы быть порвана в клочки Ципко нынешнего образца. Ибо она преисполнена всех тех «недостатков», которые Ципко-2005 казались достоинствами. Доказать это текстуально так же просто, как отнять конфету у ребенка. И потому вряд ли стоит этим заниматься.

Гораздо важнее уловить смысл политического таинства, превратившего Ципко-2005 в Ципко-2008. Таинство это называется «перестройка-2». Ципко ее чувствует и ржет, как боевой конь при звуке неояковлевской трубы. Что за труба-то? Аналитик элиты может о чем-то догадаться по списку «негодяев», который составляет Ципко-2008. Ципко-2008 знает, что Ципко-2005 мог бы легко попасть в такой список. И поэтому он хочет вовремя из списка выпрыгнуть.

Люди, прошу вас, доверьтесь нюху Александра Сергеевича Ципко! И поверьте мне, что я не о мелочах говорю, не об отдельных демаршах отдельных личностей. Я о тенденции говорю. О ТЕНДЕНЦИИ!

Ципко филигранно составляет список «негодяев». Не буду указывать на очевидные лакуны. Любой, кто прочитает внимательно, их обнаружит. Ох, как Ципко комически аккуратен! И в этой аккуратности — еще одна (сбился уже со счету, какая… ах да, 12-я!) вибрация перестройки — улавливание тенденции! Перестройщик дерзко бьет по тому, что не вписывается в тенденцию. А по тому, что вписывается, не бьет. Как-никак школа ЦК КПСС… Как говорил мне один высокий партийный журналист, в «Правде» работают не по директивам. Директивы — это для «Сельской жизни». В «Правде» работают ПО ТЕНДЕНЦИЯМ. Когда нет логики (мешанина правого и левого, коктейль из ничем не связанных между собой имен), нет последовательности (критикую нечто, неотличимое от того, что сам же вчера расхваливал), но есть определенная псевдоморальная исступленность, то это перестроечная вибрация. Улавливайте — и предуготовляйтесь.

А еще одна такая вибрация (13-я по счету) характеризуется сакраментальным словечком «не нравится». «Нравится»… «не нравится»… Люди вроде бы политологией занимаются, а ведут себя как невесты на выданье. Я не жених Ципко, чтобы ему нравиться… Между тем оперирование вышеназванным «нравится, не нравится» — не прерогатива отдельного человека. Это коллективная мода, она же вибрация.

Марк Урнов, с которым я когда-то дискутировал по телевидению (и который, по моему мнению, и умный, и вполне порядочный человек), не имея аргументов в споре, с неподражаемым видом сказал мне, что ему нечто не нравится. Ну, скажи, что противник неправ, вскрой содержание этой неправоты… Ах нет, «не нравится»! Вы вообще-то понимаете, что это значит? Даже Лигачев — и тот говорил Ельцину: «Борис, ты неправ». Он же не говорил ему: «Борис, ты мне не нравишься».

Искусствовед или театровед — и тот не имеет права сказать «не нравится». Он должен оценивать объективные эстетические достоинства и недостатки, хотя речь идет о такой субъективной вещи, как искусство. А тут люди называют себя учеными! Учеными! И упоенно оперируют словечком «не нравится». Ну, напечатайте в «Литературной газете» (и уж тем более в «Российской») крупными буквами: «Граждане России! Знайте, что Ципко не нравится то-то и то-то!» Граждане кивнут головой и проникнутся.

Вибрация № 14 — это… Ну, как бы сказать помягче… Фундаментальная неделикатность.

«Не нравится» — это, знаете ли, такая особая «фенечка». Синоним понятия «сволочь». «Не нравится» — это зачин. Вам сказали, что вы «не нравитесь»? Сейчас вам начнут рассказывать, какая вы сволочь. И не просто сволочь. Вы человек, лишенный совести. Доказательства не нужны. Поскольку Ципко — это абсолютный камертон совести (смотри описанную мною биографию), то ему виднее.

Но мало сказать «нет совести», надо ведь и порассуждать на эту тему. А аргументов — нет. Тогда их заменяют ассоциациями.

Ассоциативность — это вибрация № 9 в моей классификации. Я ее уже описал. Почему у меня нет совести? Потому что Юрьев якобы не хочет, чтобы русские изучали иностранные языки. А я ассоциативно напоминаю Ципко Юрьева.

Однако все не исчерпывается ассоциативностью как таковой! Вибрация № 9 («мне кажется, что похож на…») вплетается с вибрацией № 13 («мне не нравится») и с вибрацией № 14 («раз мне не нравится, то сволочь»). Такая мультипликация дает вполне однозначный результат. Строятся «антипартийные группы». Тут хоть Афанасьев, хоть Ципко — это одна и та же «дженерейшн». Партноменклатура, ставшая авангардом дебольшевизации.

Антипартийные группы… Их произвольным образом создают те же люди, которые проклинают Сталина как создателя этих самых (как им кажется, произвольных) антипартийных групп. А также Гайдара, который, как им кажется, похож на Сталина. Но им никогда не покажется, что они сами похожи и на Гайдара, и на Сталина — причем в их собственном описании.

Люди эти ссылаются на какие-то эталоны (ну, Струве или кто-то еще…). Если бы эти эталоны, воскреснув, могли прочитать тексты тех, кто к ним апеллирует… Тех, кто называет себя западниками и индивидуалистами и одновременно закатывает истерики в стиле шельмования произвольно объявляемых ими «групп» (а рекомендуемая западниками индивидуализация каждого случая? а доказательность?).

Демонтаж высоких западных норм осуществляется под аккомпанемент их истеричного восхваления. Альбац хочет быть западницей и носителем западных норм. А люди, преподающие журналистику в Гарварде, публично говорят, что ее метод диалога с собеседниками — это набор примеров попрания всех норм западной журналистики. И что они будут на этих примерах — как нельзя делать — учить своих студентов.

Скажут: «Так то Альбац, а не Ципко». Извините, я не о людях — о нормах. Я и в Альбац вижу симпатичные человеческие качества, например, хоть какой-то нонконформизм (штука редкая у нас сегодня, увы). И Ципко совершенно не собираюсь демонизировать А главное, меня люди в данном разбирательстве вообще не интересуют. Меня интересуют вибрации.

Лишь посему продолжаю заниматься «политической сейсмологией».

Итак, вибрации…

Если вы следите за тем, как они накладываются друг на друга, у вас не может не возникнуть потребность в каком-то объяснении таких психологических «дифракций и интерференций». За объяснением я предлагаю обратиться уже не к Чехову, а к Достоевскому. Конкретно к «Запискам из подполья».

Источники вибраций, они же актив перестройки, слишком долго жили двойной, подпольной, жизнью. Они уже не могут жить иначе. Они впитали в себя определенные стереотипы подпольного поведения и воспроизводят их уже автоматически, полубессознательно. Вчера они знали, что ненавидят Ленина, но отрекомендовывались верными ленинцами. Сегодня они знают, что Струве к ним никакого отношения не имеет, но отрекомендовываться будут, апеллируя к Струве. Держать в руках некое знамя и ненавидеть его… Не в этом ли общий корень всех исследуемых мною вибраций?

Вибрация № 15 — патент на любовь к народу. Патент выписывают себе сами перестройщики. Александр Сергеевич Ципко сам наделяет себя правом судить, кто любит русский народ, а кто нет. При этом он, конечно же, любит. А его оппонент, конечно же, не любит. Доказательства, опять же, не нужны и даже вредны.

Предположим, кто-то сказал, что «Россия — сука». Если этот «кто-то» свой, если он «нравится» и, соответственно, не «сволочь» (тут нужно добавлять дату: «нравится–2008», «сволочь–2008» и так далее), то он это сказал от избытка любви к России. От боли за нее. А также по причине своей бескомпромиссности, своего гордого нонконформизма, своей прямоты, готовности говорить правду-матку и так далее.

Перейти на страницу:

Кургинян Сергей Ервандович читать все книги автора по порядку

Кургинян Сергей Ервандович - все книги автора в одном месте читать по порядку полные версии на сайте онлайн библиотеки mybrary.info.


Исав и Иаков: Судьба развития в России и мире. Том 1 отзывы

Отзывы читателей о книге Исав и Иаков: Судьба развития в России и мире. Том 1, автор: Кургинян Сергей Ервандович. Читайте комментарии и мнения людей о произведении.


Уважаемые читатели и просто посетители нашей библиотеки! Просим Вас придерживаться определенных правил при комментировании литературных произведений.

  • 1. Просьба отказаться от дискриминационных высказываний. Мы защищаем право наших читателей свободно выражать свою точку зрения. Вместе с тем мы не терпим агрессии. На сайте запрещено оставлять комментарий, который содержит унизительные высказывания или призывы к насилию по отношению к отдельным лицам или группам людей на основании их расы, этнического происхождения, вероисповедания, недееспособности, пола, возраста, статуса ветерана, касты или сексуальной ориентации.
  • 2. Просьба отказаться от оскорблений, угроз и запугиваний.
  • 3. Просьба отказаться от нецензурной лексики.
  • 4. Просьба вести себя максимально корректно как по отношению к авторам, так и по отношению к другим читателям и их комментариям.

Надеемся на Ваше понимание и благоразумие. С уважением, администратор mybrary.info.


Прокомментировать
Подтвердите что вы не робот:*