Газета "Своими Именами" №4 от 24.01.2012 - Газета " (смотреть онлайн бесплатно книга .txt) 📗
В шестидесятых годах в Советском Союзе благодаря достигнутому высокому уровню образования людей происходят глубокие качественные изменения в технике и технологии общественного производства. Бурно развивается научно-техническая революция. Создаются комплексно-механизированные и автоматизированные цеха и предприятия, оснащённые станками с ЧПУ и высокопроизводительным технологическим оборудованием. В 1971 г. действовало уже 5 тыс. таких предприятий и 18 тыс. цехов. Новое производство в свою очередь требует увеличения подготовки квалифицированных рабочих и специалистов со средне-специальным и высшим образованием. Появляются совершенно новые профессии, изменяется характер труда. Тогда в промышленности уже работало 700 тыс. специалистов с дипломом ин-женера и техника на рабочих местах. По прогнозам их доля в ближайшие 15 лет должна была увеличиться до нескольких ми-ллионов!
В связи с этим в Директивах XXIV съезда КПСС на 1971-1975 гг. была по-ставлена задача о переходе ко всеобщему среднему об-разованию мо-лодёжи. Там указывалось: “...проблемы социального развития ре-шаются многими путями - техническим перевооружением сельскохозяйственного труда, механизацией и автоматизацией промышленного производства, мерами, направленными на повышения благосостояния трудящихся и сокращение рабочего дня. Но важнейшее значение имеет также новый подъём образованности и культуры народа. И в этом большом деле наше общество прежде всего опирается на школу”.
20 июня 1972 г. вышло постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР “О завершении перехода ко всеобщему среднему образованию молодёжи и дальнейшему развитию общеобразовательной школы”. 17 июля 1973 г. на шестой сессии Верховного Совета СССР были приняты “Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании”. Этот большой многоплановый документ закрепил основные принципы построения системы народного образования, кодифицировал важнейшие решения в области образования, отразил богатейший педагогический опыт в нашей стране, сформулировал задачи, стоящие перед народным образованием, создал прочную правовую базу для всех типов учебно-воспитательных учреждений в Советском Союзе.
Как отмечается в Статье 1, “Основы законодательства...” регулируют общественные отношения в области народного образования в целях наиболее полного удовлетворения запросов советских граждан и потребностей развитого социалистического общества в образовании и коммунистическом воспитании подрастающего поколения, обеспечения народного хозяйства рабочими и специалистами соответствующей квалификации.
В соответствии с Конституцией СССР советские граждане имеют право на образование. Это право обеспечивается обязательным восьмилетним образованием, осуществлением всеобщего среднего образования молодёжи, широким развитием профессионально-технического, среднего специального и высшего образования на основе связи обучения с жизнью, с практикой коммунистического строительства, обучения в школах на родном языке, расширением сети дошкольных и внешкольных учреждений, бесплатностью всех видов образования, системой государственных стипендий и других видов материальной помощи учащимся и студентам, организацией различных форм производственного обучения и повышения квалификации трудящихся. Учащимся и студентам устанавливаются соответствующие льготы.
Исходя из “Основ...”, в 1974 г. в СССР принимается первый “Закон об образовании”. В нём говорилось: “Целью народного образования в СССР в условиях планомерного и всестороннего совершенствования социализма, дальнейшего продвижения советского общества к коммунизму на основе ускорения социально-экономического развития страны является подготовка высокообразованных, творчески мыслящих, вооруженных глубокими знаниями, всесторонне, гармонично развитых граждан, убежденных борцов за коммунизм, воспитанных на идеях марксизма-ленинизма, в духе непримиримости к буржуазной идеологии и морали, любви к Родине, гордости за принадлежность к социалистическому Отечеству, дружбы и братства народов, сознательного отношения к труду, ответственности, организованности и дисциплины, соблюдения Конституции СССР, Конституции РСФСР и советских законов, уважения правил социалистического общежития, активно участвующих в общественной и государственной жизни”.
Через десять лет реформа образования 1984 года предусматривала следующее: осуществить реформу общеобразовательной и профессиональной школы - значит решить следующие основные задачи:
- повысить качество образования и воспитания; обеспечить более высокий на-учный уровень преподавания каждого предмета, прочное овладение основами наук, улучшение идейно-политического, трудового и нравственного воспитания, эстетического и физического развития; усовершенствовать учебные планы и программы, учебники и учебные пособия, методы обучения и воспитания; устранить перегрузку учащихся, чрезмерную усложненность учебного материала;
- коренным образом улучшить постановку трудового воспитания, обучения и профессиональной ориентации в общеобразовательной школе; усилить политехническую, практическую направленность преподавания; значительно расширить подготовку квалифицированных рабочих кадров в системе профессионально-технического обучения; осуществить переход ко всеобщему профессиональному образованию молодежи;
- усилить ответственность учащихся за качество учебы, соблюдение учебной и трудовой дисциплины, повысить их общественную активность на основе развития самоуправления в ученических коллективах;
- поднять общественный престиж учителя и мастера производственного обучения, их теоретическую и практическую подготовку, полностью обеспечить потребности системы народного образования в педагогических кадрах; повысить заработную плату и улучшить материально-бытовые условия педагогических работников;
- укрепить материально-техническую базу учебных заведений, дошкольных и внешкольных учреждений;
- усовершенствовать структуру общеобразовательной и профессиональной школы и управление народным образованием.
Реформу называли Брежневско-Черненковской. В практическом плане она предусматривала “вплотную подвести учащихся к выбору профессии”. В школах разворачивается обучение по различным рабочим специальностям. Учащиеся знакомятся с производством непосредственно на предприятиях. Поступают станки, оборудование, автомобили, сельхозтехника. В школах под руководством опытных мастеров и шефов с предприятий создаются производственные бригады и механизаторские звенья. Выпускники вместе с аттестатом получают удостоверения по полученной специальности: токаря, электрика, шофера, тракториста-комбайнера, мастера машинного доения, швеи и т.д.
Однако “производственная” часть ре-формы с самого начала сталкивается с большими трудностями. Предприятия крайне неохотно идут на взаимодействие со школами и ПТУ. У них свои задачи и планы, которые нужно выполнять. Нет специальных кадров и средств для организации производственной практики учащихся. Острым становится вопрос охраны детского труда на предприятии. Опасаясь несчастных случаев, руководители предприятий вместо практики ограничиваются, в лучшем случае, экскурсиями. Не хватает производственных специалистов и в школах. Практику организовывают и проводят учителя и классные руководители, и без того перегруженные учебно-воспитательной работой. Введение полного трудового дня нарушало нормальный ритм учебного процесса в школах, что приводило к снижению успеваемости. В это же время вводится обучение с шестилетнего возраста, и в школах, и без того страдающих нехваткой учебных кабинетов, часть классных помещений изымается под классы и спальни для шестилеток. Школы переходят на двух-трёхсменную работу.
Возложение на школу несвойственных ей функций - профессиональное обучение было ошибочным. Сама расплывчатость формулировки “вплотную подвести учащихся к выбору профессии” давала широкий простор для её понимания и реализации. Было непонятно: до какого уровня нужно “подводить”? Где этот предел “подведения”? Давать ли профессию и какую? Где брать для этого кадры квалифицированных мастеров производственного обучения, соответствующие помещения, станки, оборудование? Школьные бюджеты осилить всё это не могли.