Контрразведка ВМФ СССР 1941-1945 - Христофоров Василий Степанович (книги .txt) 📗
Оперативно-розыскная работа Отдела контрразведки Каспийской флотилии, как и работа отделов всех флотов и флотилий, осуществлялась в соответствии с Постановлением ГКО от 17 июля 1941 г. и приказами НКВД СССР и УКР «Смерш» НКВМФ по борьбе со шпионажем, диверсией, изменниками Родины, предателями, трусами и паникерами.
При организации работы контрразведчики учитывали и обстановку, складывавшуюся на фронтах Великой Отечественной войны, в первую очередь на участках, прилегающих к Каспийскому морю (Сталинград, Северный Кавказ).
Деятельность Отдела контрразведки флотилии условно можно разбить на три периода, в соответствии с действиями сил Каспийской флотилии. Первый период — с июня 1941 г. по июль 1942 г., когда флотилия активных действий не вела. Второй — с июля 1942 г. по сентябрь 1943 г., когда флотилия во взаимодействии с частями Красной армии принимала активное участие в боях с наступавшим на Сталинград и Северный Кавказ противником. С августа 1942 г. Каспийская флотилия была включена в состав действующих военно-морских сил СССР. Третий этап относится к периоду разгрома немецких войск под Сталинградом и к изгнанию их с Северного Кавказа. В этот период Каспийская флотилия вышла из боев и оказывала содействие наступающим войскам и Черноморскому флоту перевозками и формированием новых частей.
В 1941–1942 гг. Особый отдел флотилии провел большую работу по проверке и отбору моряков, направлявшихся на фронт. Предпринятыми мерами по отбору военнослужащих, в том числе и с использованием методов оперативно-розыскной работы, практически удалось исключить попытки дезертирства как при формировании и отправке, так и в пути следования подразделений на фронт.
За период Великой Отечественной войны с кораблей и из частей флотилии дезертировало 155 человек, из которых 64 были объявлены во всесоюзный, а 91 — в местный розыск. Более 60 человек, объявленных в розыск, были задержаны и арестованы контрразведчиками ККФ. Кроме того, были задержаны 6 военнослужащих, дезертировавших из других частей ВМФ и РККА, которые после ареста и проведенного следствия были осуждены к различным срокам заключения [621].
Всего же в 1941–1945 гг. Отделом контрразведки было арестовано 267 человек, из них: за шпионаж — 8; за изменнические настроения — 15; за террористические намерения — 6; за антисоветскую агитацию — 133; за распространение антисоветских слухов — 16; за воинские преступления — 16; за должностные преступления — 2; за дезертирство — 61; за другие преступления — 10 [622].
В период с 1941 г. по сентябрь 1943 г. Отделом контрразведки флотилии в портах Махачкала, Красноводск, Гурьев, Карабогазгол [623] и на территории Ирана были созданы оперативные группы, а в порту Астрахань — Отдел контрразведки при военно-морской базе, которые вели контрразведывательное обеспечение кораблей и частей флотилии.
Корабли флотилии сопровождали транспорты с нефтью и военными грузами, производили боевое траление на подходах к Астрахани, в августе сентябре 1942 г. перебросили из Астрахани в Красноводск на западное побережье моря два стрелковых и один кавалерийский корпуса, которые сыграли важную роль в наступлении Северной группы войск Закавказского фронта. В 1943 г. в Каспийской флотилии насчитывалось 175 кораблей [624].
С вступлением частей Красной армии и Каспийской флотилии в Иран контрразведчиками ККФ была проведена большая работа на территории этого государства по пресечению возможного проникновения агентуры иностранных разведок на объекты флотилии. Обеспечение безопасности наших моряков было возложено на сформированные для этих целей отделы, дислоцировавшиеся в иранских военно-морских базах (Пехлеви [625], Бендер-Шах [626] и Ноу-шехр [627]).
Как несомненный успех контрразведчиков можно расценивать раскрытие в Иране нескольких резидентур английской разведки с их сотрудниками. Данные материалы незамедлительно были направлены в Москву для информирования руководства страны.
Кроме того, были выявлены и пресечены факты занятия военнослужащих флотилии в период посещения иранских портов контрабандной деятельностью: они продавали местным жителям цветные металлы, а на вырученную валюту покупали и перевозили в СССР товары и продукты свыше установленных таможенных норм. Об этих фактах и принятых мерах информировался лично нарком ВМФ СССР Н.Г. Кузнецов.
Также в результате проведенной оперативно-агентурной комбинации ОКР «Смерш» ККФ был перекрыт канал нелегального перехода иранцев на территорию СССР [628].
В 1944 г., после окончания активных действий на Каспии, флотилия вступила в период плановой оперативно-боевой подготовки и комплектования своих частей. В это время на ККФ прибыло молодое пополнение, часть которого была призвана с территории, ранее оккупированной войсками противника.
В связи с этим главной задачей ОКР «Смерш» ККФ стало не допустить в соединения, а особенно в плавсостав боевых кораблей флотилии, лиц, запятнавших себя сотрудничеством с немецкими властями. Определенная роль в этой работе отводилась работе агентурного аппарата отдела.
С целью повышения уровня подготовки сотрудников, начиная с 1943 г., с оперсоставом отдела регулярно, один раз в неделю, проводилась профессиональная подготовка. В 1944 г. 29 оперработников прослушали 100-часовую программу обучения, с 1945 г. обязательным для всего личного состава отдела стало изучение английского языка [629].
Несмотря на то что значительную часть сотрудников ОКР «Смерш» ККФ составляла молодежь, контрразведчикам флотилии за годы войны удалось достичь неплохих результатов в оперативной работе по обеспечению безопасности кораблей и частей Каспийской флотилии и их личного состава.
В период Великой Отечественной войны за героизм и проявленное мужество 64 сотрудника контрразведки Каспийской флотилии были награждены правительственными наградами, из них орденами: Красного Знамени — 2, Отечественной войны II степени — 1, Красной Звезды — 7.
Ладожская военная флотилия
Ладожская военная флотилия (ЛВФ) была создана в октябре 1939 г. на Ладожском озере для обороны побережья и прикрытия приозерных флангов советских войск. В советско-финляндскую войну (1939–1940) корабли Ладожской военной флотилии оказывали огневую поддержку войскам 7-й и 13-й армий. В ноябре 1940 флотилия была переформирована в учебный отряд.
В первые месяцы войны в связи со стремительным наступлением немецких войск на северо-западе с целью захвата Ленинграда встала задача формирования озерных флотилий на этом направлении. И уже 25 июня 1941 г. в соответствии с приказом НКВМФ СССР начинается формирование Ладожской военной флотилии (ЛВФ) [630].
Она создавалась на базе бывшего Учебного отряда военноморских училищ НКВМФ и кораблей Морпогранохраны НКВД СССР [631], дислоцировавшихся с 1939 г. на Ладожском озере. В состав флотилии на первом этапе формирования вошли дивизионы канонерских лодок и тральщиков, а также некоторые корабли Балтийского флота. Основной задачей было содействовать советским войскам и обеспечивать озерные коммуникации. Первоначально ЛВФ была подчинена командованию морской обороны Ленинграда и Озерного района, с 22 сентября 1941 г. — командованию Балтийского флота.
21 июля 1941 г. начальник 3-го отдела Ленинградского гарнизона ВМФ полковой комиссар М.П. Сервианов информировал руководство 3-го Управления НКВМФ СССР и Особого отдела Северо-Западного фронта о задержке комплектования Ладожской флотилии кораблями: «3-й отдел Ленгарнизона ВМФ сообщает, что, несмотря на создавшуюся напряженную обстановку для частей Красной армии в районе Питкяранта [632] […] отмобилизация приписанных кан[онерских] лодок в количестве 7 единиц и 9 катеров “МК” до сих пор не закончена. […]