Реактивная артиллерия Красной Армии 1941-1945 - Макаров Михаил (книги без регистрации .txt) 📗
Базы имели следующую структуру: Центральная — командование, операционное отделение, отделы хранения, мастерская сборки выстрела, автобатальон (три роты и автомастерские), рота охраны, подразделения обслуживания, санитарная часть, транспортное отделение, мастерская литер «Б», хозяйственное отделение. По штату имелось: 651 чел., 10 спаренных и 15 ручных пулеметов, автомашин: легковых — 2, «Пикап» — 6, грузовых — 140, специальных — 8, автоцистерн -6, тракторов — 5.
Вологодская и Сталинградская полевые базы отличались уменьшенным составом. В каждой из них имелось по: 261 чел., 2 спаренных и 9 ручных пулеметов, автомашин: легковых — 1, «Пикап» — 2, грузовых — 49, специальных — 6, автоцистерн — 3, тракторов — 2.
25 сентября 1941 года военинженер 1 ранга В.В. Аборенков докладывает И.В. Сталину о том, что действующие на фронте боевые машины М-13, смонтированные на шасси трехосного автомобиля ЗИС-6, в осенних условиях резко снизили свою проходимость. С целью повышения подвижности минометных частей М-8 и М-13 была разработана машина М-13 на шасси трактора СТЗ-5. Проведенные Софринским артполигоном НКБ дали положительные результаты как по проходимости по любому виду грунта, так и по прочности и баллистическим свойствам. Особо отмечалось, что новая установка могла вести огонь на близких дистанциях. Установки М-13 на шасси ЗИС-6 такой возможности не имели.
Они могли вести огонь только начиная с дистанции 3,5 километра. Новую установку предлагалось принять на вооружение. 28 сентября Аборенков сообщает Сталину, что 27 сентября на Софринском полигоне были успешно испытаны боевые машины М-8 на танке Т-60 (Т-40), спроектированные НИИ № 3 НКБ и заводом «Компрессор» Наркомобщемаша.
Постановлением ГОКО № ГКО-726сс от 30 сентября 1941 года на вооружение Красной Армии принимались новые образцы пусковых установок — боевая машина М-8 на танке Т-60 и боевая машина М-13 на тракторе СТЗ-5. Кроме того, командующему минометными частями СВГК предписывалось к 30 октября 1941 года сформировать при Штабе формирований 1 МКАУ шесть полков М-8 и М-13: 12-й М-8 на шасси ЗИС-6, 13-й М-13 на шасси ЗИС-6, 14-й и 16-й М-8 на танке Т-60, 15-й и 17-й М-13 на тракторе СТЗ-5.
Первые бои гвардейских минометных полков выявили следующую особенность их применения. Прибывшие на фронт полки немедленно по-дивизионно расчленялись, дивизионы придавались армиям или дивизиям, а управление полка занималось функциями обеспечения боеприпасами и вопросами контроля. Стремление командующих армиями придавать дивизионы гвардейских минометных полков стрелковым дивизиям, действующим на важнейших направлениях, привело к тому, что управления полков оказались полностью исключенными из процесса управления подчиненными подразделениями. Дивизионы, формально оставаясь в составе полков, действовали на значительном расстоянии от управлений полков, становились все более и более отдельными в полном смысле этого слова. Внешне эффектные залпы этих подразделений оказались хорошим способом поддержания боевой устойчивости обороняющихся советских войск. В результате отдельный дивизион оказался более жизненно необходимым для стрелковых войск в данное время, чем полк. Получилось, что на нынешнем этапе наиболее рациональной формой организации минометных частей М-8 и М-13 стал отдельный гвардейский минометный дивизион. Поэтому с сентября 1941 года на фронтах происходило формирование дивизионов из отдельных батарей.
3 октября 1941 года Наркомом обороны были утверждены штаты фронтовых оперативных групп ГМЧ. По штату № 02/164 содержались оперативные группы Северо-Западного, Брянского, Юго-Западного и Ленинградского фронтов (схема 2).
В составе оперативной группы было: командно-начальствующего состава — 65, младшего начсостава — 43, рядового состава — 264, пулеметов: ручных ДП — 6, комплексных «М-4» — 6, автомашин: легковых — 5, грузовых -74, специальных — 5. По штату № 02/165 содержалась оперативная группа ГМЧ Южного фронта (схема 3).
Всего в оперативной группе имелось: командно-начальствующего состава — 67, младшего начсостава — 43, рядового состава — 270, пулеметов: ручных ДП — 6, зенитных комплексных «М-4» — 6, автомашин: легковых — 5, грузовых — 74, специальных — 5.
В октябре 1941 года, когда фронт приблизился к Москве, было принято решение о переводе штаба формирования в г. Арск Татарской АССР. Но уже во второй половине октября 1941 года в целях ускорения процесса формирования частей и подразделений ГМЧ, в первую очередь для Московской зоны обороны, принято решение о создании второго штаба формирования ГМЧ непосредственно в Москве (в Лефортово). Этот штаб был организован 23 октября 1941 г. по временному штату, утвержденному Военным Советом МВО, и далее формированием ГМЧ одновременно занимались два штаба формирования — в Москве и Арске. Первым начальником штаба формирования ГМЧ СВГК в Москве был назначен бывший командир 1-го гмп подполковник В.А. Шмаков, военным комиссаром штаба стал батальонный комиссар В.П. Порошин. Штаб разместился в бывшей средней школе № 443 на шоссе Энтузиастов. Для размещения формируемых частей Моссовет выделил несколько школьных зданий и других пустующих помещений. В них (а также на территории 1 ГМКАУ) прошло формирование практически всех частей ГМЧ в 1942–1943 годах.
Штаб в Арске с ноября 1941 года по февраль 1942 года формировал отдельные гвардейские минометные дивизионы (только штатный личный состав без техники) и направлял их железнодорожными эшелонами в Горький, где дивизионы получали автомашины и своим ходом следовали в Москву для укомплектования боевыми установками и проведения боевых стрельб на Алабинском или Софринском полигонах.
Постановлениями ГОКО № 828сс от 22 октября и № 833сс от 25 октября в состав утвержденной новой организации отдельной стрелковой бригады и стрелковой дивизии вводились соответственно — батарея PC (81 чел., 4 установки М-8 или М-13) и отдельный дивизион PC (191 чел., 8 установок М-8 или М-13).
5-7 ноября 1941 года на участке 222-й стрелковой дивизии (район д. Таширово Наро-Фоминского района Московской области) проводились испытания опытного образца новой установки М-8-16, разработанной НИИ-3 НКБ. Установка представляла собой одноосный прицеп, на котором было смонтировано 8 двухметровых спарок — направляющих под снаряд М-8. Боевая установка была снабжена механизмом горизонтирования в виде двух подъемных винтов с лапами. Наводка в вертикальной и горизонтальной плоскости осуществлялась при помощи специального поворотного и подъемного механизмов. Прицельное приспособление типа М-5, пиропистолет — нового упрощенного типа. Воспламенение пиропатронов осуществляется при помощи штатного пускового прибора и аккумулятора, смонтированного на установке. Установка весила около 400 кг и перевозилась, как прицеп, к полуторатонной автомашине с полным залпом на установке и с запасом снарядов на машине для пяти залпов (80 снарядов). Остальные тактико-технические характеристики установки были такими: залп — 16 снарядов, предельная дальность стрельбы — 5300 м, предельные углы возвышения: минимальный — 5 градусов, максимальный — 50 градусов, горизонтальный угол обстрела — 10 градусов. По огневым точкам и живой силе противника, расположенным в самой д. Таширово и в овраге северо-западнее ее, было сделано 4 залпа. Причем три залпа было произведено 6 ноября с установки, буксируемой автомашиной, и один залп — 7 ноября с установки, буксируемой тройкой лошадей с передком от 45-мм противотанковой пушки.
Постановлением ГОКО № 889сс от 11 ноября 1941 года для обеспечения вновь формируемых стрелковых бригад и стрелковых дивизий минометными частями М-8 и М-13 в городах Арск и Казань формировались:
— для стрелковых дивизий — 80 отдельных гвардейских минометных дивизионов М-8 и М-13 двухбатарейного состава с окончанием формирования: к 15 декабря 1941 года — 25 дивизионов, к 15 января 1942 года -30 дивизионов, к 15 февраля 1942 года — 25 дивизионов;