'Красный террор' в Россiи 1918 - 1923 - Мельгунов Сергей Петрович (читать книги онлайн бесплатно регистрация .TXT) 📗
Припомните вышеприведенныя телеграммы Ленина об анархистах -- и дeло станет болeе, чeм правдоподобным.
"Че-Ка" -- это старая охранка со всeми ея прiемами, со всeми ея методами психологическаго воздeйствiя, как отмeтил в своих исключительно правдивых очерках о Россiи нeмецкiй коммунист Фридрих Минк.17
"В Одессe образовалось новое филiальное отдeленiе В. Ч. К. -- сообщают "Общему Дeлу".18 -- На Фонтанной дорогe, на дачe-особнякe Конельскаго, открылся оффицiально: Статистическiй Отдeл Наркомздрава Р. С. Ф. С. Р. (Народнаго Комиссарiата Здравоохраненiя), прямое назначенiе котораго -заграничный шпiонаж и внутренняя борьба с военной контр-революцiей. Во главe этого учрежденiя стоит Член Коллегiи Одесской Губчека и Член Особаго Отдeла Вечека "знаменитый" Заковскiй (латыш). Громкiй и весьма отвeтственный пост "Резидента Бессарабiи, Польши и Галицiи" занимает московскiй "чекист", спецiально командированный в Одессу, как "спец", Михайловскiй. Его сожительница Ксенiя Владимiровна Михайловская (урожденная фон-Гернгросс), дочь полковника, носящая кличку "Лялька" и "Адочка", занимает также не менeе отвeтственный пост; она помощник Резидента и член Всероссiйскаго "Региступа" (Регистрацiонное Управленiе -- военный шпiонаж).
В руках руководителей этого учрежденiя вся сeть шпiонажа в Бессарабiи и пограничной Польшe.
Отдeл наркомздрава, живет широко, ни в чем себe не отказывая. Время от времени создают, чтобы отличиться пред центром, -- искусственные заговоры против совeтской власти. {283}
Так, недавно ими была раскрыта бeлогвардейская шпiонская организацiя, ими же инсценированная. "Адочка", благодаря своему миловидному личику, знакомится с офицером, наивно разсказывает ему о существованiи офицерской организацiи, для вящаго доказательства предлагает читать подпольную прокламацiю, призывающую к сплоченiю всeх противобольшевицких сил для сверженiя ненавистной совeтской власти, час паденiя которой близок (наступленiе Врангеля из Румынiи?), услужливо заготовленную на пишущей машинкe в "Стат Отдeлe Наркомздрава", и если наивный офицер относится еще с недовeрiем, то предлагаемыя "Адочкою" денежныя суммы, яко-бы от имени организацiи на поддержку бeдствующих офицеров, плeняют наивнаго окончательно и тот, с своей стороны, посвящает нeкоторых прiятелей в существованiе "организацiи". Таким образом, составляется группа желающих вступить в члены "организацiи" или хотя бы одобряющих идею существованiя таковой. Цeль достигнута, на сцену появляется Михайловскiй, Заковскiй и отряд "чекистов". Группа арестовывается. Слeдствiя для военной контр-революцiи не существует и невинныя жертвы гнуснeйшей провокацiи разстрeливаются".
"Ч. К. на стражe революцiи"... И когда в большевицких кругах идут разговоры о ея сокращенiи, о введенiи в норму -- тогда на сцену появляется старый прiем устрашенiя, выработанный долгой практикой Департамента Полицiи. Раскрывают существующее и несуществующiе контр-революцiонные заговоры: "Ч. К. на стражe революцiи"! Может быть, появится и свой "коммунистическiй" Азеф!
В Москвe при В. Ч. К. существует особый штаб "проституток". Спецiально использоваются дeти 12 -- 14 лeт, которыя за свою работу получают деньги, подарки, сладости. Сотням предлагают купить свою жизнь, приняв на себя функцiи тайных агентов Ч. К. Сколько трагедiй на этой почвe! Вот {284} нeкая В. под угрозой разстрeла отца соглашается на предложенiе Ч. К. Укоры совeсти ведут к самосожженiю....19 Аналогичную исторiю самоубiйства одной женщины, повeсившейся послe оговора невинных людей, разсказывает корреспондент "Times" в своих извeстных очерках "Russia to-day". "Надо прослeдовать в дебри средневeковья, -- добавляет он -- чтобы найти что либо подобное Г. П. У."20
Провокацiя процвeтает в низах. Недаром, как свидeтельствует сама "рабочая оппозицiя" коммунистической партiи, в рабочих кругах комячейки называются "комищейками". Тюрьмы полны так называемыми "насeдками".21 Безконечное количество крупных дeл о взятках, подлогах, хищенiях и пр., оканчивавшихся смертным приговором, сфабрикованы были самими агентами Ч. К., заинтересованными лично в процентном отчисленiи с каждаго дeла (за раскрытiе дeл о спекуляцiи слeдователь получал 5% суммы). Я знаю, напр., одно дeло, начатое в Москвe мeстной Ч. К. при характерных бытовых обстоятельствах. У нeкоего Р. кутили два слeдователя, арестовавших разоткровенничавшихся хозяина и гостей. Жена Р. обратилась к прис. пов. П. Тот написал в президiум Ч. К. бумагу с изложенiем дeла. Финал был неожиданный. П. был арестован, так как у него не было "права" обращаться {285} в Ч. К. В результатe он попал в Новоспасскiй концентрацiонный лагерь.
Система массовых обысков, арестов, облав и засад -- это особый способ "самоснабженiя чекистов", по словам одного из составителей сборника "Че-Ка". Что же это неправда? Отвeтом может служить характерное объявленiе самого Московскаго Совeта, помeщенное в газетах 9-го декабря 1919 г.: здeсь признавалось, что всe квартиры, гдe были засады, подверглись "полнeйшему разгрому" -- "обворовывались до основанiя".
Да, многiя чекистскiя организацiи дeйствительно были "бандитскими и мародерскими", как их назвал первый большевицкiй комиссар юстицiи лeвый с.-р. Штейнберг. И когда начинали обличать эти "бандитскiя и мародерскiя организацiи", онe находили авторитетных защитников в лицe истинных вдохновителей и руководителей Чрезвычайных Комиссiй. Так выступил на их защиту еще 22-го сентября 1918 г. сам Петерс: "За послeднее время -- писал он в No. 2 "Еженедeльника В. Ч. К." -- враги совeтской власти снова начинают распространять гнусную клевету о взятках, подкупах, ложных доносах"... "Нечего падать в обморок -- продолжал он -- если было нeсколько случаев злоупотребленiй: новые люди не привыкли к юридической мудрости". Всe обвиненiя объявлялись "безсовeстной ложью буржуазiи".
А другой чекист в No. 5 "Еженедeльника" в отвeт на обличенiя выступает с такого рода успокоительным заявленiем: "А значит мы сильны, ибо жулики народ практическiй и к слабым не примазываются". Стоит ли удивляться послe этого, что в одном из донесенiй Эльстона Керзону22 говорится об общеупотребительном прiемe в Перми: мeстные купцы арестовываются, выпускаются за деньги, опять арестовываются и, наконец, разстрeливаются. {286}
Кубанская Ч. К. создала цeлый промысел из системы заключенiя в тюрьму в цeлях полученiя соотвeтствующих денежных сумм.
За крупныя суммы освобождали в Одессe -- говорят показанiя многих в Деникинской Комиссiи. А в Москвe? И она не представляла исключенiя.
Тираспольская Ч. К., да и другiя, пограничныя с Бессарабiей, создала в 1920 -- 21 гг. цeлый промысел по переправкe бeглевцов за границу. Нeкто С. М. С. довольно образно описывает эту дeятельность мeстной чрезвычайной комиссiи.23 Во главe стоит комендант Особаго Отдeла Румчека.
"Всe приднeпровскiе городки и мeстечки кишат поэтому маклерами, предлагающими перевезти в Бессарабiю, "как на дредноутe". Счастье тому, кто попадает на обыкновеннаго маклера, работающаго "честно", т. е. передающаго взятку какому нибудь влiятельному чекисту. Сплошь и рядом, однако, под видом посредников работают очень удачно сами чекисты. В послeднiй момент, когда жертва уже идет к берегу, "неожиданно" появляется засада и хватает бeглеца и его имущество. Так как послeднее -- обычно иностранная валюта или золото -является главным вещественным доказательством неудавшагося государственнаго преступленiя, то обычно начинается торг, и бeглец отпускается"...
"Особенно грязную роль во всeх этих исторiях играют наравнe с чекистами так называемые "подпольники". Оффицiально это агитаторы и пропагандисты, отправляемые совeтской властью в Бессарабiю для подпольной работы. Фактически это контрабандисты.
Они же являются и главными "переправщиками". Один из них в минуту откровенности разсказывал, как он сам переправляется: "являешься в Румчека, показываешь мандат, там тебя регистрируют, {287} дают матерiалы, румынскiй паспорт и валюту и указывают точно час и мeсто, гдe надо переходить. Румынскому патрулю надо лишь предъявить членскiй билет коммунистической партiи".