Наградная медаль. В 2-х томах. Том 2 (1917-1988) - Чепурнов Николай Иванович (хорошие книги бесплатные полностью TXT) 📗
В тот же день нас перебросили в другое место: батарею засекли на открытом пространстве, и перекосить нас из пулемётов ничего не стоило. Мы опять заняли новое, неожиданное для немецких лётчиков, место. Позже были и ещё сбитые самолёты, но запомнился именно этот первый серьёзный бой. И первая победа, вселившая в нас уверенность. Оказывается, можно фашистов бить, да ещё как бить! Три года я был на Карельском фронте, много чего повидал и пережил, а вот этот эпизод войны хорошо запомнился. Батарея наша стала называться снайперской. А я на ней наводчик!
Да… тогда порядок был, — закончил свой рассказ Вячеслав Николаевич, — а теперь… Я бы всех этих болтунов-«демократов»… на Колыму. Дисциплины никакой, полный развал. Дожили с этой перестройкой… Есть нечего, одеть нечего и никто ни за что не отвечает. Только болтают по телевидению. Порядок нужен, дисциплина!
Медаль «За взятие Берлина». 1945 г.
Медаль «За взятие Берлина» и положение о медали учреждены Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 мая 1945 года.
Медалью награждались:
военнослужащие Советской Армии, Военно-Морского Флота и войск НКВД — непосредственные участники героического штурма и взятия Берлина, а также организаторы и руководители боевых операций при взятии этого города.
Всего медалью «За взятие Берлина» награждено более миллиона человек.
Рассказ этот записан на магнитофонную ленту. Автор попросил бывшего полкового инженера, участвовавшего во взятии Берлина в звании капитана, Ивана Степановича Дорожкина рассказать о боях за Берлин. Вот эта запись:
— По Польше мы шли стремительно — пятьсот километров пройдено примерно за пятнадцать суток. А тут оттепель, бездорожье, вот мы и оторвались от тыловых подразделений. Но останавливаться никак невозможно, нельзя давать укрепиться врагу, перейти к обороне. Надо было его гнать и гнать. Фашисты упорствовали, огонь со стороны Зееловских высот, противостоящих нашему полку, был очень плотен. С нашей стороны много танков, самая разная артиллерия, все виды авиации, но гитлеровцы в таком, казалось бы, аду зло сопротивлялись. За ними стоял Берлин, до которого оставалось меньше пятидесяти километров.
Семь-восемь дней шли упорные бои на подступах к городу: сплошные укрепления, и все оставшиеся у Гитлера войска были брошены против наступающей Советской Армии.
25 апреля наш полк вступил в пригороды Берлина. Участок боёв сузился, все стрелковые части, как и мы, наступали по одной-двум улицам, не больше. Полк поддерживала артиллерия, в какой-то степени танки. Но им трудно было в городе, из каждого окна танк мог быть подбит фаустниками. Все улицы забаррикадированы и хорошо простреливались. Продвижение наших солдат, пехоты шло не по улицам, а по первым этажам домов. Из дома в дом. Иногда немцы поднимутся на верхние этажи, а мы идём дальше.
В нашу задачу, задачу сапёров, входила такая простая, казалось бы, обязанность — делать проходы для пехоты. Улицы пробивали в основном танки. А для пехоты мы взрывали, а иногда и кирками пробивали стены, и так, из одной комнаты в другую, продвигались.
— Каждый дом оборонялся?
— Каждый дом, каждый.
— Населения в этих домах уже не оставалось?
— Жителей почти не было. Изредка случалось находить их в подвалах. Но фашисты сидели в каждом доме, на каждом этаже. Всегда можно было ожидать пули или гранаты с потолка. Все понимали, что это последние бои, война кончалась, умирать никому не хотелось, но с каждым взятым нами кварталом ярость фашистов всё возрастала.
В конце улицы Унтер-дер-Линден, в каком-то из переулков, не помню уже сейчас, находилась имперская канцелярия, само логово Гитлера, его бункер. Мы как раз тут и проходили. То, что Гитлера сожгли, вернее, сожгли его труп, мы тогда не знали. Во дворе, правда, горел костёр, но ведь горело всё вокруг: горели бочки, машины, мебель — мы на это не обращали внимания. Может, я рядом был, как знать… Наша задача была взять имперскую канцелярию, мы её взяли. Другие подразделения брали рейхстаг, там другая дивизия наступала. На этом, по существу, мы войну и закончили. Меня наградили вторым орденом Красного Знамени. За инженерное обеспечение части при взятии Берлина и непосредственное участие в боях. Не менее дорога мне и другая награда, как память о тех днях, — медаль «За взятие Берлина».
Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.». 1945 г.
Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» учреждена Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 мая 1945 года.
Согласно положению о медали «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» и положению о порядке её вручения медаль вручалась:
Всем военнослужащим и штатному вольнонаёмному составу частей, соединений и учреждений Советской Армии, Военно-Морского Флота и войск НКВД, принимавших непосредственное участие на фронтах Отечественной войны;
военнослужащим и лицам штатного вольнонаёмного состава Советской Армии, ВМФ и войск НКВД, прослужившим не менее трёх месяцев (для военнослужащих) и не менее шести месяцев (для вольнонаёмного состава) в управлении военных округов, органах местного военного управления, в запасных и учебных частях всех родов войск, в военно-учебных заведениях и курсах, в специальных частях и службах, органах ВОСО, комендатурах, военных складах, базах, госпиталях, ветлазаретах, в составе местных стрелковых частей, аппаратов военпредов, а также в центральных управлениях НКО, НКВМФ и войсках НКВД, обеспечившим победу своей успешной работой:
по проведению мобилизации, по обучению и комплектованию пополнений для фронта;
по подготовке командных кадров для Советской Армии, ВМФ и войск НКВД;
по бесперебойному снабжению и поставкам всех видов вооружения, боеприпасов, средств транспорта и связи, снаряжения, обмундирования и довольствия фронтам;
по организации противовоздушной обороны;
по охране и конвоированию военнопленных;
по обеспечению оперативной связи с фронтами;
по охране военных объектов, военного имущества, особо важных предприятий промышленности, строительству оборонных сооружений и порядка в тыловых районах;
по снабжению и питанию войск в пути;
по лечению и уходу за больными и ранеными бойцами и командирами Советской Армии, ВМФ и войск НКВД;
личному составу органов НКВД и НКГБ, обеспечившему победу своей работой;
военнослужащим и лицам штатного вольнонаёмного состава, служившим в период Великой Отечественной войны в рядах действующей Советской Армии, ВМФ и войсках НКВД, но выбывшим по ранению, болезни или увечью, а также переведённым по решению государственных и партийных организаций на другую работу вне армии;
работникам тыловых эвакогоспиталей Советской Армии и Военно-Морского Флота, переданным в ведение Наркомздрава СССР и считавшимся мобилизованными для обслуживания эвакогоспиталей;
рабочим, служащим, колхозникам и другим лицам из гражданского населения, принимавшим активное участие в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в составе партизанских отрядов, действовавших в тылу врага.
Лица, награждённые медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», впоследствии имели право на награждение юбилейными медалями «Двадцать лет победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «Тридцать лет победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» и «Сорок лет победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».